
Другие генералы шастают ныне по Грузии — захватчики. На танках. Ищут, что еще забрать, что разрушить, какие села опустошить, чем еще грузинам навредить. Под их эгидой в Гори и окрестных грузинских селах мародерствуют осетинские и чеченские бандформирования и откуда-то там взявшиеся казаки. Эти мародерствуют по-мелкому, генералы же, захватывающие там «трофеи», — по-крупному. А на Черном море — адмиралы. Потопили грузинский катер, который, если им верить, намеревался напасть на российский ракетный крейсер, потом, обнаружив в порту Поти еще несколько грузинских кораблей, и их для острастки потопили. Знай, мол, наших!
Когда эта статья увидит свет, российские войска, может быть, из Грузии уже будут выведены. Президент России пообещал это президенту Франции. Впрочем, нет, он пообещал, что начнется вывод войск. Вполне возможно, что неспешный, неполный и не насовсем. Неизвестно еще, согласовал ли президент свои намерения с премьер-министром. Так что ситуация с разгулом российских войск на территории Грузии пока непредсказуема.
Между тем, председатель Международного суда ООН в Гааге Розалин Хиггинз назначила на 8 — 10 сентября слушания в связи с иском Грузии к России, содержащим «материалы, свидетельствующие о совершении Россией на территории Грузии этнической чистки с 1993 по 2008 год».
«Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал…»
М. Ю. Лермонтов.
«Мцыри»
«Российская Федерация через свои государственные органы и другие учреждения, исполняющие государственную власть, официальных и других лиц и через югоосетинских и абхазских сепаратистов, действовавших по указанию или под руководством и контролем Российской Федерации, совершила серьезные нарушения своих фундаментальных обязательств… Действуя вместе с сепаратистскими силами и наемниками в грузинских регионах… Российская Федерация систематически проводила политику этнической дискриминации, направленную против этнических грузин и других групп населения», — говорится в иске.
В направленном российским и грузинским властям послании, текст которого распространен в Гааге, председатель Международного суда сообщает, что по итогам предстоящих заседаний суд прежде всего должен определить, обладает ли он юрисдикцией в отношении поданного Грузией иска, но при этом заранее «настоятельно призывает стороны действовать таким образом, чтобы любое постановление, которое Суд может издать, возымело необходимый эффект».
Трудно предсказать, какое постановление может издать Международный суд и возымеет ли оно необходимый эффект.
Для справки: председатель суда — из Великобритании, вице-председатель — из Иордании, еще 13 судей — из Франции, Мексики, Марокко, США, Германии, Новой Зеландии, Сьерра-Леоне, Японии, Венесуэлы, Мадагаскара, России, Словакии, Китая. Право вето уставом суда ни за кем не закреплено.
Оставим судьям судейское, поразмышляем сами. Что такое Южная Осетия? У меня была в Минске сослуживица-осетинка из мусульман Северной Осетии. Я познакомился как-то и с семьей ее отца. Когда зашла у нас речь о Кавказе, я узнал, что южных осетин-христиан они настоящими осетинами не считают. Дело давнее и восходит оно ко временам распада Хазарского каганата. Аланы, предки осетин, обитали тогда севернее Большого Кавказского хребта.
Некоторая их часть перебралась через горный перевал на южный склон хребта к единоверцам-грузинам. Так что нынешняя Южная Осетия — это исконно грузинский край, когда-то принявший гостей с севера. Постепенно гости прижились, размножились и стали одной из многих этнических групп единого грузинского государства.
Считается, что отец «вождя всех народов» Виссарион Джугашвили был из тех осетин — вспомним хотя бы знаменитое стихотворение Осипа Мандельштама, стоившее ему жизни. В нем было многое непростительное с точки зрения вождя, но нельзя исключить и того, что особенно задело и разозлило вождя дерзкое проникновение поэта в его родословную.
Что можем уверенно констатировать, так это вполне мирное соседство грузин и осетин на древней грузинской земле, чему свидетельством являлись и многочисленные смешанные браки между ними. Так было до того как внешним силам стало выгодно культивировать в Грузии межэтническую рознь.
Когда Грузия обрела независимость, эта деятельность особенно усилилась и привела к отрыву Россией от Грузии двух ее автономий — Абхазии и Южной Осетии. Хорошо еще, что третью автономию — Аджарию — Грузии удалось сохранить. Только потому, что Аджария, к счастью, с Россией не граничит.
Абхазию и Южную Осетию называют самопровозглашенными республиками, но фактически это марионеточные анклавы, отвоеванные и целиком управляемые Россией. Все помнят, что Абхазию завоевали чеченские воинские формирования под руководством Шамиля Басаева, в ту пору еще любимца российских силовиков. Не забыто и то, как Россия поучаствовала в тамошних «выборах».
Относительно Южной Осетии с максимально возможной убедительностью написала в «Ежедневном журнале» Юлия Латынина «Я никак не могу назвать режим в Южной Осетии хотя бы сепаратистским. Кто там, собственно, сепаратисты? Начальник тамошнего КГБ Анатолий Баранов раньше возглавлял ФСБ Мордовии, начальник МВД Михаил Миндзаев — аппарат МВД Северной Осетии, министр обороны Василий Лунев был военным комиссаром Перми, а секретарь Совета Безопасности Анатолий Баранкевич — бывший заместитель комиссара Ставропольского края. Кто там осетинский сепаратист в этом правительстве? Премьер Юрий Морозов? Однако, увы, я также не могу назвать этот режим пророссийским. Наоборот, все действия президента Кокойты в последнее время противоречили интересам России на Кавказе, начиная от выставления России на позор всему миру и кончая возбуждением напряженности в той точке, которая может Россию развалить. Южная Осетия — это не территория, не страна, не режим; это совместное предприятие чекистских генералов и осетинских бандитов по освоению денег на борьбу с Грузией».
«На борьбу с Грузией»… Как она ведется? Тут мы вернемся к основному тезису иска Грузии к России, который рассмотрит Международный суд, — к проводившейся с 1993 по 2008 год этнической чистке в отторгнутых от Грузии регионах. Из Абхазии были вынуждены бежать примерно 200 тысяч грузин, гораздо больше, чем там осталось абхазов. В Южной Осетии до недавнего времени жили около 30 тысяч грузин, более четверти тамошнего населения. Теперь, когда грузинские села сожжены и опустошены, они тоже стали беженцами; и возвращению их на прежние места проживания препятствует прежде всего Россия, поскольку именно она там всем заправляет.
В этой связи процитирую высказывание Леонтия Бызова, старшего научного сотрудника Института социологии РАН: «Что лично меня очень расстроило во встрече Медведева с Багапшем и Кокойты, так это заявление лидера Южной Осетии — с ним согласен и лидер Абхазии — о том, что грузинским беженцам возвращение в эти республики запрещено. Мне кажется, что Медведеву ни в коем случае не стоило разрешать ему делать такие заявления…».
«Не стоило разрешать»! Ну, конечно, ни у кого не возникнет и тени сомнения в том, что «президент» Кокойты (и Багабш в той же мере) говорит только то, что ему поручают и разрешают сказать его российские хозяева. Теперь продолжу прерванную цитату: «Нужно увязать признание независимости этих республик с полным возвратом беженцев, потому что в обратном случае мы создадим там такие же этнократические режимы».
«России поддерживать такие вещи ни в коем случае не следует», — полагает ученый, но кто его там станет слушать, когда гипертрофированная антигрузинская пропаганда государственных СМИ поставила на уши всю Россию. Впрочем, пока еще не всю, и это удивительно: согласно опросу Левада-центра, проведенному 9-10 августа, то есть в самом начале перехода конфликта в военное противостояние, 36 % россиян были против ввода войск в Южную Осетию. Но войска уже вводили, причем загодя.
В этой связи процитирую обозревателя «Новой газеты» Павла Фельгенгауэра: «Сегодня мне совершенно очевидно, что российское вторжение в Грузию было заранее спланировано, причем окончательное политическое решение завершить подготовку и начать войну в августе было, похоже, принято еще в апреле. И осетины намеренно провоцировали грузин, и любой ответ, жесткий или мягкий, был бы использован в качестве повода для нападения. А если бы грузины терпели безропотно, то абхазы бы начали, как сейчас, давно подготовленную операцию по «зачистке» верхней части Кодорского ущелья. Если война запланирована, предлог всегда найдется».
Это точно, война была Россией запланирована. И какая: «война, которая должна была окончательно освободить Абхазию и Южную Осетию от грузинского населения, Тбилиси — от Саакашвили, а Закавказье — от НАТО и американцев». В порядке подготовки к этой войне Россия заранее ввела в Абхазию железнодорожные войска и восстановила полуразрушенные железнодорожные пути. Отнюдь не для «народнохозяйственных целей», как уверяла Москва, а для массированного ввода своих танковых войск. Потом эти войска двинулись в Западную Грузию по маршрутам, заранее намеченным в Генштабе.
За две недели до российского вторжения, 28 июля, вышел в свет очередной номер журнала «Огонек», и там известный журналист Павел Шеремет рассказал: «Скрыть в Абхазии что-либо очень сложно, поэтому в Интернете активно обсуждают, сколько же все-таки железнодорожных вагонов с танками перевезли в Гальский район, поближе к границе с Грузией, — 50 или 45. Оружия и горючего для российских миротворцев за последний месяц завезли столько, что хватит еще на несколько лет конфликта. Полковник из штаба миротворцев жалуется, что больше месяца не видел жену, потому что «проводит на шоссе дни и ночи». «Что-то будет, чувствую, что-то будет», — только и повторяет он, неодобрительно покачивая головой… В этом году кроме военного десанта в Сухуми высадился еще десант российских политических обозревателей. Они отдыхают в Абхазии и по национальному телевидению подробно объясняют интриги мировой политики: обозревателя канала ТВЦ Алексея Пушкова сменяет ведущий Первого канала Максим Шевченко. Парадокс: зрителей пугают «грузинской военщиной», но сами отдыхать не боятся».
Теперь вернусь к статье Павла Фельгенгауэра: «Разрушенные военные базы и прочая инфраструктура будут восстановлены на западные деньги, и при этом еще появятся новые рабочие места. Разбитые радары и оружие заменят новым и лучшим. При этом Саакашвили успешно решил свою основную стратегическую задачу — окончательно интернационализировал осетинскую и абхазскую проблемы, что в конечном итоге может привести к последовательному вытеснению России и снижению ее влияния в регионе… Прежний формат единоличного российского миротворчества больше совершенно неприемлем для Запада, наша агрессия все перечеркнула. Для простых людей на Кавказе, для осетин, грузин, абхазов и прочих такой исход означает реальный мир, безопасность, огромную иностранную помощь для восстановления и развития региона. Для России это может означать военно-политическое поражение в результате успешного вроде бы вторжения».
Серьезные неприятности, судя по всему, ждут Россию в Гааге, где вот-вот соберется Международный суд ООН. Иск Грузии к России в эти дни пополняется все новыми неопровержимыми фактами.