Братцы, берегите очки

Очки, как известно, имеют две цели: помочь видеть и защитить глаза. Иногда, впрочем, они так запотевают… Совсем, как те «очки», через которые мы смотрим на мир. И тогда остаётся на выбор: протереть линзы, выбросить или ослепнуть. Нечто подобное проделывал Создатель в Египте. А нынче повторяет.

«И наложу Я руку на Египет и выведу воинства Мои, народ Мой — детей Израиля из земли египетской великими судами. И узнают египтяне, что Я Вездесущий, когда простру Я руку Свою над Египтом и выведу детей Израиля из их среды». Любопытно, что на столь энергический текст довольно мало комментариев.

Орах ахаим, анализируя грамматику отрывка, утверждает, что здесь идёт речь о выходе на свободу различных типов «воинств». Избранное воинство Всевышнего на земле — потомки Израиля и мириады «воинств духовных». «Моё присутствие, Шехина, тоже выйдет на свободу из заточения». Его управление миром сегодня сокрыто за многообразием «природных законов», Б-г словно бы «изгнан с земли». Раши даёт ко всему тексту удивительно краткое пояснение: «действительно руку». Ту самую руку, «простёртую над Египтом», которая осуществит «воспитательные казни». Ту, о которой скажут египетские волхвы после мора скота: «Это перст Б-жий».

А в менее очевидной интерпретации текст учит нас, что книжная мудрость и размышления не особенно помогают стать мыслящими людьми. Точнее, стать теми, чья мысль имеет реальную силу и может повести за истиной. Ведь большинство из нас, «прикованных к галерам» в «мире действия», способны реагировать только на очевидные события. Ты будешь долго читать о вреде табака, но откажешься от сигареты, только увидев лёгкие мёртвого курильщика. Или — когда вытянется лицо врача над твоими анализами.

И поэтому Творец «вынужден» срывать очки и простирать над странами руку, чтобы заставить людей взглянуть на реальность. Дабы фараон от изначального «Б-га я не знаю и Израиль не отпущу!» добрёл под конец до «Помолитесь и за меня!». Уже в разрушенной империи, после казни первенцев и в страхе за свою жизнь. А ведь сколько оптики можно было сэкономить!..

Мудрецы здесь подробно рассматривают вопросы свободы воли. Ведь предыдущий пасук предупреждал: «укреплю Я сердце фараона», дам ему силу устоять перед ужасом наказаний и продолжить прежнюю политику. «Чтобы умножились Мои знамения в земле египетской». Внешне кажется, что спор раввинов вот о чём: лишился правитель Египта свободной воли или нет и в какой момент? По сути же, наши учителя обсуждают границы возможностей человека и его ответственность за мир. Лейтмотив: человек способен изменять уровень свободы своего выбора. Например, тому, кто долго и тяжко грешил, особенно если он подтолкнул к растлению многих, придётся прилагать исключительные усилия, чтобы изменить путь. Чтобы протереть себе «очки» и выйти из состояния «учёного робота». Это полезно не забывать и политикам, и деятелям культуры, и журналистам…

Мальбим подмечает любопытную деталь: «И узнает Египет» так до конца и не сработало! Да, волхвы признали власть Вездесущего, да, фараон и сановники наконец сообразили, что страна гибнет от своего настойчивого безбожия… Но многие египтяне слишком неглубоко восприняли «месседж» о всесилии и вездесущести «еврейского Б-га». Они даже погнались за вчерашними рабами по чудом возникшим коридорам в водах Чёрмного моря! А вдруг Он там не хозяин? Или Он утомился и передумает? За что, естественно, и поплатились жизнью.

Говорят учителя, что через казни и чудеса целый мир смог увидеть, что Творец правит всем сотворённым и в любой момент может изменить его по Своей воле. Землетрясением, войной, финансовым кризисом… А то и очевидными «поправками» в привычных для нас «законах природы». И, поскольку «мера милосердия превосходит меру строгости не меньше чем в 500 раз», мы можем быть спокойны. Можем быть уверены, что в какой-то, надеюсь, весьма скорый момент нынешнее полусонное безразличие к Б-гу, душе и вечности заставит нас отбросить простёртая над нами «рука». Ведь сказано в пасуках: «И выведу детей Израиля из их среды». Комментаторы понимают это не только как физическое собирание рассеянных по всей империи (Земле) рабов, но и как выход из главенствующего в обществе мировоззрения.

Интересно, что после еды, перед началом большой благодарственной молитвы, мы во многие дни читаем псалом: «Песнь ступеней…». Ту (из 15 этих песен), где вначале сказано: «Возвеличит Создатель деяния Свои перед ними», а лишь следом: «Возвеличит Создатель деяния Свои для нас». Говорят, умный учится на ошибках соседей. А того, кто поупрямей — непосредственно «трогают за живое». Известный комментарий «Сехель тов» («добрый разум») толкует из сравнения нескольких текстов: пока Моя рука простёрта над ними, есть у них страх Б-жий, когда же Я убираю назад Свою руку — пропадает и трепет. И тогда снова приходит — вначале «перст», затем целая «рука», и сбивает с носов непротёртые линзы. Иногда вместе с носами. «Ребята, берегите очки!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора