Любому терпению есть предел! Но где же предел терпения педагогов еврейских школ, которые должны относиться к ученикам как к собственным детям? При каких обстоятельствах можно исключить ребенка из еврейской школы?
Когда Ишмаэль стал угрожать жизни Ицхака, то добрый и гостеприимный Авраам все же изгнал сына из дому. Терпению приходит конец, когда ученик угрожает другим ученикам физически или духовно.
Впрочем, помня об Аврааме, мы одновременно обязаны помнить и об отличавшемся силой духа Ицхаке, который не изгнал Эйсава, а продолжал надеяться, что любовь и благословение помогут сыну исправиться. Этот великий урок терпения и любви может вдохновить родителей и учителей.
И если милосердный Авраам должен был доказать своей жизнью, что добро может быть сильным, то сильный Ицхак пришел в этот мир, чтобы доказать, что и сила может быть доброй!
Каждого из нас Небеса наделили определенными наклонностями и талантами. Наша задача — научиться правильно их направлять. Если мы слепо подчиняемся своей природе, то даже самые лучшие качества характера могут вместо пользы принести вред. Доброта к недостойным может обернуться жестокостью. Так проявляя безграничное милосердие к ученику-наркоману, учитель подвергает опасности жизнь остальных учеников.
С другой стороны, любой педагог, даже самый строгий, должен уметь сдерживать свой гнев, проявляя терпение и любовь.
Авраам и Ицхак совершили поступки, противоречащие их природе, доказав, что разум управляет природой, а не природа разумом. При этом оба поступили правильно. Ишмаэль был на тринадцать лет старше Ицхака, поэтому Авраам должен был защитить младшего сына.
Эйсав и Яаков были близнецами. Тора подчеркивает, что Эйсав был в поле, а Яаков — в шатре, между ними не было контакта. Поэтому Ицхак мог терпеливо ждать исправления Эйсава.
Впрочем, любое терпение имеет предел. Жена Ицхака Ривка обладала особой проницательностью, отличая добро от зла и спасая Яакова от Эйсава. Ривка продолжила миссию Сары, которая защитила Ицхака от Ишмаэля.
Тора называет Яакова «тамим» — цельным, до наивности честным человеком. Но тогда почему Яаков обманул отца, забрав предназначенное для Эйсава благословение?
Честный Яаков должен был доказать, что в борьбе с обманщиком Эйсавом он сможет преодолеть свою природу и проявить хитрость. Ибо даже истина не является абсолютом. Должен ли врач говорить правду пациенту, что тот безнадежно болен? Можно ли сообщить другу правду: «Твоя жена сказала, что ненавидит тебя»? Правда, если она убивает больного или разрушает семью, становится ложью!
Эйсав был не только охотником с «добычей во рту», но и обманщиком с ложью на устах. Он притворялся праведником, говоря с Ицхаком. Отец видел недостатки Эйсава, но надеялся, что тот начнет вести себя в соответствии со своими словами. Поэтому он и хотел дать ему благословение, надеясь, что оно поможет сыну преодолеть зло и исправиться.
Яаков и Эйсав пришли в этот мир не для того, чтобы враждовать, а для того, чтобы помогать друг другу. «Уйди от зла и твори добро», — учил царь Давид в своих псалмах. Эйсав должен был побеждать зло, а Яаков — укреплять добро. Ицхак же хотел благословить Эйсава для того, чтобы помочь ему победить зло. Но, чтобы победить внешнее зло, Эйсав должен был сначала победить зло в себе. Но эту битву Эйсав проиграл. Поэтому Яаков взял на себя миссию брата, и теперь он нуждался в благословении Ицхака, ибо ему предстояла битва со злом.
В столкновении с обманщиком Эйсавом Яаков должен был доказать, что способен преодолеть свою честность и перехитрить Эйсава.
Сначала Ицхак полагал, что «наивный» Яаков не сможет бороться со злом. Но когда он узнал, что, притворившись Эйсавом, Яаков получил благословение, то понял, что Яаков сможет быть воином и победить зло. Тогда Ицхак не проклял Яакова за обман, а от всего сердца благословил его словами: «Пусть будет он благословен!»
На войне используются военные хитрости. Так же и жизни случаются ситуации, при которых запрещено говорить правду, наносящую вред. Тогда проявление хитрости становится мудростью, а защита жизни, здоровья, мира и человеческого достоинства — ложью во спасение!