
На международном конкурсе улыбок Соединенные Штаты наверняка заняли бы первое место. Улыбка у нас стала чем-то социально обязательным; и если сегодня американец может выйти на улицу без штанов, он вежливо улыбнется при самом случайном общении с самым случайным живым объектом, будь то человек, животное или растение. «Say «Cheese!», — учат американцев с детства, не прививая любви к сыру, а приучая по-голливудски растягивать губы при произношении этого слова. За губами видны зубы, и необходимость улыбаться сделала профессию дантиста одной из самых преуспевающих. Когда нравы были пристойнее, в викторианской Англии молодежь учили скромной улыбке фразой «Say «Prune», которую Василий Аксенов перевел, как «скажи «изюм».
Что главное для кандидата на любую выборную должность, от начальника добровольной пожарной команды до президента США? Умение широко и обаятельно улыбаться, какие бы кошки ни скребли на душе. Условно назовем это чисто искусственное умение природным оптимизмом, и тогда лыком в строку ляжет недавнее исследование ученых Университета штата Пенсильвания. Авторы исследования утверждают, что решающую роль на президентских выборах в США играет уровень оптимизма претендентов. По их данным, с 1900 года кандидаты-оптимисты побеждали в 89 % случаев, но причины авторы исследования назвать затрудняются.
В своей работе пенсильванские ученые старались определить уровень или «градус» оптимизма в основных речах кандидатов в президенты. Как часто кандидат упоминал о неприятных и негативных проблемах? Кого он обвинял в появлении этих проблем? Какие делал прогнозы? При этом не учитывались чисто внешние факторы, вроде выражения лица, жестов, тембра голоса, динамики речи и прочих поведенческих нормативов, которым кандидатов учат перед выходом к народу.
Анализ уровня оптимизма нынешних претендентов на Белый дом показал, что на протяжении 2008 года демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн примерно равноулыбчивы, тогда как кандидат республиканцев в вице-президенты Сара Пэлин намного оптимистичнее демократа Джозефа Байдена. Возможно, это возрастное, а возможно, что опыт сенатора Байдена не дает ему причин для оптимизма. Так или иначе, получилось, что кандидаты в президенты веселее кандидатов в вице-президенты.
А причин улыбаться, между тем, нет. Недавний опрос социологической службы Gallup показал рекордно низкий в истории таких опросов этой службы результат — только 9 % американцев удовлетворены состоянием дел в стране. В 1979 году, когда из-за эмбарго на нефть арабских государств-экспортеров по Америке ударил бурный рост цен на горючее и дефицит бензина, уровень оптимизма был выше и составлял 12 %. Главной причиной нынешнего уныния пессимизма стало состояние экономики, о чем сказали 69 % опрошенных. 11 % назвали причиной войну в Ираке, и 9 % — действия власти. 82 % опрошенных считают, что сегодня жителю США трудно найти работу. В 2001 году опросчики службы Gallup впервые поинтересовались: хорошее или плохое сейчас время для поиска достойной работы? За прошедшие семь лет уровень пессимизма (то есть количество людей, считающих, что хорошую работу найти проблематично) никогда не превышал 74 % (в 2003 году). В январе 2008 года он составил 56 %.
Опрос телекомпании CNN показал, что 21 % американцев считают «очень вероятным», а еще 38 % — «вероятным», что их страна вступает в экономический кризис, по масштабам сравнимый с Великой депрессией. Опрос газеты USA Today дал аналогичные результаты: 33 % респондентов ответили, что экономика в состоянии депрессии, а 36 % назвали это рецессией. Опрос компании Bloomberg News показал, что материальное положение 42 % американцев сегодня хуже, чем год назад, но у 24 % дела пошли лучше. В благополучном прошлом дела шли лучше примерно у такого же количества, но хуже бывало реже.
В этом году закрылись 13 банков, что тоже не так много: по данным Федеральной корпорации страхования вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation), в начале 2008 года в Соединенных Штатах функционировали 7282 банка. За время существования корпорации, которая была образована в 1934 году в связи с Великой депрессией, в стране закрылись 3568 банков. Не сменили владельцев и не были присоединены к другим, а именно закрылись, полностью и навсегда, причем 82 % прекратили существование с 1980 по 1994 год. Абсолютный рекорд был установлен в 1989 году, за который лопнули 534 банка. В последние годы Великой депрессии масштабы крахов были заметно меньше — в 1937 году, например, закрылось 75 банков.
Одни банки закрывались, другие открывались. В 2004 году в США появилось 122 новых банка, а в 2005 — 167, но в целом банков постепенно становилось меньше. В 1934 году в США действовало 14146 банков, в 1970-м — 13551, в 1990-м — 12343, в 2000-м — 8315… Но и это не было причиной для паники, поскольку, как мы считали и нас убеждали, количество переходило в качество. И вот, нате, пожалуйста, такой облом. Так что нашим кандидатам в президенты и вице-президенты остается только улыбаться. Но как? Say «Prune?»
Вроде бы, сегодня в Америке нет причин даже для «изюмной» улыбки: банки лопаются, на бирже обвал за обвалом, а национальный долг, судя по его часам на доме № 1132 на Шестой авеню в Манхэттене, составил 10,229 триллионов долларов. Если в Соединенных Штатах проживают 304,87 миллиона человек, то каждый из нас задолжал 33,552 тыс. долларов. И все же у кандидатов в президенты есть повод не только улыбаться, но и смеяться.
В сентябре служба новостей Scripps Howard и Университет штата Огайо опросили по телефону 1015 взрослых американцев, интересуясь, какую небывальщину они слышали про Джона Маккейна и Барака Обаму. Почти 90 % опрошенных слышали, что Обама скрытный; 57 % — что он отказывается приносить присягу на верность служению Америки, и 24 % — что Обама не кто иной, как антихрист. Больше трети опрошенных слышали, что в плену у вьетнамских коммунистов Джону Маккейну промыли мозги, от чего он сейчас в «некотором слабоумии». Кто-то слышал, что у Маккейна внебрачный ребенок-афроамериканец. Нет, все-таки Say «Cheese!»




