Привет с Кавказа

«Когда все вокруг пылает, какое облегчение думать, что никто из твоих близких не гибнет в горящих развалинах».

Артуро Перес-Реверте

Те, кто бывали в прошлом веке на Кавказе, помнят, как в сувенирных киосках продавались отделанные «под дерево» бутылки, кружки и всякая разная дребедень с надписью «Привет с Кавказа!», «Привет из Сухуми (Батуми, Гагр, Цхалтубо и т. д.). И развозили эти незамысловатые сувениры во все уголки «необъятного Советского Союза», расставляя потом на громоздких сервантах и комодах. А еще привозили морские ракушки-рапаны и всякие украшения из них. А еще везли вина: знаменитые грузинские: красное-белое, сухое-полусухое, десертные азербайджанские, неизменный армянский коньяк. А еще всякие пряности: аджику, ткемали, хмели-сунели. А еще варенье из удивительных тогда для нас плодов — айвы, инжира, кизила, мушмулы, лавровишни.

А потом до следующего года вспоминали, как хорошо нам отдыхалось на гостеприимной и благодатной земле Кавказа…

Мы смотрели кино про заграничную жизнь, которое снималось в Баку, и посмеивались, узнавая в предлагаемых интерьерах Стамбула или другого восточного города улочки старого города. Мы с наслаждением входили в тень винных тбилисских подвальчиков и пробовали там восхитительную «Хванчкару», а в знаменитых «Водах Лагидзе» пили волшебную газировку с экзотическими сиропами. Мы с восторгом дышали простором площадей Еревана и наслаждались нетронутостью старых дворов… Это была страна, по которой можно было с гордостью ехать много дней, ощущая причастность ко всем незнакомым и не виданным ранее пейзажам…

А потом начались всякие события: сначала делили Нагорный Карабах — кому им владеть, Армении или Азербайджану; потом вспыхнула Чечня, при одном только упоминании о которой сжималось сердце у всех матерей, чьи сыновья готовились к срочной воинской службе (как это было прежде с Афганистаном); потом Абхазия решила стать самостоятельной, и вот уже совсем недавно грянула Южная Осетия…

Не многие могут сейчас сказать, кто первым начал эту заваруху — единодушия в трактовке событий нет. Ясно только одно: в любом межэтническом конфликте у каждой стороны своя правда. И под трибунал, как сказал суровый и справедливый Юрий Рост, надо отдавать всех — имелось в виду всех виновных в случившемся.

Странно и удивительно во всем происходящем на Кавказе то, что были времена, когда здесь мирно и по-соседски дружно жили все национальности, народности и этносы. С моим отцом, выросшим в славном городе Сухуми, в классе учились 18 (!) национальностей, а самыми близкими друзьями у него были эстонец и немец по матери (по отцу он был грек). С первого класса и до самого конца.

«Крутые» разборки случались только в мальчишеских драках до первой крови, да в анекдотах на межкавказские темы, которые, подозреваю, сочинялись где-нибудь на задворках Москворечья… Неприязнь к «иноверцам», думаю, культивируется обычно в кругах, определяемых фразой «из грязи в князи», либо просто среди тех, кто был и остается духовным плебсом. И это не зависит ни от национальности, ни от места проживания. А злоба приносит плоды только на взбаламученной и хорошо унавоженной комплексами и чувством собственного превосходства почве…

Лет 15 назад в наших палестинах побывал любимый, уважаемый и безусловно честный человек — Вахтанг Кикабидзе. Как водится, его повели к Стене Плача, чтобы он, как и все остальные гости страны, вложил записочку между каменных плит. Уж не знаю, кому и как удалось прочесть эту записку, но текст ее был таков: «Господи, спаси Грузию…»

И последнее публичное появление Бубы в масс-медиа, естественно, вызвало неодинаковую реакцию у людей — с одной точки зрения, его отказ принять орден из рук президента России свидетельствует о бескомпромиссности актера, а с другой — зачем, вроде бы, путать политику и культуру. Юбилей артиста, к которому и было приурочено вручение ордена, стал скандалом, который нанес вред обеим сторонам. Среди мастеров грузинской культуры Вахтанг Константинович оказался особенно резок в критике России. В оправдание артиста, сказавшего то, что при самом сильном неприятии российской политики говорить все равно бы не стоило, заметим, что война вообще мало способствует взвешенности суждений.

Всякий раз, когда возникают какие-то межнациональные конфликты, большинство активно становится на сторону какой-то одной стороны, ругая сторону противоположную и призывая на головы врагов все смертные кары. И взвешенности в таких ситуациях ждать не приходится…

Печальная участь постигла и знаменитейшую и любимейшую актрису из другого, географически противоположного региона бывшего Советского Союза Вию Артмане, с которой былая имперская известность сыграла еще более жестокую шутку. Да и с многими другими деятелями культуры из развалившегося СССР… Пожалуй, из всех бывших советских республик только Украина продолжает бесперебойно пополнять кадрами актерскую биржу России, да и из них, наверное, только Богдан Ступка и Ада Роговцева заслуживают положительной оценки — и только потому, что они сложились при прежнем режиме. «Заграничные» кавказские звезды сегодня представлены разве что Николаем Цискаридзе, Валерием Меладзе да Сосо Павлиашвили, которые намертво прижились в Москве и грузинами числятся чисто номинально…

А я пару дней назад письмо получила от двоюродного брата, который родился и вырос в Сухуми, а теперь живет в России и, естественно, больше многих других радуется тому, что Абхазию признали независимым государством, и теперь туда, в гости к маме, которая не захотела покинуть родной город, можно ездить свободно.

Так вот, братец мой пишет: «Был дома. Как раз попал на праздничные мероприятия, 15 лет победы и первое празднование в статусе независимого государства! Военный парад, красочные шоу, концерты и все прочее…»

Так что же: радоваться этой мало кем признанной независимости или горевать по поводу разорения бывшей могучей страны?

Недавно увидела и услышала по телевидению Сергея Адамовича Ковалева — помните, был такой правозащитник? А говорил Ковалев о последних событиях в Южной Осетии. И текст был примерно такой: «Нельзя было не создать Государство Израиль, поскольку был Холокост. Но как только государство было создано, появились граждане первого и второго сорта. Сейчас заставить абхазцев и осетин быть в составе Грузии можно только силой».

И еще он сказал: «Масштабы катастрофы станут ясны, когда начнут пытаться восстанавливать мирную жизнь».

Мирную жизнь в Абхазии пытаются восстановить уже больше десяти лет, но прекрасный город моего детства по-прежнему зияет незастекленными окнами где пустых, а где и вовсе разрушенных зданий. В нем остаются разбитые вдрызг дороги и запущенные пустые пляжи, которые считались самыми комфортабельными и лакомыми для всех советских курортников — сейчас там завершался бы бархатный сезон. А валяющиеся на земле, несобранные, гниющие мандарины некому продавать и невозможно самим съесть…

Тот самый, уже упоминавшийся мой двоюродный брат, приехав впервые в Израиль, сказал: «Это же райский уголок! Так же, как и Сухуми…»

Есть ли мир и благоволение даже в райских уголках?..

Я начала этот материал с цитаты из Переса-Реверте, а закончить хочу фразой, произнесенной одним из цхинвальских беженцев: «Южной Осетии больше нет… Я люблю Южную Осетию. Но она мне без моих близких не нужна».

У меня на Кавказе почти не осталось близких. Но мне хочется, чтобы этот уголок земли продолжал цвести, продолжал БЫТЬ.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора