Окончание.
Начало в № 859
Мексика признала Государство Израиль 4 апреля 1949 года. С 1959 г. страны поддерживают дипломатические отношения на уровне посольств. В 1975 г. Мексика голосовала в ООН за резолюцию, признавшую сионизм разновидностью расизма.
Еврейские организации Мексики отреагировали на это чрезвычайно осторожно, но многие еврейские организации США объявили Мексике туристический бойкот. С 1980-х годов развиваются культурные и научные связи между Израилем и Мексикой.
В декабре 1991 года Мексика была одной из 85 стран, выступивших с предложением отменить резолюцию ООН 1975 г., объявляющую сионизм одной из форм расизма. В 1990 году отношения между двумя странами улучшились, и 4 — 7 марта президент Мексики Е. Зедилло прибыл с официальным визитом во главе большой делегации в Израиль. Во время визита министр иностранных дел Израиля и министр иностранных дел Мексики подписали соглашение о режиме свободной торговли между двумя странами. В 2000 г. израильский экспорт в Мексику достиг 212,7 млн. долларов, размер импорта составил 17,1 млн. долларов…
Comite Central Israelita de Mexico дает статистику лишь по ортодоксальным и консервативным общинам, а реформистов евреями не признает, как и тех, кто считает иудаизм скорее культурным, чем религиозным наследием. Поэтому 40 тысяч евреев, живущих в столице страны, которых ортодоксы и консерваторы считают «своими», — это нижняя граница численности евреев в Мехико-Сити.
Общее количество евреев в стране дает официальная перепись населения. Ее организаторы именуют израэлитами евреев всех религиозных течений, включая реформистов и мексиканцев индейско-европейского происхождения, исповедующих иудаизм. В городе Вентра-Приеста есть синагога, обслуживающая мексиканских индейцев, которые исповедуют иудаизм. Есть предположения, что евреи, бежавшие в Новую Испанию в 1531 году, обратили индейцев в иудаизм еще до того как в Новом свете появилась инквизиция. Однако ни раввинат, ни остальная часть мексиканского еврейства не признает эти группы населения.
Главная проблема для мексиканского еврейства сегодня — это смешанные браки. Особенно часто женятся на мексиканках молодые люди. По традиции, евреем считается тот, кто родился от матери-еврейки. В последние годы мексиканские евреи нашли способ противодействовать позиции ортодоксального течения по этому вопросу. Невесту-нееврейку отправляют в США, где она может найти раввина, который помог бы ей пройти гиюр.
Есть данные о том, что численность еврейского населения в Мексике увеличивается. В ходе исследования, проведенного в 1995 году Институтом современного иудаизма при Еврейском университете, было установлено, что еврейское население растет лишь в двух странах: в Израиле и Мексике.
Свидетельств официального антисемитизма в Мексике нет. Евреи служат в государственных учреждениях, занимали и занимают высокие правительственные посты. США, Канада и Англия присылали в Мексику послов и консулов-евреев, и мексиканские власти тепло встречали их. В стране много артистов, писателей, шоуменов, журналистов, бизнесменов, исповедующих иудаизм. Даже немногочисленные ряды мексиканских тореадоров приняли бруклинского еврея Сидни Франклина, ставшего в 1920-х годах известным матадором и оставшегося жить в Мексике, работая ведущим на боях быков и комментатором на радио и телевидении…
В 1994 году в США была создана организация под названием «Кулану», что на иврите означает «все мы». Она занялась изучением статуса «конверсо» и других групп, которые без одобрения раввината вернулись к иудаизму. Цель ее работы — сократить пропасть между потомками тех, кто был крещен принудительно, и мексиканской еврейской общиной. В 1999 году «Кулану» установили связь с «конверсо», которые исповедуют иудаизм, в Вера-Круз и Пуэбло.
Кроме того, члены организации собирают информацию о католических семьях, в которых соблюдаются некоторые еврейские обычаи. Когда таких людей спрашивают, почему они соблюдают тот или иной обычай, ответ обычно звучит так: «Меня так научила мама, которую этому научила ее мама». В таких семьях в пятницу зажигают свечи, существует два набора посуды — для молочных и мясных продуктов, не едят свинины, некоторые не работают по субботам, однако многие не знают, откуда это пошло.
Одной из целей «Кулану» является зажигание искры иудаизма в этих людях. И именно это может вызвать проблемы в еврейской общине. Вряд ли попытка вернуть «анусим», то есть насильно обращенных в христианство, в лоно иудаизма увенчается успехом. Однако эти люди начинают осознавать свою причастность к религии предков. Многие выражают заинтересованность в изучении семейной истории.
«Кулану» также пытается убедить организованную еврейскую общину в том, что тех, кто хочет вернуться к своим еврейским корням, нужно принимать. Возможно, в общине до сих пор живет обида на тех, кто отказался от своей религии под давлением. Такое отношение превалировало в конце XV века, во времена высылки из Испании. Те, кто бежали, использовали слово «марано», что означает «свинья», для описания тех, кто крестился. Но, вероятно, самая главная причина сопротивления еврейской общины заключается в том, что она не хочет усложнять отношения с католической церковью и провоцировать антисемитизм. Поэтому усилия «Кулану» популярностью не пользуются. Из 23 синагог в Мехико лишь две не являются ортодоксальными.
Мексиканский иудаизм, как и в других странах, не монолитен. Существует четыре общины по месту происхождения. У евреев из Алеппо, Дамаска, Балкан и Восточной Европы свои синагоги. Сохраняется раскол между ашкеназами из России, Польши, Германии и других стран Европы, и сефардами из Италии и Оттоманской империи.
Возможно, что ашкеназы, большинство которых прибыли в Мексику в 1880-х, испытывают некоторое недоверие по отношению к тем, кто прибыл позднее. С таким же отношением сталкивались выходцы из Восточной Европы в США в конце XIX века. Свою лепту внесла и языковая проблема. Ашкеназы говорили на идиш, сефарды — на ладино. Сегодня в Мексике все они говорят по-испански.