Вера после катастрофы

Продолжение.

Начало в № 828

«Величайшее из чудес состоит в том, что мы, прошедшие через горнило Катастрофы, сохранили веру в Б-га, благословенно Имя Его, несмотря на всё пережитое».

Ребе из Клаузенбурга,

рабби Иекутиэль Иешуда Хальбберштам

(Яффа Элиах

«Б-г здесь больше не живет»)

Напомню еще раз: Катастрофа европейского еврейства — не первая катастрофа в нашей 33-вековой истории, и не евреи нашего поколения были первыми, кто задал вопросы: где был Б-г во время Катастрофы? Почему молчал? Как допустил такое?

Подобные вопросы встречаются уже в псалмах Давида, жившего за 29 веков до нас:

«Почему допускаешь Ты, чтобы говорили народы:

«Где же Б-г их?»

Псалмы, 115:2

«(Почему) Ты отдал нас как овец на заклание и рассеял среди народов?»

Псалмы, 44:12

«Почему скрываешь Ты Лицо Свое?»

Псалмы, 44:25

Тщетно взывали к Нему миллионы узников гетто и лагерей смерти и в ХХ веке. Б-г молчал, Лицо Его было скрыто. «Б-г здесь больше не живет» — так назвала Яффа Элиах книгу хасидских свидетельств узников гетто и лагерей.

Почему молчал Б-г? Может быть, не знал о происходящем? Но ведь Он Всезнающий! Может быть, был не в силах уничтожить нацистское зло? Но ведь Он Всесильный, Могучий Б-г Израиля! Тогда, может быть, не хотел? Но ведь Он Всемилостивый! «Добром Добра» называют Его мудрецы Талмуда (трактат «Менахот», 53в).

Острые это вопросы, они подвергают сомнению всю систему Б-жественного управления Сотворенным Им миром. Мы говорили о ней в главе «Б-г Израиля» Напомним вкратце еще раз.

Будучи абсолютным добром, Б-г нуждался в «сосуде», способном воспринять Его добро, ибо свойство добра — нести добро другим. И поэтому сотворил Он мир, а в нем человека, чтобы нести ему добро.

Несовершенным, нуждающимся в Б-жественном добре, сотворил его Б-г. А мир сотворил Он незавершенным, чтобы человек трудился в нем, завершая творение и совершенствуя себя самого. Только в этом случае добро

Б-га будет человеку заслуженной платой за труд, а не «хлебом стыда» (Талмуд).

«Человеком говорящим» создал Творец человека, дал ему разум, творческое начало и способность принимать решения. Это были необходимые, но еще не достаточные условия, чтобы не стал человек роботом, а мир — заводом-автоматом. Поэтому Творец снабдил человека еще и свободой выбора. «Всё предопределено, — говорит рабби Акива (Авот, 3:15), — но свобода (воли) дана». Рамбам разъясняет в «Мишне Тора» («Раскаяние», гл. 5): «Знай, что… пожелал Он, чтобы воля человека была свободной, и он был бы властен над своими поступками».

Человеку была дана свобода выбора. Выбора между чем и чем? Между «добром» и «злом». Что же это такое «добро» и «зло»?

«Добро» — это Б-жественный свет Лица Б-га, излучаемая Им животворная энергия — Шефа, жизнь и здоровье. А «зло» — это тьма, болезнь, смерть.

Но как возникло зло? Разве может Б-жественный свет породить зло? «Жизнь, — пишет Рамхаль (Даат Твунот, п. 40), — это свет Лица Властелина, а сокрытие этого света — источник всех зол». Сокрытием Лица творит Б-г зло: «… и оставлю Я их (сынов Израиля — С. Д.), и сокрою Лицо Мое от них… И скажет он (народ Израиля — С. Д.) в тот день: «Не потому ли, что нет Б-га моего среди меня, постигли меня бедствия эти?» (Дварим, 31:17).

Но зачем нужны бедствия, зачем нужно «зло»? Чтобы человеку было из чего выбирать, чтобы «добро» имело стоимость и не было незаслуженной наградой, «хлебом стыда».

«Я создал злое побуждение, — приводят мудрецы Талмуда (трактат Кедушин, 30б) слова Б-га, но Я создал и Тору как снадобье для борьбы с ним».

Итак, всякий раз, когда скрывает Творец Свое Лицо, царит в мире зло, страдают праведники, и сынов Израиля постигает катастрофа.

Творец управляет миром как непосредственно, так и дистанционно. Непосредственно: Светом Лица (излучением Шефы) или сокрытием Лица и тремя Б-жественными провидениями: правосудием, милосердием и судьбой. И дистанционно: неживой природой через законы Природы, а человеком — посредством 7 заповедей сыновьям Ноаха и еще 613 заповедями для сынов Израиля — избранного Им народа.

Совершаемые Б-гом чудеса — это Его непосредственное вмешательство в мировые события путем временного нарушения законов Природы.

Что же касается поставленных выше под сомнение Б-жественных атрибутов Всезнания и Всемогущества Творца в связи с Его молчанием во время Катастрофы, то объяснение тому в долготерпении Б-га. «Б-г терпелив и безмерна его любовь, прощает Он грех непокорности, очищает раскаявшихся», читаем в Торе (Бемидбар, 14:18). «Разве Я хочу смерти нечестивого? — говорит Он пророку Иехезкелю (33:11). — Пусть раскается и живет».

«Добр и милосерден Г-сподь, долготерпелив и велик милостью» (Псалмы, 145:8). Б-г ненавидит зло. «Истреби зло из среды своей» — многократно повторяется в Торе. Однако Он долго терпит зло, целых 12 лет терпел гитлеровский рейх.

Повторяю еще раз: понятие морали не приложимо к Б-гу. Он сотворил ее законы для людей. И Катастрофой ХХ века Он испытал западную цивилизацию, подобно тому, как жертвоприношением Ицхака испытал Он Авраама, его отца. Но если оба, Авраам и Ицхак, выдержали испытание, то Запад провалил свое испытание: вместе с 6 миллионами евреев в Катастрофе сгорела Европа. «Опыт гетто и лагерей смерти показал бесконечное моральное падение человека, — пишет рабби Элиэзер Беркович. — Физически это была Катастрофа европейского еврейства, но в отношении духа это была общемировая Катастрофа человечества. В крематориях сгорели не только 6 миллионов евреев, но еще и претензии Запада на то, что он является этической цивилизацией. Освенцим ознаменовал собой последнюю ступень моральной деградации западной цивилизации… Освенцим — последнее предупреждение человеческой расе…

Освенцим еще раз доказал, что евреи — особый народ. Как это уже много раз бывало, судьба евреев явилась индикатором морального уровня человечества. В этом и заключен смысл избранности народа Израиля Б-гом».

Долготерпение Б-га свидетельствует отнюдь не о слабости, а о Его Силе, способности ограничить Себя. «Могущество Б-га, — пишет рабби Элиэзер Беркович, — в том, что Он отказывается от Своего Могущества ради человека… (Верующий еврей) не сомневается в Б-жественном присутствии (в сотворенном Им мире — С. Д.), хоть и не может определить границы Его долготерпения».

Могущество Б-га мы, евреи, ежедневно вот уже 33 века демонстрируем миру самим фактом своего существования, ибо, как писал Николай Бердяев в книге «Смысл истории», «со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения, этот народ должен был перестать существовать». А мы к тому же еще не просто существуем, но, по словам Владимира Соловьева, являемся «осью всемирной истории». «Как еврей, — пишет рабби Элиэзер Беркович, — я могу верить в будущее человечества только потому, что верю в будущее Израиля».

Древние учителя, мудрецы Устной Торы учили евреев винить самих себя в случившихся катастрофах: «За грехи наши были мы изгнаны из своей страны и оказались вдали от нашей земли» (Молитва «Мусав на праздники». Сидур «Врата молитвы», Иерусалим. МАХАНАИМ, 1999).

Вера в приход Машиаха поднимала евреев, возвращала к жизни после каждой катастрофы. Однако будет трагической ошибкой рассматривать Катастрофу ХХ века в рамках «преступление — наказание». «Ни на секунду нельзя допустить мысли, что гибель европейского еврейства была Б-жьей карой за какие-то грехи, — пишет рабби Беркович. — Нет, это (была) абсолютная несправедливость, несправедливость, санкционированная

Б-гом».

Но почему допустил Он ее, почему допустил гибель 6 миллионов, почему не вывел их из Европы подобно тому, как вывел 2.5 — 3 миллиона евреев из Египта 32 века назад в 2448АМ (АМ — от сотворения Адама)?

У нас нет ответа. «Мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои», — сказал Он пророку Иешаягу, 55:8.

«Всевышний настолько глубоко скрывает свой замысел, — пишет Рамхаль («Даат твунот», п. 146), — что мир выглядит оставленным». Он ссылается на пребывание Йосефа в Египте и страдания его отца Яакова на протяжении 22 лет разлуки. «Святой, благословен Он, вращал «колеса событий» так, чтобы Йосеф стал царем (вторым человеком в Египте после фараона — С. Д.), и Яаков удостоился спокойной жизни (в Египте на протяжении последних 17 лет — С. Д.)».

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора