Продолжая свои наставления, Моше-рабейну вновь призывает евреев выполнять заповеди Торы, обещая им в награду процветание и благоденствие. Завоевание Эрец Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не развелись дикие животные и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит евреям сжечь всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима — нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай — от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта Скрижалей Завета после трагической истории с золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Он говорит, что небольшое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль».
«А теперь, Израиль, чего
Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? … любить Его…» (Дварим, 10:12).
Нет ничего опаснее любви. Ни вечерняя программа телевизионных новостей, ни визит налогового инспектора, ни даже теракт на соседней улице не страшат нас так сильно, как любовь. Потому что любовь — это безраздельная оккупация твоей души и твоих чувств. Потому что любовь — это прочная, неразрывная связь с кем-то другим: с женой, семьей, с
Б-гом, наконец. Нет ничего страшнее такой связи, такой зависимости, и… нет ничего важнее.
Любовь — это основа Творения.
Б-г создал мир, потому что Он любит нас. Но почему Он любит нас? Просто любит, и все.
У всего в мире есть причина — кроме любви. Любовь и есть сама причина. Она — причина, и она же следствие. Любовь закольцована; любовь — кольцо. Вы любите кого-то, просто потому что любите. Если есть причина для любви, это уже, извините, не любовь. Потому что причина недолговечна; она может исчезнуть, и вместе с ней исчезает и любовь. Значит, это была не любовь, а что-то другое.
В трактате Мишны «Пиркей авот» так и сказано: «Всякая любовь, зависящая от обстоятельств, проходит, когда эти обстоятельства меняются; ни от чего не зависящая (любовь) — не кончается никогда…» (5:16).
Здание строят из кирпичей. Когда Б-г строил мир, Он начал с его простейшей неделимой частицы — любви. Любовь неделима; в ней невозможно различить причину и следствие. Любовь — первичный элемент вселенной. Вот почему мир начинается с любви.
Но поскольку мир создавался по Торе, как по чертежу, в ее основе тоже лежит любовь. Провозглашенная в Торе любовь к Б-гу (как сказано в молитве «Шма, Исраэль»: «И полюбишь ты Г-спода, Б-га своего…») не считается отдельной заповедью. Любовь — корень всех заповедей, их исток, основа Творения.
Тора — это любовное послание
Б-га всему человечеству. Через Тору Он связан с нами, а мы — с Ним. Когда мы учим Тору, эта связь действует. Когда мы прекращаем ее изучать, связь прерывается.
«Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Это слова из пылкого монолога юного иешиботника, обращенные к Торе. Нельзя учить Тору урывками, когда есть время, когда тебе удобно. Потому что Тора — это вечная связь. Если мы учим ее от случая к случаю, мы искажаем ее сущность. Ведь Тора — это не знание, а любовь. Любовь, если она настоящая, невозможно произвольно включать и выключать.
Тора — не наука, не учеба. Когда вы учитесь в университете, или на курсах кройки и шитья, у вашей учебы есть свои сроки: изучив науку или ремесло, вы прекращаете учебу. Но у изучения Торы нет сроков, потому что Тора — это сама любовь, на всю жизнь.
Небесный раритет
В приведенном выше стихе (Дварим, 10:12) говорится не только о любви. В полном виде он звучит так: «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Только страха пред Б-гом, идти всеми путями Его, и любить Его, и служить Б-гу всем сердцем твоим и всей душой твоей».
С любовью мы разобрались. А что такое страх перед Б-гом?
Гаон из Вильно объясняет: раньше у царей было принято хранить в сокровищнице особо редкие, уникальные вещи, какие не купишь у купцов ни за какие деньги.
В Б-жественном депозитарии нет редких вещей, потому что Вс-вышний не испытывает ни в чем дефицита. Он владеет всем. В Его распоряжении все лучшие черты характера, все достоинства и добродетели. За одним единственным исключением: страха. В самом деле, зачем Б-гу страх? Кого Он может бояться? Наоборот, страх испытывают к Нему. Мы говорим: «а-коль би-йидей шамаим, хуц ми-ират шамаим» — «Все в руках Неба, кроме страха перед Небом».
Вот почему пророк Иешаягу пришел к однозначному выводу: «Страх пред Б-гом — клад Его» (33:6). Этот страх — единственная драгоценность, которой не хватает в Б-жественной сокровищнице, и поэтому Он так высоко ценит это качество у людей.
Невыполненные обещания
«И замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая своего…» (11:17).
Рабби Йоханан говорил в талмудическом трактате «Таанит», что в отсутствии дождей виноваты те, кто публично обещает дать «цдаку», денежное пожертвование на помощь бедным или общественные нужды, но не держит слово, как сказано в книге «Мишлей»: «Если тучи и ветер, но дождя нет, это из-за человека, который хвастается ложным даром» (25:14).
Перед нами классический образец наказания по принципу «мера за меру», объясняет Гаон. Земля не может обеспечить себя водой, и небо как будто дает земле «цдаку», снабжая ее живительной влагой. О предстоящем дожде возвещают сгущающиеся тучи; дует ветер, чтобы доставить тучи к месту назначения.
Земля символизирует бедняка, небо — богача, а ветер — это намерение дать «цдаку». Поэтому, когда люди симулируют щедрость — публично обещают пожертвовать деньги на «святое дело», но «забывают» о своем намерении, Б-г поступает с ними точно так же: Он посылает ветер и тучи. Кажется, вот-вот прольется долгожданный ливень и щедро напоит иссохшую почву. Но из этого «обещания» ничего не выходит, кроме нескольких раскатов грома и редких капель, едва прибивших дорожную пыль.
Штрафная квитанция
Молитва «Шма, Исраэль!» состоит из трех частей. Вторая часть, текст которой содержится в сегодняшнем разделе, очень похожа на первую часть. В ней перечислены те же самые заповеди — любить Б-га, служить Ему всем сердцем, говорить о «мицвот», сидя дома и идя дорогой, накладывать тфилин, прикреплять мезузу к дверному косяку. Для чего нужны эти повторы?
Во всех странах ограничена скорость движения на автодорогах. Это необходимо для того, чтобы люди меньше убивали себя и других. Все знают, что подобные ограничения необходимы. Почему же тогда власти устанавливают высокие штрафы и другие наказания за превышение допустимой скорости? Неужели людям недостаточно знать, что нарушение правил может привести к гибели? Неужели вероятность получить штрафную квитанцию действует убедительнее?
Да, убедительнее. Не столь тяжелое, но почти неотвратимое денежное наказание побуждает нас к осмотрительности и сдержанности гораздо действеннее, чем гипотетическая смерть на дороге.
Единственная реальность в нашем мире иллюзий — это Сам
Б-г. Поэтому только близость к Нему можно считать подлинным благом. В первой части «Шма» требование соблюдать заповеди не подкрепляется обещаниями, поскольку верующему человеку и так ясно, что мицвот приближают нас к Б-гу, и такая близость и есть самый ценный приз.
Но Тора хорошо знает природу человека и «для страховки» повторяет те же самые заповеди во второй части «Шма» в разделе «Экев». При этом она добавляет, что, если мы будем выполнять их, дожди будут выпадать в нужное время, мы соберем богатый урожай зерна и винограда, накопим большие запасы оливкового масла, Б-г обеспечит травой наш скот, и мы будем есть и насыщаться.
А если мы не будем выполнять заповеди, то не будет дождя, земля не даст урожая, и, в конце концов, мы уйдем в изгнание.
Ни одно из этих житейских благословений и проклятий не может конкурировать с главной ценностью жизни — близостью к Тв-рцу вселенной. Просто угроза «штрафа» в виде засухи и изгнания убеждает нас красноречивее абстрактной угрозы потерять себя на скоростной трассе земного бытия.