Не дать Гитлеру одержать посмертную победу!

Окончание.

Начало в № 828

Сегодня у нас нет объяснения, почему Б-г допустил Катастрофу ХХ века. «Это не объяснить. Это не понять. Об этом можно только молчать, — говорит рав Зеэв Мешков. («Силой своего сердца», Гуш Эцион, Израиль, 2001) — Не все можно выразить словами. О чем-то нужно и помолчать». Пинхас Полонский не соглашается и полагает, что такое объяснение может появиться в иудаизме в будущем, ведь «иудаизм — динамическая, развивающаяся система… Не следует отбрасывать надежду, что через… 10, 50 или 100 лет такой ответ появится» («Религиозный подход к Катастрофе»).

И хотя «и что было и что будет провидено Им извека» (Рамхаль «Путь Творца», II, 5:2), у нас нет никакого права обвинять Б-га в случившемся. Он не обещал, что катастрофы прекратятся еще до прихода Машиаха. Как раз напротив, Тора и пророки постоянно предупреждали о неизбежных тяжких наказаниях евреев за отход от Б-га. «В свидетели призываю я на вас сегодня небо и землю, — говорил Моше евреям на берегу Иордана (Дварим, 10:19), — жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, — избери же жизнь». Более того, в Торе предсказываются не просто катастрофы, но и те ужасы, которые будут сопровождать их: «И станешь ужасом, притчей и посмешищем среди всех народов…» (там же, 28:37) «Буду досаждать им ненародом, народом подлым гневить буду их», — заверил Б-г Моше (там же, 32:21).

Итак, не сотворил Б-г чуда спасения 6 миллионов евреев, они сгорели в Катастрофе ХХ века. Но мы свидетели других чудес, сотворенных Им на протяжении жизни нашего поколения.

Разве не чудо, что два современных Амана, Гитлер и Сталин, не объединились в своей ненависти к евреям, а воевали друг с другом, и один Аман уничтожил другого. Разве не чудо «Пурим-Сталин», т. е. что именно в канун Пурима 1953 года Сталина разбил паралич, и советские евреи были спасены. А разве не чудо, что после двух тысяч лет изгнания в Эрец Исраэль было вновь создано еврейское государство. Наконец, фантастическая победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года, когда весь мир приготовился оплакать новую Катастрофу, разве это не чудо! Точно сбылось обещание Б-га евреям: «… пятеро из вас будут преследовать сто (врагов — С. Д.), а сто из вас будут преследовать десять тысяч, и падут враги ваши перед вами от меча» (Ваикра, 26:8-9).

И при всем при этом у нас нет никакого права осуждать тех, кто после Катастрофы потерял веру в Б-га. «Они не могли больше верить… ибо то, что им пришлось пережить, было выше человеческих сил», — говорит рабби Элиэзер Беркович. «Прежний я — мальчик, изучавший Талмуд, — исчез в языках пламени. Осталась лишь похожая на меня оболочка. Черное пламя проникло в мою душу и испепелило ее» (Эли Визель «Ночь»). «Сохранение веры в таких условиях, — заключает рабби Беркович, — сверхчеловеческий поступок, утрата — человеческий. Я всего лишь человек, мне ближе человеческое, чем сверхчеловеческое. Вера свята, но и неверие и восстание против веры в нацистском аду свято…»

И во всей нашей 33-вековой истории очень много евреев сохранили веру до самого конца. «И буду я ждать Г-спода, скрывающего Лицо Свое от дома Яакова, и буду уповать на Него», — говорит пророк Иешаягу (8:17). Буду ждать прихода Машиаха и, хотя он задерживается, буду каждый день ждать его прихода (Рамбам «Тринадцать принципов веры»).

А вот предсмертная записка, оставленная Йоселем Раковером, сгоревшим в пламени Варшавского гетто: «Я умираю спокойный, но неудовлетворенный; изувеченный, но не отчаявшийся; веря, но не прося пощады; любя Б-га, но не повторяя слепо «амен». Это мои последние слова к Тебе, мой Б-г отмщения: «Ты сделал всё, чтобы я разуверился в Тебе, чтобы я не верил Тебе. Но я умираю, как и жил, с крепкой, как скала, верой в Тебя» (Jewish Life, № 8, 18 апр. 2001 г.).

