Шахматная машина в образе человека, или Великий Капабланка

Окончание.

Начало в № 864

«К этому времени шахматная сила Капабланки достигла вершины: кристально чистое ведение дебюта и миттельшпиля соединялись с непревзойдённой эндшпильной техникой» — так оценил игру нового чемпиона мира Александр Алёхин, следующий претендент на чемпионский титул.

Матч организовал Гаванский шахматный клуб. Играли на большинство очков из 24 партий. Хотя 52-летний Эмануил Ласкер являлся чемпионом мира в течение 27 лет и проводил свой девятый матч на первенство мира, шансы Капабланки расценивались выше. Эмануил Ласкер был на 20 лет старше, испытывал недостаток игровой практики, не был достаточно подготовлен к матчу и не смог привыкнуть к жаркому климату Гаваны.

В этих условиях 15 марта 1921 года в Гаване начался матч. Однако, матч завершился досрочно. Указанные отрицательные факторы сыграли свою роль. Проиграв 5-ю, 10-ю и 11-ю партии и не выиграв ни одной, Эмануил Ласкер после 14-й партии 28 апреля 1921 года сдал матч новому — третьему в истории шахмат — чемпиону мира Хосе Раулю Капабланке.

Эмануил Ласкер так охарактеризовал ход матча и игру своего визави: «Несмотря на все трудности, которых в этом матче было больше, чем в каком-либо другом, с шахматной точки зрения, он являлся для меня наслаждением. Игра Капабланки ставила передо мной подлинные задачи. Его партии ясны, логичны и сильны. В них нет ничего скрытого, искусственного или вымученного…»

Своё превосходство над современниками Капабланка доказал победой на Лондонском международном турнире в 1922 году, где выступал почти весь шахматный бомонд того времени, кроме Эмануила Ласкера.

Период 1914 — 1922 гг. — расцвет шахматного творчества Капабланки. Он приобрёл репутацию «шахматной машины в образе человека», виртуоза шахматной техники, безошибочно использующего малейшие позиционные преимущества. Он предрекал шахматам ничейную смерть, опираясь на свою превосходную технику ведения игры. Его любимым изречением было: «Пешка, тронутая со своего места, позиционная слабость».

В 1922 — 1927 гг. чемпион мира Капабланка принял участие всего лишь в трёх представительных турнирах: занял второе место в Нью-Йоркском международном турнире (1924 г.), третье место в первом Московском международном турнире (1925 г.) и первое место в Нью-Йоркском международном турнире (1927 г).

В 1927 году Хосе Рауль Капабланка встретился в матче на первенство мира с Александром Алёхиным в Буэнос-Айресе, который проводился шахматными клубами Аргентины до шести побед без ограничения общего числа партий. При счёте 5:5 чемпион мира сохранял своё звание. Впервые в практике матчей он длился 34 партии, и в нём, впервые в истории шахмат, за шахматную корону боролись два гениальных шахматиста — Хосе Рауль Капабланка и Александр Алёхин.

После этого матча экс-чемпион мира Капабланка стал чаще участвовать в престижных турнирах и делил в них призовые места. Его участие украшало каждый турнир. Свой последний матч с сильнейшим голландским гроссмейстером Максом Эйве он сыграл в 1931 году и выиграл его со счётом 2:0.

Возобновив дипломатическую работу, Капабланка на время отошёл от шахмат и вновь вернулся к ним лишь в середине 1930 года. Во втором Московском международном турнире 1935 года он занял лишь четвёртое место, но вновь добился крупного успеха в первом и третьем международных турнирах, при этом в первом из них в Ноттингене он занял первое место без поражений и разделил второе место с Михаилом Ботвинником в третьем.

Всего в официальных турнирах и матчах Хосе-Рауль Капабланка сыграл 583 партии.

Умер великий кубинец в Гаване 8 марта 1942 года. Заходя в свой шахматный клуб, он упал и умер от разрыва сердца. Александр Алёхин по этому поводу заявил: «С его смертью мы потеряли величайшего шахматного гения, равного которому мы никогда не увидим».

Когда у Михаила Ботвинника спросили, кто, по его мнению, из шахматных гениев самый гениальный, он ответил: «Хосе Рауль Капабланка. Так мало уделять времени шахматам и так играть мог только он. Много времени он уделял женщинам». Последняя его жена Ольга была русской.

В заключение хотелось бы привести одну из версий по поводу матча-реванша между Александром Алёхиным и Хосе Раулем Капабланкой, слухи о котором муссировались с 1927 года. В 1940 году появилась реальная возможность проведения этого матча. Поводом послужила телеграмма, отправленная в Гавану кубинским консулом в Марселе, в которой сообщалось, что Александр Алёхин просит выдать ему визу на Кубу, чтобы сыграть этот матч. Отвечая тогда на вопросы журналистов, экс-чемпион мира заявил, что он «готов играть всегда и в любой момент. Всё зависит от поддержки в этом деле кубинских властей и предложений доктора Александра Алёхина».

В том же 1940 году Хосе Рауль Капабланка направил письмо полковнику Хайме Марине, занимавшемуся вопросами спорта в правительстве Кубы. Всего требовалось 15 тысяч долларов для призового фонда и обеспечение проезда и содержание в гостинице чемпиона мира Александра Алёхина. Но правительство отказалось выделить средства на проведение этого матча-реванша, а у самого Капабланки таких денег не было, и всё сорвалось.

Матч-реванш должен был начаться 1 января 1942 года. Шахматный мир многое потерял от несостоявшегося матча, который мог обогатить теорию этой игры и примирить двух гениев шахмат.

Капабланка является гордостью Кубы, а его шахматное творчество — украшение её сокровищницы и ещё долго будет главным учебным пособием для современных игроков разных уровней, стремящихся к достижению шахматных высот.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Смоленский

Все публикации этого автора