Размечтался: «Судей не злословь и предводителя в народе твоём не проклинай!» Нынешние «масс-медиа» как раз и построены на «злословь», «проклинай»! Кто позабористей приложит, тот и лучший журналист.
О ком же речь? В Талмуде спорят рабби Акива и рабби Ишмаэль: этим пасуком запрещено оскорблять земных судей или Высшего Судью? Ведь используемое слово «элоим» может означать и то, и другое (а также правителей). Все согласны, что сам запрет распространяется и на судей, и на «биркат Ашем», поношение Имени. (Обычно используют эмферизм «благословение Имени», чтобы даже в таком контексте не сопоставить Создателя с чем-то недостойным.) Спор — о грамматике фразы и «что из чего выводится?».
«Предводитель» (президент, князь) здесь — глава народа или председатель Большого Сангедрина. Согласно же рабейну Бехайя, это царь. Если не устроит тебя решение его суда, всё равно не можешь ты власть поносить. Уточняет рабейну Бехайя, что Тора сперва назвала судью, поскольку прежде поминают Царя царей и лишь затем земного правителя.
Есть, впрочем, другое объяснение: судья предшествует предводителю, поскольку правление нередко передаётся по наследству, а не всякий сын сведущ в Законе! Судью же избирают из мудрецов. Нам известен принцип: «мудрец Торы выше царя» (в смысле причитающегося уважения). Это и подчёркивается очерёдностью запретов.
Ещё один аспект: Тора использовала слово, которое может означать также и Всесильного, поскольку праведный судья является полномочным представителем Б-га на земле. Он следит за воплощением Закона, приводит в общество справедливость и милость. Его, судящего ответственно и беспристрастно, направляет Святым духом Сам Творец! Бережёт от ошибок. Все, кто хоть немного знакомы со структурой еврейского судопроизводства, знают, что оно юридически подразумевает прямое соучастие Творца. Например, в законах о лжесвидетелях, в чередовании земного и небесного наказаний…
Мальбим акцентируется на терминах, которые мы перевели как «злословить» и «проклинать». На иврите это «текалель» и «таор». Первое связано с «каль», лёгкий. Т.е. лишить уважения, значимости, делать презренным. «Таор» же мы прочтём в благословении Создателя Аврааму: «Злословящих тебя прокляну». Они только раскроют против тебя рот, а Я нанесу им словом реальный ущерб.
Очень интересен подход рава Аарона Бекшта. Тора не дана человечеству как «ловушка», чтобы Создатель имел повод к нам придраться! Мы уверены, что заповедь «люби ближнего, как самого себя» вполне человеку по силам. Легко её соблюдать с близкими и приятными тебе людьми. Но зачем же тогда ещё одно повеление: «не ненавидь брата своего в сердце своём!»? Очевидно, здесь речь о человеке, которого есть важная и логичная причина ненавидеть. Судья, правитель (и раввин) принимают решения, которые могут тебя огорчить. Тора реалистична, она просит: не можешь любить, хотя бы не ненавидь! А если и это не под силу — хотя бы не злословь! А уж ежели кровь так ударила в голову, что распустился язык, постарайся уменьшить приносимое зло — не проклинай!
Многие мудрецы подчёркивают, что из слов «в народе твоём не проклинай» следует запрет проклинать любого кошерного еврея. И ещё один, важнейший момент: всё это касается только такого судьи и руководителя, который пребывает «в народе своём». «Чьи дела — дела нашего народа». Кто живёт и ведёт своих подопечных по закону Торы. «Но не как (грешный) царь Ахаз и подобные ему!» Однако при всём том пророки запретили проклинать даже недостойного царя! «Из-за опасности» (как для проклинающего, так и для народа, в котором могут увеличиться смуты).
Рамбам подробно описывает «рациональный» аспект приведённого нами закона. Сказали мудрецы Мишны: «Молитесь за благополучие властей! Если бы не они, люди живьём проглатывали бы друг друга!». Причём говорится это вовсе не о власти праведного еврейского царя. Рамбам прибавляет: люди ставят над собой руководителя, и если он действует правильно — народ выигрывает. Если ошибётся — проиграют все. Но поскольку «мнения людей многочисленны и невозможно им прийти к согласию», ущерб от возможной анархии всё равно перевесит вред от ошибки судьи или предводителя. Для тех же, кто сомневается, напомним первый акт «молодой иракской демократии»: сразу после падения кровавого режима Саддама Хусейна публика разнесла и разграбила всемирно известный Багдадский исторический музей. Впрочем, если вам сие роднее, вспомните убийства и мафиозные разборки демократической «перестройки»…
Мы оказались перед очень непростым вопросом. Нынешние «судьи» типа израильского БАГАЦа и сходных правителей с пачкой уголовных дел за плечами явно не попадают под запрет «не злословь». Возможно, нередко к ним относится иное повеление: рассказывать об их недостойных делах (разумеется, только чистую правду!). «Чтобы люди не подражали бессовестным». Но не забудем же и о вреде склок в народе. И о том, что без серьёзной причины скалить зубы — свойство собаки, а не человека!