
«Мы народ Книги», — с гордостью заявляла о себе русскоязычная иммиграция в Америке, действительно считающаяся самой читающей и начитанной среди прочих общин. Эта гордая фраза принадлежала, кажется, ныне покойному писателю-диссиденту Владимиру Максимову, но много позже ее расширил, а вернее, сузил Виктор Шендерович, заявив, что «мы народ Книги и культуры, и это главная отличительная особенность еврейского народа». Коренных же американцев мы считали народом поп-культуры, не считая университетских интеллектуалов, у которых от левой тяги к правам человека наблюдается Грибоедовский синдром горя от ума.
Но, оказывается, мы недооценили культурный уровень простых жителей США. Опрос, недавно проведенный компанией Harris Interactive, показал, что две трети взрослых записаны в библиотеки, а три четверти из них хоть раз да посещали библиотеку в течение прошлого года. Примерно 15 % жителей США посещают библиотеки два раза в месяц и чаще. Социологи службы Harris выяснили, что в библиотеки в основном ходят люди в возрасте от 18 лет до 31 года, а объяснить это можно тем, что многие из них учатся.
Женщины посещают библиотеки чаще мужчин. Самой «библиотечной» этнической группой США оказались латиноамериканцы, которые ходят в библиотеки намного чаще, чем белые, азиаты и чернокожие. По партийному признаку в библиотеки чаще ходят демократы, чем республиканцы или люди без определенных политических пристрастий. Подавляющее большинство — 92 % жителей США — считают библиотеку важнейшим образовательным учреждением. Для 72 % это местный общественный центр; для 69 % — очаг культуры; для 83 % — просто приятное место времяпрепровождения.
По данным Американской Ассоциации библиотек (American Library Association), в США их немало, 123291, на полках которых лежат и стоят книги больше 2 млрд. наименований. Среднестатистический посетитель библиотеки в 2007 году брал домой 7 и больше книг, а среднестатистический налогоплательщик ежегодно тратит на поддержание этой системы 31 доллар в год, то есть немного больше, чем стоит одна книга в магазине. Так что выражение «мы народ книги» касается всех американцев, и наших, и ваших.