О «слугах народа» и «чёрных воронках»

Судя по крепкому сидению в креслах и энтузиазму на выборах, «служить народу» — дело почётное. И прибыльное. Возьмём же пример истинных слуг народа и посмотрим, что говорит об этом наша святая Традиция?

«И благотворил Всесильный повитухам, и увеличился народ, и весьма усилился. И было, поскольку страшились повитухи Всесильного, и сделал им дома». Акушерки Йохевед и её дочь Мирьям нарушали приказ фараона: тайно умерщвлять еврейских мальчиков. Множество значений приведённых фраз прослеживают мудрецы.

В чём заключалось «благотворение»? В том, что «народ усилился и размножился». Этого же и желали повитухи! Мидраш утверждает, что отныне они ещё больше старались. Со страстью молились, чтобы дети рождались здоровыми. Для того, в частности, чтобы никто ни на земле, ни на небесах не заподозрил в них исполнительниц злодейского приказа. Приходили пораньше в дома беременных соплеменниц, многие из которых отнюдь не роскошествовали. Приносили пищу и витамины. Для того и пошёл их бизнес «в гору»! Чтобы было чем подкармливать матерей святого народа.

Мы видим первое правило: Творец даёт силу, мудрость и богатство достойным общественным деятелям, если они искренне используют это для помощи людям. Особенно когда делают это «сверх обязанностей», с действительным самопожертвованием.

Мы не говорим здесь о клоунах типа Сталина и Арафата, которые, презирая вверенный им народ и соря людьми ради исполнения своих бредовых замыслов, рядятся в тогу «отца нации». Для таких придуман иной закон Творения: «Это против того сделал Создатель» (Коэлет). Чтобы люди не теряли свободу воли, выбирая между добром и злом. Совершали нравственный выбор, а не просто «рассчитывали вариант к наибольшей выгоде», углядев, что добрые богатеют. Поэтому, чтобы противостоять естественному стремлению человека к миру и добру, должны быть другие соблазнительные примеры. Назойливо лезть в глаза. Но взгляните, как эта компания чаще всего кончает: СПИД, сифилис, яд… Чего уж о дальнейших счетах…

Ещё «благотворение» — спасение от меча фараона. По одному мнению, правитель знал, что акушерки не подчинились постановлению, но не смог с ними расправится. То ли из-за «политической конъюнктуры», по которой не стоило раскрывать публике свой тайный приказ. То ли прямым чудом: когда в дом явилась полиция, стены «поглотили» и спрятали женщин («сделал им дома»). По другому мнению, основанному на буквальном прочтении текста, повитухи отговорились от фараона тем, что еврейки рожают до их прихода. «А зачем же вы их холите и подкармливаете?!» — «Ну это чтобы втереться в доверие и позже ловко придушить младенца!» Фараон поверил объяснению, увидев, что еврейский народ растёт совершенно удивительным образом. Ему, конечно, даже не пришло в голову, что немалая доля этого роста — из-за самоотверженности двух маленьких женщин.

А больше всего разночтений вызывает «сделал дома». Согласно Раши, сделал их Всевышний, и речь о потомках — коэнах (детях Аарона, сына Йохевед) и царях. Мирьям вышла замуж за Калева, одна их дочерей — прародительница царя Давида. Другое толкование: «дом» (важная роль и почёт, достойные сыновья) в этом мире и «дом» в высшем духовном мире, «олам а-ба». Или же — «дом» в народе Израиля и «дом» в Египте. Возможно, это те дома, в которых прятались от казни градом (не миномётным) те из египтян, «кто боялся Б-га больше, чем рабов фараона». И тогда это значит, что самоотверженность повитух по спасению еврейских младенцев (от египтян!) оказала благотворное влияние и на страну их проживания. Даже на врагов!

Но есть и иные возможности. Например, «дома» делает фараон, убедившись, что «акушерки боятся Б-га», и его номер «не прошёл». Быть может, тюрьмы для диссидентов и сочувствующих. Или центральные роддома, в которых все обязаны рожать (тут уж от «всевидящего ока» не скроешься!). Либо — Йохевед и Мирьям должны были ждать в них вызова, а там уж увязывался «хвост» и полиция прознавала, где у евреев роды. Согласно ещё одному мнению, фараон распорядился расселить евреев среди египтян. Помимо полезного процесса ассимиляции подозрительного народа, это позволяло иметь соглядатаев по всему королевству и быстро рекогносцировать детский плач… Возможно, «правильный ответ» включает обе противоположные версии прочтения в нескольких вариантах одновременно. Например, преследования местной охранки и при этом зарождение будущего священства и царства …

Как и во времена позднейшие, «чёрные воронки» не помогли. А сыновья Йохевед, Моше и Аарон, впитав с детства материнскую доброту и самоотверженность, возглавили выход народа из египетского рабства. И — выход из рабства приземлённой суеты и «религиозных» фантазий на просторы истинного знания Торы. Говорит книга «Зоhар», что все наши души — «ручейки» от души нашего учителя Моше. И в этом смысле «дома» Йохевед и Мирьям — это весь дом Израиля! Весь наш народ. Такова, по сути, работа любого настоящего «общественника».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора