Хунта спасла еврейскую эмиграцию

Еврейские поселения, точнее, поселения маранов, в Боливии начались одновременно с приходом испанцев на эти земли с территории нынешнего Перу.

Одни мараны работали на серебряных рудниках, другие были первопроходцами и основали город Санта Круз де ла Сиера в 1557 году. Единственными документами, свидетельствующими о первых маранах в Боливии, являются материалы инквизиции, которые ныне хранятся в архивах. Но те первые евреи в течение четырех-пяти веков растворились в местном населении.

Первыми европейскими евреями в ХХ веке были несколько беженцев из России в 1905 году. В Боливию они попали через Аргентину. Затем появились сефардские семьи из стран, ранее входивших в состав Османской империи. В 1917 году в Боливии жили где-то 20 — 25 евреев. К началу прихода фашистов к власти в Германии в Боливии жили 30 еврейских семей.

Но значительный прирост еврейского населения в Боливии связан с беженцами из Европы после установления нацистской власти в Германии.

За 1938-й год из Европы в Боливию въехали 10 тысяч евреев. По другим сведениям, к концу 1942 года в Боливии находилось порядка семи тысяч евреев, и до начала 50-х годов в Боливию прибыли еще не менее 2200 евреев. В начале 1950-х годов году численность евреев в Боливии составила 12 — 15 тысяч. Большинство осели в Ла-Пасе — крупнейшем городе страны (место резиденции правительства), но основывались еврейские общины и в других городах.

Не знаю, как евреи привыкали к высоте Ла-Паса — 4 тысячи метров над уровнем моря. Но как я привыкал, расскажу.

Основной способ адаптации — традиционный, используемый индейцами со времен инков — это кокаиновые листья. По этому поводу много написано и сказано, но местному населению удалось отстоять свое право жевать коку. Впрочем, сами по себе листья — не наркотик. Кока — это стержень жизни индейцев в Андах, от Боливии до Колумбии. При встрече не жмут руку, а обмениваются листьями. Когда просят руки девушки, отцу предлагают листья. Листья жует женщина перед родами, их жуют на работе, во время отдыха. Их жуют во время голода и холода. Кокаиновый куст изображен на гербе и Перу, и Боливии.

Помимо жевания, листья заваривают как чай. Именно кокаиновый чай мате-де-кока, советуют пить для привыкания к высокогорью. Причем пьют его традиционно перед едой. Не могу сказать, что почувствовал какой-то прилив сил от кокаинового чая. Но когда гид научил меня жевать листья — тогда действительно эффект ощущался. Для повышения эффекта в 5-6 листочков заворачивают кусочек вулканического пепла (вулканов вокруг — тьма). Массу не жуют постоянно, а держат за щекой. Уже минут через 5-6 под действием алкалоидов начинается онемение десен и действительно ощущается прилив энергии…

С приходом к власти в Германии нацистов и началом лихорадочной подготовки к новой мировой войне резко возрос интерес немецкого капитала и гитлеровской дипломатии в целом к странам Латинской Америки. Накануне Второй мировой войны Германия и Италия развернули активную работу по проникновению в страны Латинской Америки, как в экономической, так и в политической сферах. В странах континента это вызывало полярные отклики со стороны различных политических сил: от симпатии до активной оппозиции. Боливия была слабым звеном демократий, поэтому там фашистские идеи находили благоприятную почву.

Не успела Боливия оправиться от поражения в войне с Чили за выход к Тихому океану в конце XIX века, как поражение в Чакской войне с Парагваем (1932 — 1935) поставило страну на колени и стало катализатором общенационального кризиса. Непосредственным результатом явилось возникновение новых политических партий и движений, начертавших на своих знаменах социалистические и националистические лозунги. Экономический кризис 30-х годов разрушил убеждение в незыблемости основ мирового хозяйства, прежде всего, либеральных принципов построения свободного рынка. С этими катастрофическими обстоятельствами, как тогда казалось, лучше всего справились новые тоталитарные режимы в Италии, Германии и СССР.

Риторика Гитлера произвела наибольшее впечатление на боливийцев, усматривавших параллели в новейшей истории обеих стран: поражение в войне, унизительный мир, противостояние с мировыми империалистическими державами. Кризис общества после разгрома в Чако выдвинул на первые позиции новые силы — на смену традиционным буржуазным партиям пришли молодые политики-националисты, заключившие политический союз с офицерами — участниками чакской войны.

Влияние нацизма в боливийской армии было очень велико. Военные поддерживали связи с германскими нацистами еще до прихода Гитлера к власти. В 1926 г. президент Э. Силес пригласил в Боливию немецкого генерала Х. Кундта, последовательного проводника германских военных традиций, для помощи в реорганизации вооруженных сил. Х. Кундт одновременно представлял торгово-коммерческие интересы крупных немецких компаний, заинтересованных в проникновении на боливийский рынок. Вместе с генералом приехали немецкие инструкторы, опытные офицеры, прошедшие школу Первой мировой войны.

В 30-е годы восхвалять идеи Третьего рейха в Боливии было модным. Многие военные и даже деятели правительства публично заявляли о своем восторге от гитлеровского режима. В те годы государство получило право привлекать к труду безработных и так называемые «паразитические классы». Всем им предлагалось обращаться в специальные департаменты труда и в полицию, где из них создавались бригады, направляемые либо на частные предприятия, либо на общественные работы. Подобные действия руководства свидетельствовали о серьезности их намерений установить в Боливии тоталитарный режим фашистского типа.

Одним из этапов на пути к установлению однопартийного, авторитарного и даже тоталитарного режима было введение специфической по своей форме цензуры. В сентябре 1936 г. был организован Национал-социалистический департамент пропаганды, в задачу которого входила не только опека над прессой, но и разработка для публикаций в обязательном для всех газет порядке идеологических материалов нового режима.

В Учредительном собрании Боливии в 1938 году Э. Бельмонте предложил ограничить демократические свободы и установить цензуру над прессой (с 13 июня 1938 г.).

Одной из самых позорных страниц деятельности режима являлись демонстративные пронацистские акции боливийского МИДа и проправительственной прессы. Профашистские выступления членов кабинета и видных политических деятелей стали нормой. В 1938 г. МИД издал распоряжение о запрете еврейской иммиграции в Боливию. Под давлением США буквально на следующий день хунта отменила это распоряжение МИДа и даже заявила о поощрении еврейской иммиграции для колонизации востока страны. 14 марта 1938 г. было издано очередное распоряжение, регулирующее еврейскую иммиграцию. Всем консульским учреждениям за рубежом предписывалось направлять просьбы в министерство сельского хозяйства о въезде евреев в страну, но визы выдавались лишь тем, кто по своей специализации, мотивам и состоянию были способны участвовать в колонизации сельских районов на востоке страны. Более того, для временно выезжающих из страны евреев вводился особый режим, по которому они могли вернуться в Боливию, лишь с разрешения министерства сельского хозяйства.

Антисемитским актом выглядели и неуклюжие действия боливийского МИДа, протестовавшего против предоставления Парагваем права поселения 15 тыс. австрийских евреев на спорной территории в Чако, принадлежность которой еще не была подтверждена международными соглашениями. Формально Боливия была права, но антисемитский пафос боливийской ноты только повредил этому демаршу. Кроме того, Боливия официально обратилась к Германии с просьбой воспрепятствовать еврейской иммиграции из Австрии в Парагвай. Обращение было выдержано в нацистском тоне и воспринималось как акт солидарности с антисемитской политикой Германии.

Антисемитизм проник в боливийское националистическое движение. Это был явно импортный политический товар. В газете «Калье» постоянно печатались статьи, в которых утверждалось, что евреи занимаются не производством, а торговлей и спекуляциями и в целом эксплуатацией боливийского народа. В феврале 1939 года еврейская проблема обсуждалась на самом высоком общественно-политическом уровне.

Официальный антисемитизм нашел поддержку среди широких масс населения. Дело в том, что иммигранты активно скупали сельскохозяйственные угодья вблизи больших городов, а в маленьких городках становились владельцами магазинов, мастерских и других мелких предприятий. Таким образом, появился слой боливийцев, продавших свои магазины или ремесленные мастерские, но потерявших в период инфляции и девальвации вырученные от продажи средства и винивших во всех своих бедах приехавших евреев.

Многие страны, в том числе и США, заступились за еврейских иммигрантов из Европы, и Боливия была вынуждена оправдываться. Лишь отмена ограничений по приему еврейской иммиграции сняла напряженность. Однако в июне 1939 г. вновь было введено ограничение на въезд евреев в страну, определена квота в 250 человек в месяц.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктор Снитковский

Все публикации этого автора