В книге К. Шабтая «Как овцы на закланье» рассказывается, что накануне ликвидации Варшавского гетто в апреле 1943 года нацисты допытывались у остававшихся еще в живых членов юденрата: есть ли еще в гетто раввины. В гетто в живых оставались еще трое раввинов: рабби Менахем Земба, имевший звание гаона, рабби Шимшон Штокмахер, известный оратор и писатель, и рабби Давид Шапира, зять главного раввина Варшавы Гутшехтера. Архитектору Аврааму Штольману, осуществлявшему в гетто связь с внешним миром, передали с польской стороны, что раввинов можно спасти, спрятав в надежном месте вне гетто. Он позвал их к себе. Выслушав его, все трое долго молчали. Заговорил рабби Шапира. «Я — самый младший среди вас, — сказал он, — и мои слова ни к чему вас не обязывают. Мы хорошо знаем, что больше ничем не можем помочь нашим братьям. Но тот факт, что мы здесь со всеми, что мы их не покидаем, — это последнее, что мы еще можем дать живым евреям…». Все трое остались. Выжил один рабби Давид Шапира. «Мы все живущие в этом поколении — пыль под их ногами», — заканчивает рассказ К. Шабтай.

«Наш гнев, наши непрекращающиеся упреки Б-гу за происшедшее, — говорит Любавичский Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон — это по сути и есть признание нашей веры в Него, нашей убежденности в Его доброте. Ведь если бы мы не имели этой веры в глубине души, чем бы мы возмущались? Слепой судьбе, случайному соединению кварков, составляющих Вселенную? Лишь потому, что верим в Б-га, потому, что мы убеждены, что существует добро и зло, и добро должно восторжествовать и непременно восторжествует, мы восклицаем, как восклицал Моше: «Г-сподь! Зачем Ты сделал зло этому народу» (Яков Таубер «Что Ребе говорил о Холокосте», Лехаим, 2003; выделено мной — С. Д.).

Итак, у нас нет сегодня ответа, почему Б-г допустил гибель 6 миллионов, включая более миллиона детей. «Только сам Б-г может ответить за то, чему Он позволил свершиться», — повторю еще раз слова Шестого Любавичского Ребе Иосифа Ицхака Шнеерсона.

«Религиозный вопрос к Катастрофе, — пишет Пинхас Полонский (в упомянутой выше статье), — должен быть сформулирован не словами «Как объяснить» (молчание Б-га — С. Д.), но словами «Что Б-г хочет от меня в связи с Катастрофой!». Ему вторит математик и поэт Борис Кушнер:

«Как нам расслышать

шепот Б-га,

Как слово Б-жие

прочесть?»

Но Б-г отнюдь не шепчет,

Он кричит:

«Евреи не должны позволить Гитлеру одержать посмертную победу!… Сегодня самый страшный грех — пособничество Гитлеру (через) самоуничтожение».

Эмиль Фекенхейм, «614 заповедь»

Увы, светские правительства Израиля ни раньше, ни теперь не в силах осознать это. И поэтому главная задача нашего поколения — принести Тору подрастающему поколению.

У горы Синай говорил с нами Б-г и дал нам Тору. «Мы стали народом только благодаря Торе», — утверждал еще в Х веке Саадиа — гаон. Два союза заключил с нами Б-г: «союз судьбы» и «союз миссии». Катастрофа подтвердила, что у всех евреев одна судьба и одна миссия — нести слово Б-га миру.

«Катастрофа окончательно опровергла возможность веры в нравственные законы, придуманные людьми, — говорит Любавичский Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон. — В догитлеровской Европе немцы занимали ведущие позиции в культуре, науке, философии. И те же самые люди совершили самые жестокие зверства в истории человечества. Катастрофа научила нас тому, что цивилизованное и нравственное существование возможно только через веру и принятие Б-жественного начала» (упомянутая выше статья; выделено мной — С. Д.).

«Тираны умирают и их власть кончается, мученик умирает и его власть начинается», — заметил датский философ Кьерксгор (1913 — 1955).

И действительно, ушли в небытие Гитлер и Сталин, и их власть кончилась. Мученической смертью умер рабби Акива, а имя его на устах всех изучающих ТАНАХ и Талмуд. Мученической смертью умерли 6 миллионов жертв нацизма, освятив своей смертью Имя Б-га — Ал Кидуш а-Шем.

Пусть же рожденная Катастрофой европейского еврейства 614-я заповедь «Не дать Гитлеру одержать посмертную победу» станет лозунгом нашего и последующих поколений.

«В каждом поколении обязан еврей увидеть себя выходящим из Египта!»

(Талмуд, трактат Псахим, 111б).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора