На смену романтику Алехину пришел логик Эйве

Пятый чемпион мира в истории шахмат Махгилис (Макс) Эйве родился 20 мая 1901 в семье учителя в Ватерграфсмере (Нидерланды).

С шахматами познакомился с четырех лет, в соревнованиях участвовал с 10 лет. Начиная с 1921 года 13 раз завоёвывал звание чемпиона Нидерландов. Имел лучшие результаты в международных турнирах с 1920 — 1940 гг.: Гетеборг, Амстердам, Вена, Будапешт…

В 1935 году Макс Эйве выиграл самый знаменательный в своей шахматной карьере матч на первенство мира с самим чемпионом мира Александром Алёхиным со счётом 15,5:14,5. Правда, следует отметить, что визави Макса Эйве не все партии играл в трезвом виде. Однако через два года, в 1937, в матче-реванше с Александром Алёхиным Макс Эйве потерпел разгромное поражение со счётом 15,5:9,5.Тем самым Александр Алёхин лишил Макса Эйве чемпионского звания, вернув его себе.

Когда Эйве выиграл матч у Алёхина, шахматный литератор, журналист и гроссмейстер Савелий Тартаковер подвёл итоги этого события: «На смену шахматному философу Стейницу, человеку энергии Ласкеру, виртуозу Капабланке, романтику Алехину пришёл логик Макс Эйве».

Интересно отметить, что во всех городах, где проводились матчи, как на первенство мира, так и матчи-реванши, любители шахмат и поклонники Макса Эйве всегда заполняли залы, но не все следили за демонстрационной доской, подчас не воспринимая происходящее на ней. Но зато внимательно следили за ушами своего любимца. Если уши начинали розоветь, это означало, что на доске возникают осложнения в позиции их кумира. А когда уши у Макса Эйве краснели до предела, то на доске возникала проигрышная позиция, и зрители покидали зал задолго до окончания партии.

В период Второй мировой войны, когда Нидерланды были оккупированы фашистской Германией, Макс Эйве выступал лишь в местных соревнованиях, отказываясь от сотрудничества с немцами. В 1945 — 1950 гг. Макс Эйве продолжал участвовать в соревнованиях, добиваясь высоких результатов.

Эйве возглавлял команду Нидерландов на шести всемирных шахматных Олимпиадах с 1927 по 1969 гг., участник матчей с командами Англии, Бельгии, Венгрии, Чехословакии, ФРГ, Югославии. В 1934 — 1977 гг. неоднократно приезжал в СССР, выступал с лекциями и сеансами одновременной игры, сотрудничал в советской шахматной печати.

Следует отметить, что свою творческую насыщенную шахматную жизнь Макс Эйве совмещал с основной работой. В Амстердамском университете он не знал себе равных в шахматах.

В 25 лет Макс Эйве защитил докторскую диссертацию по математике. Всю жизнь он совмещал шахматы с работой и делал это с большим увлечением — он был преподавателем, научным сотрудником, директором информационно-исследовательского центра Голландии, профессором Роттердамского и Тильбургского университетов.

Несмотря на занятость на работе, он успевал много играть в турнирах и в матчах. Макс Эйве опубликовал около семидесяти трудов по шахматной теории, некоторые из них были опубликованы и в СССР.

С 1970 по 1978 гг. Макс Эйве избирался президентом Международной шахматной федерации — ФИДЕ. Время его пребывания на этом посту было связано с появлением нового чемпиона мира по шахматам гениального Роберта Фишера, который в 1972 году в Рейкьявике (Исландия) одержал убедительную победу над действующим чемпионом мира Борисом Спасским в матче на первенство мира со счётом 12,5:8,5.

Но в 1975 году предстоял матч на первенство мира между чемпионом мира Робертом Фишером и претендентом Анатолием Карповым. К началу матча Роберт Фишер выдвинул свои требования к регламенту. Он предложил: матч должен продолжаться до десяти побед одной из сторон, как это было во времена первых чемпионов мира Вильгельма Стейница и Эмануила Ласкера. А при счёте 9:9 звание чемпиона мира сохраняется за Робертом Фишером.

И тут советская шахматная федерация, руководимая КПСС, подняла невероятную шумиху. Мол, Роберт Фишер требует при счёте 9:9 преимущества в два очка, и почему он сам завоевал звание чемпиона мира в 24-х партиях, а требует для себя другой регламент матча.

И на президента ФИДЕ Макса Эйве было оказано колоссальное, беспрецедентное давление со стороны СССР, чтобы объявить Роберта Фишера ненормальным человеком и все его требования — бредом. И советская шахматная федерация требует лишить Роберта Фишера звания чемпиона мира и чемпионом объявить Анатолия Карпова, если американцы не согласятся с условиями советской шахматной федерации.

Эйве пришлось приложить максимум усилий для примирения сторон. Он мотался в Москву и в Америку с Миссией доброй воли. Но обе стороны не желали примирения. Михаил Ботвинник, патриарх советских шахмат, даже пригрозил Максу Эйве отставкой с президентского поста ФИДЕ, если он не объявит Анатолия Карпова чемпионом и одновременно не лишит Роберта Фишера этого звания.

Макс Эйве пошёл на поводу у советской шахматной федерации и, поддавшись невероятному давлению, вынужден был приехать в Москву и в Колонном зале Дома Союзов объявить Анатолия Карпова чемпионом мира и увенчать его лавровым венком.

Так закончилась эпопея борьбы за шахматную корону, хотя симпатии Эйве были на стороне американского чемпиона мира. Но советская пропаганда всех уровней сознавала, что Анатолию Карпову не совладать с Робертом Фишером, и поэтому была затеяна эта мерзкая игра по дискриминации Фишера — гениального шахматиста современности, отстаивавшего свою правоту и убеждения, на которые он как чемпион мира имел полное право. Это была его прерогатива, и он её отстаивал до конца, хотя и не до победного.

За время пребывания на посту Президента ФИДЕ Макс Эйве объездил десятки стран на всех континентах, способствуя развитию шахмат. Часто его как дорогого гостя — «летучего голландца», принимали и в СССР. Он ознакомился с Европейской частью СССР, Уралом и Сибирью…

В 1935 году Макс Эйве стал чемпионом мира, победив в матче на первенство мира самого Александра Алёхина. Последний шутил, что «одолжил» это звание Эйве на два года. Матч-реванш 1937 года разочаровал Голландию. Превосходство Александра Алёхина было очевидным. И всё же имя Макса Эйве вписано в историю шахмат золотыми буквами.

О стиле его игры было немало противоречивых мнений. Эйве был разносторонним игроком: одним нравилась его фундаментальная стратегия, другим — находчивая тактика. Александр Алёхин писал, что «шахматный талант Макса Эйве — чисто тактически… Но это — тактик, который любой ценой решил стать стратегом».

Безошибочный признак, по которому можно отличить стратега от псевдостратега, — это его оригинальная находчивость. Во всех партиях Макса Эйве мы видим одну и ту же картину: задуманный им план ориентируется на внешние обстоятельства. Для Эйве был характерен рациональный, преимущественно логический подход к шахматному творчеству.

Последователь позиционной школы шахматной игры, Макс Эйве критически рассмотрел многие положения теории дебютов, глубоко исследовал переходные позиции из дебюта в миттельшпиль и т. д. Обладая динамическим стилем игры, он последовательно осуществлял на практике стратегические планы, демонстрируя при этом высокое искусство, точный расчёт вариантов, мастерство ведения эндшпиля. Его успехам во многом способствовали и отличные спортивные качества. Как президент ФИДЕ Макс Эйве внёс большой вклад в развитие и пропаганду шахмат, способствовал укреплению международных спортивных связей. Он внёс большой вклад в организацию и проведение матча на первенство мира в Багио (Филиппины) в 1978 году между чемпионом мира Анатолием Карповым и «невозвращенцем» Виктором Корчным, где было много осложнений идеологического характера. Эйве удавалось мирно решать все возникавшие осложнения. После этого матча Эйве покинул пост президента ФИДЕ.

Он умер в Амстердаме 26 ноября 1981 года. В этот день в Нидерландах был объявлен национальный траур. Его именем в Амстердаме и Гааге названы улицы. После себя Макс Эйве оставил большую шахматную литературу.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Смоленский

Все публикации этого автора

1 thought on “На смену романтику Алехину пришел логик Эйве

  1. В одной из своих шахм.
    статей Смоленский пи-
    шет,что первый чемпион
    мира Вильгельм Стейниц
    был таковым,начиная с
    1862года. Это не было
    опиской,потому что да-
    лее он пишет,что матч
    на первенство мира меж-
    ду Цукертортом и Стей-
    ницем,который состоялся
    в 1872году,закончился
    победой ДЕЙСТВУЮЩЕГО
    чемпиона мира. Ничего себе,ошибочка в 24 года!
    В действительности
    В.Стейниц был чемпионом
    мира с 1886 по 1894 г.
    Почти во всех статьях Смоленского
    есть подобные казусы.

Comments are closed.