От Адама до потопа

Вначале Б-г сотворил из «ничего» всю вселенную со всеми ее параметрами и составляющими, включая время. Процесс творения занял шесть дней. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную среду под названием «Шаббат», которая посещает нас раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди — Адам и Хава. Б-г поместил их в сад Эден. По наущению Змея и вопреки категорическому запрету Тв-рца, Хава отведала запретный плод с «Древа познания добра и зла» и дала попробовать этот плод Адаму. Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава больше не могли оставаться в духовном раю — Эдене. Б-г изгоняет нарушителей из «райского сада» и меняет природу людей. В мир приходят смерть, тяжкий труд и родовые муки. Начинается извечная борьба между добром и злом за искупление первородного греха Адама и Хавы, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Авель, первые дети Адама и Хавы, приносят дары Б-гу: Каин — «из плодов земли», Авель — «из первенцев своих овец». Вс-вышний принимает дар Авеля и отвергает приношение Каина. Между братьями возникает спор, и раздосадованный Каин убивает Авеля. За это Б-г приговаривает его к вечным скитаниям. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и потомства Адама и Хавы по линии их третьего сына Шета — до рождения Ноаха. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их Всемирным потопом, сохранив единственного праведника той эпохи — Ноаха и его семью.

Раздел «Берешит» чрезвычайно насыщен событиями и явлениями, охватывающими огромный пласт бытия (в русской традиции эта первая книга Пятикнижия так и называется «Бытие») — от первичного хаоса, из которого Б-г создал вселенную и время, и до Всемирного потопа; от первого человека Адама до Ноаха, единственного праведника в своем поколении.

Именно из раздела «Берешит» в мировую культуру вошли классические персонажи Адама, Хавы (Евы) и Змея-искусителя, концепция «первородного греха», братоубийственный сюжет с участием Каина и Эвеля (Авеля). Здесь мы узнаем, что десять «допотопных» поколений от Адама до Ноаха были супер-долгожителями. Один из них, Метушелах (Мафусаил), установил абсолютный рекорд долголетия — 969 лет!

Из этого же первого раздела человечество позаимствовало множество крылатых выражений, аллегорий и метафор, разошедшихся по мировым языкам, проникших в литературу, журналистику и драматургию, придавших глубину и образность современной речи. Люди давно забыли о первоисточнике, но охотно цитируют: «Да будет свет» (1:2); «И был вечер, и было утро» (1:5); «И сотворил Б-г человека по образу и подобию Своему… и сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладейте ею» (1:27,28); «Древо познания добра и зла» (2:9); «Нехорошо человеку быть одному» (2:18); «Это кость от кости моей, плоть от плоти моей» (2:23); «Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (2:24); «В поте лица твоего будешь есть хлеб… ибо ты прах и в прах возвратишься» (3:19); «Восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (4:8); «Разве сторож я брату моему?» (4:9). Выражение «каинова печать» тоже из Торы: «И дал Б-г Каину знамение, чтобы не убил его всякий, кто бы ни встретил его» (4:15).

Благословенная буква «бейт»

Люди, впервые открывшие Пятикнижие, наверняка обратили внимание на крупно выведенную первую букву «бейт». Это не единственная шрифтовая аномалия такого рода. В соответствии с традицией, в свитках Торы пишут в общей сложности 11 букв больше остального шрифта и пять-шесть маленьких букв. Тора начинается с большой «бейт». Иерусалимский Талмуд и другие источники по-разному объясняют эту особенность.

«Бейт» — это «браха», благословение. Поскольку первая буква еврейского алфавита — «алеф», было бы, на первый взгляд, логично и справедливо поставить ее первой в Торе. Однако с «алефа» начинается слово «арур», проклятый. В Мидраше сказано, что Б-г хотел дать этому миру оптимальную возможность для выживания и поэтому благословил его первой большой буквой «бейт».

Но дело не только в буквах и словах. «Бейт» символизирует множество; ее числовое значение — два, минимальное множественное число. «Алеф» — это один, единство, которое подходит только Б-гу, но не человеку, ибо, как сказано в нашем разделе, «нехорошо человеку быть одному». Вместо единства получается одиночество.

Кроме того, «бейт» представляет два мира, созданных Тв-рцом: этот мир и Мир Грядущий, о существовании которого мы должны знать. Большая «бейт» напоминает нам об этом.

Наконец еще одно объяснение — графическое. Буква «бейт» образует как бы три стороны прямоугольника. Она замкнута сверху, снизу, сзади и открыта спереди. Отсюда выводится важное мировоззренческое положение: мы не должны тратить слишком много времени и усилий на выяснение того, что происходит вверху (в Высших сферах), внизу (в «гееноме», аду) и позади нас (в предыдущих мирах, существовавших до Сотворения нашей вселенной). Наше внимание и любознательность должны быть направлены вперед, в этот мир, от момента его зарождения и дальше, в будущее.

От сих до сих

«И взял Г-сподь Б-г человека, и поместил в саду Эдена — возделывать и охранять» (2:15).

Что возделывать и что охранять? На первый взгляд, все ясно: Адама поместили в Эден, чтобы возделывать и охранять райский сад. Но почему тогда эти два глагола употреблены с окончанием женского рода: «леовда у-лешомра»? Ведь сад, «ган», мужского рода. Значит, речь идет не о нем.

Адаму поручалось возделывать и охранять свою душу (в иврите «нешама», душа, как и в русском языке, женского рода). Но как это возможно? — Путем выполнения одной простой заповеди: не есть плодов от Древа познания добра и зла. Казалось бы, что может быть легче? Сиди себе в райском саду и не делай того, чего тебе не велят. Но Адам умудрился не выполнить эту единственную «детскую» мицву, хотя ребенком никогда не был. Почему Адаму вздумалось отведать плод от этого запретного древа? Что на него нашло? Инициативная жена подвела?

Нет, тут все сложнее и глубже. До того как Адам попробовал на вкус этот плод, зло существовало только в зачаточном состоянии, вне Адама. Нарушив запрет, первый человек впитал в себя зло и тем самым реализовал, раскрыл его. Но зачем Адаму потребовалось «заразить» себя злом? К чему добровольно принимать отраву?

Адам не родился, как все люди, от родителей из плоти и крови. Он был создан Самим Тв-рцом сверхъестественным путем в облике взрослого мужчины и хотел служить Ему всеми силами, всеми своими возможностями. Адам подумал, что если служение Б-гу заключается в том, чтобы воздержаться от съедения плода, содержащего зачаточное зло, то надо выманить «противника» на свою территорию и затем разгромить его — во славу Тв-рца! Лучшей формы служения не придумаешь.

Как видим, у Адама были самые чистые и достойные помыслы. Но он совершил фатальную ошибку. Своим невольным грехопадением Адам и его жена Хава привели смерть в этот мир, в буквальном смысле. Адам хотел «подправить» замысел Б-га, что всегда чревато тяжелыми последствиями. Когда Вс-вышний дает нам какое-то указание через Тору или мудрецов, Он хочет, чтобы мы делали именно то, что Он сказал, от сих до сих, не больше и не меньше.

На ошибку Адама можно взглянуть и под другим углом зрения. Плод, который ему было запрещено есть, рос не на «древе познания», как пишут иногда в литературе, а на «Древе познания Добра и Зла». Речь идет о двух абсолютных категориях. «Знание», «даат», в Торе всегда обозначает связь, соединение, слияние. «И познал Адам Хаву, жену свою…». Близость мужа и жены — это тоже «знание».

Отведав запретный плод с этого древа, Адам соединил и смешал Добро и Зло. В результате мир неузнаваемо изменился: Добро и Зло так тесно в нем переплелись, что их стало трудно отличать друг от друга.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора