Единство или раздрай?

Конечно, не нам это решать, а гражданам Израиля. Но если хоть в какой-то мере верно мнение, что со стороны бывает виднее, это уже резон и нам присмотреться внимательней. Тем более, что уже 60 лет мы смотрим на Израиль по-родственному, радуясь его успехам, но больше тревожась постоянным напряжением, в котором держит его агрессивное окружение. Когда это напряжение близилось к пределу, Израиль обретал единство и давал врагам отпор, но стоило напряжению снизиться, как тут же возникали липовые миротворцы со своими доморощенными и сторонними идеями ословского умиротворения или одностороннего размежевания, с безнадежным квартетом, с краплеными дорожными картами. Пока квартет раскладывал свои хитрые пасьянсы, враги Израиля наращивали силы, а в Израиле тем временем бушевали страсти внутреннего идейного раскола политической элиты на левых и правых, хотя и тем, и другим понятно, что вполсилы воевать нельзя и что их взаимная непримиримость только на руку врагам.

Прошедшие в Израиле выборы, хотя и отразили присущие системе пороки, все же определили императив, к которому страна должна была прийти неизбежно. Этот императив — единение всех сил общества в главном, преодоление разногласий по второстепенным вопросам и создание стабильного правительства национального единства. Президент Израиля Шимон Перес как мудрый патриарх при поручении формирования правительства лидеру «Ликуда» Биньямину Нетаниягу сразу усмотрел этот императив, попросив его озаботиться о наиболее широкой правительственной коалиции. И Нетаниягу заверил президента, что в первую очередь предложит войти в коалицию именно Ципи Ливни и Эхуду Бараку. Невиданное, казалось бы, дело: имея гарантированное правое большинство в будущем кнессете, победитель зовет в правительство побежденных. Но таково положение страны, что компромисс ради единства предпочтительней идейной разобщенности.

Хотя Ливни и Барак приглашение Нетаниягу не приняли, я все-таки надеюсь, что, поартачившись, они образумятся, ибо их уход в глухую оппозицию будет означать и уход с политической сцены вообще. При окончательном отказе Ливни от участия в правительстве партия «Кадима», я думаю, развалится. По крайней мере, Шауль Мофаз, второй номер в партии «Кадима» и недавний соперник Ливни на партийных выборах, вряд ли вдохновится сидением в оппозиции. Ему-то совершенно естественно вернуться в «Ликуд», как и другим, опрометчиво оттуда за Шароном сбежавшим.

Да и вообще эта партия, составленная Ариэлем Шароном на живую нитку из примкнувших к нему перебежчиков, — образование искусственное. Она никогда не имела ясной программы, кроме скандального одностороннего размежевания, и эта ее наспех сколоченная платформа теперь окончательно рушится, причем не только в связи с полной неудачей ее практического воплощения, но еще и в связи с недавним заявлением Шимона Переса, что уход Израиля из Газы был ошибкой. Многим это давно было ясно, тем не менее очень важно, что теперь это заявление прозвучало из уст человека, в прошлом оказавшего Шарону полную поддержку в создании партии и даже покинувшего свою родную «Аводу» ради вступления в новосозданную «Кадиму». «Я выступал тогда за уход и чувствую теперь, что ошибся, — заявил Перес. — Независимо от того, что произойдет в будущем, мы не повторим прошлых ошибок».

Ошибка ошибке рознь. Об уходе из Газы, как и об уходе до того из Южного Ливана, можно было бы вспомнить крылатую французскую фразу «Это больше, чем преступление: это ошибка», но что же делать, отдадим должное мужественному поступку Шимона Переса, хоть теперь признавшему уход из Газы ошибкой — он все-таки достойный человек на посту президента Израиля.

Что касается партии «Авода», скатывающейся в непоправимую левизну, то ее провал на выборах в кнессет, очевидно, не сулит Эхуду Бараку долгого лидерства в ней, так что его несговорчивость с Нетаниягу более чем странна. Если «Авода» из-за амбиций Барака или усилий крайних ее леваков уйдет в оппозицию правительству, в ней, пожалуй, тоже пойдет губительный раздрай. А в правительственной коалиции она, как и «Кадима», может получить достойное признание как ценное в международном плане приобретение, демонстрирующее миру — друзьям и врагам — единство израильского общества в противостоянии грозящим ему опасностям. Поэтому я все еще надеюсь, что обещание, данное Биньямином Нетаниягу Шимону Пересу относительно широкой правительственной коалиции, может быть исполнено.

То есть, я имею в виду, что успех правых на выборах не должен отталкивать другую почти половину общества в оппозицию. Формирование правительства только из правых партий нежелательно, поскольку ограничит его возможности внутри страны и авторитет в мире. Ливни и Барак возьмут на души свои большой грех, если неоправданным упрямством вынудят Нетаниягу сузить коалицию. Обойдется он и без них, но попытка укрощения строптивой продолжается, ибо, по крайней мере, с нею ему легче было бы в Америке, где, очевидно, придется противостоять каким-то новым и не обязательно дружественным тенденциям, уже отчасти проявляющимся. Как ни важна для Израиля Америка, у Израиля в отношениях с соседями своё видение и свой резон, с чем и в Вашингтоне будут считаться, но только в том случае, если политическая линия Израиля будет прямой и ясной, опирающейся на прочное единство, а не виляющей в зависимости от расстановки его лидеров. В этом плане коварное предложение Ливни о ротации на посту премьер-министра то «Ликуда», то «Кадимы», конечно же, абсолютно неприемлемо, почему и было «Ликудом» отвергнуто.

Очередной пример раздрая в израильском руководстве продемонстрировало миру решение Эхуда Ольмерта и действующего кабинета министров поставить требование об освобождении захваченного ХАМАСом израильского солдата Гилада Шалита непременным предварительным условием открытия пограничных пропускных пунктов и продолжения переговоров о перемирии в Газе, ведущихся при посредничестве Египта. На мой взгляд, очень верное решение, давно была пора поставить этот вопрос ребром. И если ХАМАС с ним не согласен, а Египет даже раздражен, то это их проблемы, но оказывается, что и официальный израильский переговорщик, доверенное лицо Эхуда Барака, тоже с решением своего правительства не согласен: «Всё, чего Израиль добился, — это сумел обидеть Египет, единственного партнера Израиля по попыткам урегулирования, — заявил он в газете «Маарив». — Если мы потеряем Египет, то останемся один на один с иранской осью, к которой уже присоединился Катар и к которой приближается Турция»… А Египет не боится остаться один на один? И что это за переговоры, где Израилю выкручивают руки, где все уступки ждут только от него?

Что касается предмета переговоров Израиля с террористами — то «Хизбаллы», то ХАМАСа — о вызволении захваченного израильского солдата (которого, возможно, и нет уже в живых) в обмен на освобождение из израильских тюрем полутора тысяч опасных головорезов, то это невиданный в мировой практике прецедент, вредный и аморальный, дающий террористам пополнение и побуждающий их к похищению людей как средству политического давления. Одно время, когда израильским спецназом были захвачены хамасовские министры и парламентарии, казалось, что их можно обменять на похищенного солдата и тем самым положить конец порочной практике несимметричных переговоров, но дело не возымело продолжения, кто-то, наверно, Израилю не разрешил…

Положительным фактором в политической жизни Израиля явился феноменальный электоральный успех партии НДИ. Ее лидер Авигдор Либерман, бывший ликудовец, политик сильный и неординарный, можно сказать, неполиткорректный, но именно эти качества и востребованы больше всего сейчас в Израиле. Его пять требований к будущей коалиции широко обсуждаются, хотя в развернутом виде документ не опубликован. Может быть, он потому и не опубликован, чтобы придать этим требованиям некоторую гибкость в свете предстоящих переговоров и согласований с партнерами по коалиции.

Среди этих требований есть, на мой взгляд, бесспорное: принятие закона, увязывающего израильское гражданство и соответствующие гражданские права с декларацией верности государству, предоставляющему эти права. Есть требования, которые, очевидно, назрели и после соответствующей разработки могли бы быть представлены на общенациональный референдум: о переходе к президентской системе правления, об изменении избирательной системы. Есть требование отказа от переговоров с террористами и свержения правительства ХАМАСа в Газе — тут можно обсуждать нюансы относительно методов достижения поставленной цели: силовых, дипломатических, экономических. Наконец, есть требование легализации гражданских браков, справедливое, затрагивающее интересы множества лояльных государству граждан, особенно репатриантов, но, к сожалению, игнорируемое ортодоксами религиозных партий, почему-то (пожалуй, только из меркантильных соображений) вдруг возомнившими в Либермане своего главного врага.

Раздор по этому пункту между НДИ и ШАС никак нельзя признать существенным препятствием для их сотрудничества в правительстве национального единства. Надо найти компромисс и прийти к согласию, иначе может получиться так, как случилось у нас в Америке, когда под прикрытием споров об абортах (Pro-Life or Pro-Choice?) да об однополых браках, то разрешаемых, то отменяемых, во власть потихоньку пришли, боюсь, какие-то разрушители капитализма.

Кстати сказать, сам Либерман, несмотря на имеющиеся у него разногласия с потенциальными коллегами по коалиции, настаивает на создании широкого правительства: «Страна нуждается в правительстве национального единства, — заявил он. — Если таковое не удастся создать, то мы встанем перед тяжелой дилеммой: узкая коалиция или очередные выборы». Этого только теперь Израилю не хватало…

В это тревожное время, когда Иран вот-вот обретет ядерное оружие и опасные речи его бесноватого президента будоражат толпы фанатиков, когда инспирируемые Ираном и Сирией «Хизбалла» и ХАМАС готовят новые вылазки, когда европейцы в левацком дурмане теряют здравый смысл и волю к сопротивлению исламизации, когда ХАМАС через сенатора Керри передает письмо президенту США, когда российский геополитик Дугин вещает, что поражение США в Газе означает автоматическую победу России, когда ко всему прочему сеет неизвестность и панику мировой экономический кризис, единству всего народа Израиля в обеспечении своей безопасности нет альтернативы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора