Это началось еще в конце октября, когда министр обороны Эхуд Барак собрал в своем кабинете совещание, на повестке дня которого стоял только один вопрос: возможность резкого увеличения количества административных арестов активистов поселенческого движения. Затем последовало скандальное заявление нынешнего главы ШАБАКа Юваля Дискина о том, что поселенцы якобы готовят вооруженное сопротивление сносу поселений и вынашивают планы покушения на лидеров государства, инициирующих этот снос. Масла в огонь подлил премьер-министр Эхуд Ольмерт, выразивший недовольство тем, что «поселенцев слишком быстро освобождают из-под ареста». Далее были заявления Эхуда Барака о том, что поселенцы «пытаются захватить власть в стране и намеренно вносят раскол в ряды общества», а также целый ряд статей в прессе, обвиняющих поселенцев то в насилии по отношению к палестинцам, собирающим урожай оливок, то в нападении на солдат и полицейских. На прошлой неделе активисты поселенческого движения сделали первый ответный ход — они объявили о создании Лиги по борьбе с диффамацией жителей Иудеи и Самарии. О том, какие задачи ставит перед собой новая организация, мы решили поговорить с одним из ее создателей — жителем поселения Псагот адвокатом Нахи Эялем.
— Господин Эяль, что именно побудило вас создать новую Антидиффамационную Лигу?
— Ответ лежит на поверхности. Атмосфера, сложившаяся в обществе нынешней осенью, до удивления сильно напоминает ту, которая возникла в Израиле сразу после убийства Ицхака Рабина. Я хорошо помню, как в те дни человек в кипе опасался порой выйти на улицу. Затем волна ненависти и попыток демонизации и делегитимации поселенцев пошла на убыль, и вот в этом году наблюдается явный всплеск подобных процессов. Давно уже армия, полиция и прокуратура не позволяли себе столько насильственных и противозаконных действий по отношению к поселенцам, сколько они позволили себе в последние недели. Давно уже в прессе не было столько статей, пронизанных ненавистью и подстрекательством в адрес жителей еврейских поселений Иудеи и Самарии, как в эти дни. Давно уже наши политики и государственные деятели не позволяли себе заявлений, подобных тем, которые мы услышали недавно от Эхуда Ольмерта, Эхуда Барака, Юваля Дискина и остальных. Вывод напрашивается сам собой: речь идет о целенаправленной кампании против поселенцев, и мы не намерены терпеть это и дальше. Я лично не хочу чувствовать себя преступником только потому, что кому-то не нравится, какое место я выбрал себе для проживания. И мои чувства разделяют многие. Все это и вынудило нас объединиться для борьбы с любыми попытками диффамации поселенцев и подстрекательства против нас.
— Но давайте откровенно признаем: в последнее время поселенцы действительно совершают поступки, которые иначе как экстремистскими не назовешь…
— Возможно, действует небольшая группа хулиганов. Я категорически их осуждаю. Эти люди и в самом деле должны ответить за свои поступки по всей строгости закона. Но, во-первых, это еще не повод для того, чтобы объявлять экстремистами всех поселенцев. Во-вторых, привлекать к ответственности тех, кто совершает правонарушения, надо, как я уже сказал, в рамках закона, распространяющегося на всех, а не вводить для определенной группы населения специальные законодательные акты. Такое в нашей истории уже было, и нам это не нравилось. В-третьих, следует отличать реальные случаи нарушения закона жителями того или иного поселения от попыток СМИ, политиков и ряда структур создать в обществе искаженный образ поселенцев путем лжи, подтасовки фактов и намеренного нагнетания у людей ощущения, что жители поселений находятся по одну сторону баррикад, а все израильское общество — по другую.
— Вы можете привести примеры подобного искажения?
— Да, конечно. Например, до сих пор по подозрению в организации так называемого теракта против профессора Штернхаля не арестован ни один человек. Полиция и ШАБАК открыто признают, что следствие по данному делу зашло в тупик. Однако СМИ уже успели внедрить в массовое сознание, что взрыв у двери дома профессора — дело рук «правых экстремистов из числа поселенцев».
— Какие организации, кроме возглавляемого вами «Юридического форума за Эрец-Исраэль», вошли в состав новой Лиги?
— Прежде всего, разумеется, региональные поселенческие комитеты: комитет жителей округа Биньямин, комитет жителей Самарии, представители еврейского ишува в Хевроне, а также ряд правозащитных организаций, действующих как за «зеленой чертой», так и в ее пределах. Из общественных организаций, созданных в пределах «зеленой черты», о своей готовности работать с нами заявил Штаб городов.
— Как были сформулированы цели вашей Антидиффамационной Лиги?
— Основная цель — противостоять всеми законными, демократическими методами против любых попыток дискриминации, делегитимации и подстрекательства против жителей еврейских поселений. Это значит, что мы попытаемся отслеживать все случаи клеветы и инсинуаций, а также все случаи нарушения закона в отношении поселенцев и будем давать отпор как в прессе, так и в судебном порядке. Это непросто. Сегодня, к примеру, юридический советник правительства, используя определенные лазейки в законе, успешно блокирует многие наши попытки возбудить судебные иски по обвинению в злонамеренной клевете тех, кто позволяет себе, мягко говоря, некорректные и не соответствующие действительности высказывания о поселенцах. В связи с этим мы намерены подготовить поправки к Закону об ответственности за клевету и лоббировать их продвижение в кнессете. Нам хочется верить, что кнессет будущего созыва будет куда более дружественен поселенцам, чем нынешний. В наши планы входит также проведение различных публичных акций и работа с прессой.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о дискриминации поселенцев?
— Как я уже упоминал, в последнее время на жителей поселений начинают распространять те законы, которые не работают для остальной части общества; по отношению к поселенцам можно нарушать и действующие законы, и это сходит с рук. Вспомните, как Эхуд Ольмерт недавно возмутился тем, что жителей еврейских поселений, дескать, слишком быстро выпускают из-под ареста. Но, господин премьер-министр, они находились под арестом по решению суда столько времени, сколько назначил им суд в рамках закона! На каком основании вы требуете, чтобы по отношению к этим людям было нарушено постановление суда или чтобы суд относился к ним иначе, чем к остальным гражданам страны?! А чего стоит недавний призыв лишить поселения полагающихся им бюджетов?! На каком основании было сделано это предложение?!
Согласно всем статистическим данным, мы, жители еврейских поселений, служим в армии так же, как и остальные граждане Израиля, так же работаем и платимналоги, так же, как остальные, занимаемся общественно-полезной и добровольческой деятельностью. Если же вы внимательно просмотрите статистику, то увидите, что роль поселенцев во всех только что названных мной сферах даже больше, чем роль жителей других районов и других слоев населения Израиля. Мы такие же полноценные и полноправные граждане этой страны, как и все остальные, и требуем к себе такого же отношения.
— Как ваша организация отнеслась к заявлению главы ШАБАКа Юваля Дискина о том, что некие правые экстремисты готовят вооруженный мятеж в Иудее и Самарии и покушения на лидеров государства? Последние его слова были поняты однозначно: в стране готовится покушение на Эхуда Ольмерта.
— Мы уже направили Ювалю Дискину официальное письмо, в котором требуем подробных объяснений по поводу этого заявления. Если у ШАБАКа есть какая-то конкретная информация о готовящемся покушении или покушениях, то подозреваемые в планировании такого преступления должны быть арестованы и допрошены, а их имена следует предать гласности. Если же такой информации и конкретных подозреваемых нет, Дискин должен подать в отставку за высказывания, несовместимые со статусом высокопоставленного государственного служащего. Ведь если эти высказывания безосновательны, он ввел в заблуждение общественное мнение и настроил его не против неких конкретных личностей, а против целого слоя израильского общества, подавляющее большинство которого составляют законопослушные граждане государства.
— Чем вы объясняете то, что новая кампания против еврейских поселенцев началась именно сейчас?
— Тому есть сразу несколько причин. Во-первых, ежегодно по мере приближения очередной годовщины со дня убийства Ицхака Рабина определенные круги пытаются нагнетать в обществе истерию против поселенцев, последователей идеологии религиозного сионизма и правого лагеря в целом. Во-вторых, в этом году годовщина убийства Рабина приходится на предвыборную кампанию, и ряд израильских политиков во главе с нынешним министром обороны пытаются усилить свою популярность среди левых кругов израильского общества нападками на поселенцев, называя их главным препятствием на пути достижения мира с палестинцами. В-третьих, не секрет, что сегодня все те же политические круги вынашивают планы демонтажа поселений и возвращения к границам 1967 года. И чтобы осуществить эти планы, им и требуется делегитимировать поселенцев, извратить истинное положение вещей настолько, чтобы внушить обществу мысль, что по отношению к этим людям позволено любое насилие, любое нарушение закона. Именно этого мы не хотим допустить, обязаны не допустить, так как в итоге подобный подход нанесет колоссальный ущерб не только жителям Иудеи и Самарии, но и израильской демократии в целом.