Работы над ошибками

«Армия сделала работу над ошибками», — в один голос говорят израильские политики, военные и журналисты. Ошибки Второй ливанской войны были учтены ЦаХаЛом, который предполагал ранее, что в современной войне решающим фактором станет мощь военно-воздушных сил. Война в Ливане показала, что армия была недостаточно готова к боям с террористами, которые использовали мирное население в качестве живого щита.

Главари ХАМАСа продолжали обстреливать ракетами южные города Израиля, угрожая, что, в случае вторжения ЦаХаЛа, они превратят сектор Газы в кладбище для израильских солдат. Террористы готовились к противостоянию с израильской армией, используя тактику «Хизбаллы» в Ливане. Они создали систему подземных туннелей, заминировали дома и улицы городов, запаслись арсеналом российских противотанковых ракет. Однако блестяще проведенная операция «Литой свинец» доказала, что ЦаХаЛ действительно сделал необходимые выводы из Ливанской войны, серьезно готовился и ошеломил своей силой террористов ХАМАСа…

Недавно мне довелось провести шаббат с израильским солдатом, которого отпустили на субботу из сектора Газы. Я обратил внимание, что на символе рода войск десантника прочитывались два слова: «БеОз увеАнава» — «Силой и Скромностью». Я удивился, ведь известное выражение на иврите гласит: «БеОз увеОцма» — « Силой и Мощью». Чему же хотела научить израильская армия своих бойцов, подчеркнув слово «Скромностью»? Разве в скромности сила десантника?

Очевидно, что без скромности невозможно обрести настоящую силу. Зазнавшийся человек теряет ощущение реальности, недооценивает силы противника, несерьезно готовится к бою. С другой стороны, для того чтобы преодолеть гордыню, обрести скромность, необходимо обладать силой духа, позволяющей человеку признать и исправить свои ошибки…

«Зачастую мы полностью поглощены приобретением новых знаний, забывая о том, что необходимо также уметь воплощать в жизнь то, что уже хорошо известно, — с этих слов начал свою встречу рав Диниэль Кац с группой русскоязычных студентов из Нью-Йорка в иешиве «Эш хаТора» в Иерусалиме. — В каком-то смысле, я бы сказал: важнее осмыслить то, что уже знаешь, чем познавать то, что никогда не воплотится в жизни».

— Давайте говорить не о Торе, а о жизни, — продолжил молодой раввин — известный продюсер фильмов в Австралии. — Кто может привести мне пример знания, которое никак не реализуется в вашей жизни?

— Курение, — ответил один молодой человек. — Всем известно, как это вредно, но, тем не менее, многие продолжают курить.

— А действительно, почему? — поинтересовался рав Кац. — Дело в том, что зачастую мы не ощущаем того, что знаем. Не случайно реб Менахем Мендель из Коцка говорил, что самое большое расстояние во Вселенной — это путь от разума до сердца человека. Иногда люди говорят, что сомневаются в истинности Торы, и поэтому не соблюдают заповеди. «Если бы я точно знал, что Б-г существует, а Тора была действительно дарована на горе Синай, то я соблюдал бы ее заповеди!» — оправдываются они. Это большое заблуждение. Есть много вещей, которые мы знаем наверняка, но, тем не менее, никак не воплощаем в жизни…

История Исхода евреев из Египта, возможно, кажется кому-то сказкой. Дело не в чудесах Исхода, а в граничащем с безумием поведением Фараона. Ну чем, как не безумием, объяснить удивительное упрямство Фараона? Ведь Моисей предупреждал его, что если он не отпустит евреев из египетского рабства, то Фараона постигнет наказание. Фараон отказывался верить Моисею, однако, испытав силу казни египетской, просил Моисея прекратить наказание, обещая отпустить евреев. Но как только проблема исчезла, он тут же забыл о своем обещании и продолжил упрямиться. И даже после десяти казней бросился за евреями вдогонку только для того, чтобы утонуть в водах Красного моря!

Впрочем, не спешите смеяться над египетским тираном. Разве мы зачастую не ведем себя подобно Фараону? Тора рассказывает о нем для того, чтобы человек сумел преодолеть Фараона внутри себя и обрести свободу!

Каждый, кто знаком с алкоголиками и наркоманами, воспринимает рассказ о Фараоне с полной серьезностью, — пишет раввин и доктор-психиатр Авраам Тверский. — Употребление алкоголя приносит человеку много неприятностей в жизни. Алкоголик может потерять работу, жену, состояние, уважение окружающих. Он клянется всем, что никогда больше не будет пить. Никогда! Но, несмотря на обещания, упрямо продолжает разрушать свою жизнь. Почему? Во-первых, алкоголик отрицает проблему. Я не алкоголик, говорит он, я просто люблю выпить. Во-вторых, он винит других, а не себя, во всех своих бедах. В-третьих, у него не хватает силы воли преодолеть желание выпить. Первым шагом в преодолении алкоголизма является признание проблемы. Потом следует проявление силы воли и принятие решения.

Эти принципы важны не только для алкоголиков и «фараонов». Каждому из нас, подобно израильскому десантнику, необходима скромность — чтобы признавать свои ошибки, и сила — чтобы их исправлять!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора