Мои друзья поддерживают Хамас…

— Шавуа тов, р. Элиягу!

У меня к Вам такой вопрос. Я никогда не различала в своих друзьях или знакомых национальность или религию, которую они исповедуют.

У меня есть немало друзей-мусульман. Мы всегда поздравляем друг друга с нашими религиозными праздниками, они приходят к нам на Песах и другие праздники. Но сейчас, когда проходила военная операция в Газе, все изменилось… Вдруг мои мусульманские друзья стали на сторону ХАМАСа, то есть против моего народа и моей страны…

Я не знала, как поступить, пыталась объяснить им, что происходит на самом деле, но все это еще больше демонстрировало их неприязнь к евреям… Хотя они постоянно повторяли, что очень уважают меня и мою семью.

Мой вопрос в следующем: как правильно себя вести в таких ситуациях? И стоит ли держать дистанцию в общении?

Дина,

Москва

— Не далее чем вчера, отвечая на вопрос, присланный на наш сайт, я выразил мысль о том, что «к другим людям, неевреям, следует относиться не просто толерантно, но и доброжелательно. Исключение составляют лишь активные антисемиты. В быту, по возможности, надо избегать общения с ними…»

Ваш вопрос переносит нас в иное пространство: не об общей доброжелательности и добрососедстве идет речь, но о дружбе. Можно ли дружить с неевреями?

Ответ, как ни странно, пусть и косвенно, содержится в тексте Вашего письма.

«Я никогда не различала в своих друзьях или знакомых национальность или религию, которую они исповедуют…», — пишете Вы.

На первый взгляд это выглядит как будто бы хорошо и даже «прогрессивно». Но это только на первый взгляд. Потому что такое отношение к людям демонстрирует безразличие человека к собственному народу, его вере и традициям. Поэтому при нем и позволительно говорить «дикости», в частности — о поддержке ХАМАСа, открыто заявляющего со дня своего основания, что его цель — физическое уничтожение Израиля. То есть Вашего народа (как Вы, собственно, правильно отметили в продолжении письма). Таким вот «не различением» Вы и дали понять своему окружению, что при Вас можно высказывать антисемитские идеи.

Если бы они знали, что для Вас самое дорогое Ваш народ и Ваша вера, они сами осознали бы, что с их мировоззрением выход из ситуации только один: прекратить дружбу с Вами. И не оскорблять Ваши чувства.

Более того, поздравив свою подругу с мусульманским праздником, Вы как бы выразили одобрение ее жизненным постулатам, дали ей карт-бланш и на некоторые практические выводы из мировоззрения ислама. И поскольку мы никак не можем быть знатоками чужой религии, Вы не объясните подруге, что она, будучи мусульманкой, все же неправильно понимает ислам. Не скажете ей, что ислам имеет другую основу, и его не следует воспринимать так, как его интерпретирует ХАМАС, который утверждает, что именно он — носитель истины ислама, в его практическом аспекте.

Да, правильная позиция для нас — доброжелательное, добрососедское отношение к неевреям (если они не явные антисемиты). Доброжелательное, но — сдержанное. То есть нам, по Вашему же выражению, следует «сохранять дистанцию». Отношения не должны переходить в дружбу. Потому что дружба предполагает единение…

Нам не следует поздравлять их с религиозными праздниками и приглашать их на свои. Не следует критиковать их традиции, избегая подобных обсуждений. И тогда они без труда поймут, что нам не интересны (именно — не интересны) «сравнительные» дискуссии с ними о религиях, в том числе и о наших традициях, нашем мировоззрении и образе жизни.

Только таким способом и можно сохранить прочные добрососедские отношения с представителями других народов.

Не с оголтелыми антисемитами, конечно же. С ними вредны любые отношения (кроме, увы, вынужденных, связанных с какими-либо внешними обстоятельствами).

Видимо, Ваших друзей (включая и «близкую» подругу) можно причислить к этой категории.

Поблагодарите Всевышнего, что Вам открылась их сущность и — отдалитесь от них.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора