Продолжение.
Начало в № 859
В конце XIX века в Мексику прибыли евреи из России. В 1899 г. в Мексике поселились первые евреи из Сирии. В том же году начал издаваться сефардский еженедельник. В начале ХХ века в Мексику иммигрировало значительное число евреев из общин стран Средиземноморья. В 1912 г. была основана совместная организация ашкеназских и сефардских евреев — «Альянса Монте Синай», занимавшаяся обеспечением религиозных и социальных нужд евреев Мексики и обучением их ивриту.
Первое еврейское кладбище в Мексике было открыто благодаря личным связям руководителей общины с президентом Ф. Мадеро. Во время Мексиканской революции (1913 — 1917), сопровождавшейся дестабилизацией экономики, часть евреев покинула страну. С принятием в 1917 году либеральной конституции еврейское население Мексики вновь начало увеличиваться.
После Первой мировой войны и до 1924 года, когда въезд еврейских иммигрантов из Восточной Европы в США был затруднен, Мексика служила им перевалочным пунктом. Некоторые все же осели в Мексике, где занимались торговлей вразнос и на рынках. Введенная евреями система торговли в кредит была положительно воспринята особенно малообеспеченными слоями населения.
В 1929 году был основан еврейский банк — «Банко Меркантиль», в 1931 г. — еврейское торговое объединение «Камара де комерсио исраэлита». Экономический кризис 1929 — 30 гг. привел к росту антисемитизма в Мексике. Антисемитские выступления вынудили евреев оставить рыночную торговлю и открыть магазины. В результате действий американских еврейских организаций, добившихся от правительства США дипломатического давления на правительство Мексики, проявления антисемитизма уменьшились. В начале 1930-х годов число евреев, поселившихся в Мексике, значительно выросло, но в 1937 г. была установлена жесткая законодательная квота, ограничившая иммиграцию в Мексику. Но президент Мексики в том же году дал политическое убежище Льву Троцкому и организовал охрану его дома.
Художница Фрида Кало написала автопортрет, который посвятила своему кумиру из России. Давид Сикейрос — приятель художника Диего Риверы (мужа Ф. Кало) в 1940 году, по подсказке советской разведки, совершил первое неудавшееся покушение на Троцкого. Второе покушение оказалось роковым, и Троцкий был жестоко убит агентом НКВД.
В конце 1930 — начале 1940 гг. в Мексике, как и в ряде других латиноамериканских стран, вновь усилился антисемитизм. В стране активизировались банды «Лас камисас дорадас» («Золотые рубашки»), финансируемые посольством Германии.
Вступление Мексики в войну на стороне антифашистской коалиции (1942) ослабило антисемитское движение. В 1943 — 44 годах правительство Мексики предоставило нескольким сотням еврейских беженцев из Европы временное убежище до конца войны.
Благосостояние еврейской общины возросло в период экономического подъема после Второй мировой войны. В 1950 г. еврейское население страны достигло 27 тысяч человек; около 60 % евреев были заняты в торговле и банковском деле, 15 % — в промышленности, 8 % — в свободных профессиях, 17 % были рабочими и служащими. По переписи 1960 г. в Мексике были зарегистрированы 110750 «исраэлитов», куда, наряду с ортодоксальными евреями, были включены реформисты и несколько групп индейцев, считавших себя потомками евреев. Евреи Мексики объединены в четыре общины по признаку страны исхода: евреи из Алеппо, Дамаска, Восточной Европы, Балкан. Все общины имеют своих представителей в «Центральном комитете». В Мехико функционируют 23 синагоги: 21 ортодоксальная и 2 консервативные. Крупнейшей ашкеназской синагогой является «Бет-Эль». Синагоги также существуют в городах Гвадалахара, Монтеррей, Тихуана. Образованием взрослых занимается созданный еврейской общиной Мексики Центр современных еврейских знаний, организующий различные курсы. В университете действует с 1985 г. программа по изучению иудаизма. При ашкеназском общинном центре в Мехико открыт музей Катастрофы. Активно работают сионистская федерация, ВИЦО, Ассоциация друзей израильских университетов и другие. В стране насчитывается 16 еврейских молодежных движений, которые объединяют более двух тысяч человек.
В 1985 году в Мексике проживали 35 тысяч евреев, то есть около 0,5 % всего населения страны. Из них 33 тысячи — в Мехико. Небольшие общины существуют в городах Монтеррей, основанном маранами) и Гвадалахара, отдельные семьи живут и в других городах: Тихуана, Веракрус, Пуэбла, Куэрнавака, где существует еврейский Дом престарелых. В 1996 году ортодоксальное еврейское население Мексики составляло 40700 человек. Мексиканские евреи создали разветвленную систему образования. Так, в Мехико в конце ХХ века функционировали восемь средних еврейских школ, в которых обучалось 75 — 80 % еврейских детей школьного возраста. В Мексике действуют три иешивы.
Отличительной чертой современного мексиканского еврейства является низкий уровень ассимиляции. Так, в начале 2000-х годов смешанные браки составляли 6 %. Еврейские организации в Мексике объединены Центральным комитетом и поддерживают тесные связи с еврейскими организациями США и Организацией еврейских общин Центральной Америки. Еврейский спортивный центр Мексики «Сентро депортиво исраэлита» — одна из крупнейших в мире спортивных организаций, насчитывает около 20 тысяч членов из всех слоев еврейского населения. При центре действуют различные спортивные клубы. По охвату детей еврейским образованием Мексика стоит на одном из первых мест в мире. Преподавание ведется на испанском языке и на иврите, в зависимости от предмета. В некоторых школах изучается идиш.
Еврейская пресса представлена изданиями на испанском и идиш. Работает еврейский театр. В 1948 — 51 гг. в Мексике была издана еврейская энциклопедия на испанском языке в 10 томах.
В столице есть два наиболее населенных евреями района: Сolonia Polanco с её крупными синагогами и Сolonia Hipodromo-Condesa. Тот, кто бродил по старинным улочкам Мехико Сити, обратил внимание на их названия со знакомыми еврейскими именами, видел людей, расположившихся под зонтиками открытых уличных кафе, говорящих на идиш, читал вывески на магазинах или рассматривал современные неоновые рекламы, пропагандирующие кошерные продукты, наблюдал за общественным транспортом, окна и стены которого красочно расписаны голубыми звёздами Давида.
Небольшая часть мексиканских евреев покидает страну и переселяется в США и Канаду, в то время как алия в Израиль из Мексики невелика. Так, в 2000 г. репатриировались 67 евреев, в 2001 г. — 62 еврея, в 2002 г. — 32, в январе-июле 2003 г. — 58 человек.
Мексика является крупнейшим центром по изданию антисемитской литературы на испанском языке. Отдельные антисемитские акции, в том числе нанесение материального ущерба еврейским организациям, имели место в 1954 г. и в 1960-х годах и особенно усилились в результате проарабской пропаганды. Так, в 2002 г. в стране было зафиксировано более 130 антисемитских инцидентов, включавших в себя письма, посланные евреям и в еврейские учреждения, антиеврейские граффити, антисионистские и антиеврейские демонстрации. Рост антисемитизма тесно связан с усиливающейся арабской и особенно палестинской антиизраильской и антисемитской пропагандой. Особенно активно пропаганда подобного рода ведется в университетах. Так, в апреле 2003 г. на стенах многих мексиканских университетов были нарисованы антисемитские граффити, студенты организовали концерт, весь сбор от которого пошел в помощь «жертвам нацистско-фашистского еврейского империализма».
Антисемитизм встречает отпор со стороны мексиканского общества. Так, 10 апреля 2003 году мексиканский конгресс принял закон, запрещающий все формы дискриминации. В законе были специально отмечены антисемитизм и ксенофобия как запрещенные явления. В Мехико была проведена международная конференция по антисемитизму, организованная газетой «Трибуна Исраэлита». В работе конференции участвовали представители 20 стран.
Сегодня большинство мексиканских евреев — представители верхушки среднего класса. Они не доминируют ни в промышленном комплексе, ни в банковском деле, несмотря на то, что они его основали: в свое время все банки были национализированы. Поэтому обвинение в том, что «еврейские банкиры» контролируют экономику страны, — это трюк, придуманный для разжигания ненависти к евреям.
Продолжение следует