Зачем бить посуду?

И действительно, вопрос «Зачем бить посуду?» задают многие, когда становятся свидетелями Хупы — еврейской церемонии бракосочетания. В полной тишине родные и гости наблюдают за тем, как жених произносит слова: «И вот ты посвящена мне по законам Моисея и Израиля» — и надевает обручальное кольцо на руку невесты. Затем зачитывается брачный контракт «Ктуба», произносятся семь благословений, и лишь в самом конце торжественной церемонии жених разбивает ногой положенный на пол (желательно завернутый в салфетку) бокал (хотя можно для упрощения и электрическую лампочку). Лишь тогда все собравшиеся радостно восклицают: «Мазл Тов!», желая счастья молодоженам. Некоторые все же недоумевают: неужели, чтобы пожелать счастья, нужно непременно разбить посуду?

Возможно, потому и пошло поверье, что посуду бьют на счастье. Хотя, думаю, что зародилось оно среди неевреев, ибо на протяжении тысячелетий евреи знали, что бокал разбивается на свадьбе в память о разрушении Иерусалимского Храма.

Эта традиция основана на словах царя Давида: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука, Пусть прилипнет язык мой к гортани, если не буду помнить тебя, Если не вознесу Иерусалим на вершину радости моей!» (Псалмы, 137:5-6).

Как можно вознести Иерусалим над своей радостью? Вспоминая об Иерусалиме в самый радостный момент жизни, в день свадьбы!

Но разве память о разрушении Храма, трагической судьбе изгнанного из своей страны народа, не омрачает радости свадьбы? Нет, это великий урок молодоженам: ваш истинный дом — не стены и мебель, а любовь друг к другу!

Разбивая бокал, мы напоминаем, что, несмотря на разрушенный врагами Храм, им все равно не удалось разрушить нашу любовь друг к другу. И все то время, что еврейская семья, называемая маленьким Храмом, продолжает оставаться крепкой и любящей, еврейский народ продолжает существовать.

Потому тот, кто строит семью, будто отстраивает Храм, а каждый, кто веселит жениха и невесту, — отстраивает стену разрушенного Иерусалима!

Царь Соломон писал, что Храм действительно не был построен только из камня и дерева: «Столбы его из серебра, обивка из золота, сиденье из пурпура, а внутри он застлан любовью» (Песнь песней, 3:10). Сутью любого строения, любого предмета, является не физическая оболочка, а те духовные силы, которые были заложены при его создании.

— Почему был разрушен Первый Храм? — спрашивали мудрецы Талмуда.

— Из-за трех вещей: язычества, разврата и кровопролития… Но во Втором Храме учили Тору, исполняли заповеди, занимались благотворительностью. Почему же он был разрушен? Из-за беспричинной ненависти. Чтобы научить нас, что беспричинная ненависть равна этим трем преступлениям вместе взятым!» (Иома, 39).

Магараль из Праги объяснял, что если Первый Храм был построен заслугами праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, то Второй Храм построен заслугами Йосефа и его братьев, которые сумели преодолеть зависть и добиться единства. Авраам учил нас благотворительности, Ицхак — преданности заповедям, Яаков — истинам Торы. Но когда евреи начали грешить язычеством — полной противоположностью истины, развратом — противоположностью преданности заповедям и кровопролитием — противоположностью любви, то это свидетельствовало, что духовные силы, ставшие фундаментом Первого Храма, были разрушены в душах людей. Тогда рухнуло и здание Храма.

Основой Второго Храма было единство народа, которое выражалось в любви евреев друг к другу. Поэтому когда среди евреев распространилась беспричинная ненависть, рухнули духовные основы Второго Храма и последовало его разрушение на земле!

Потому и отстраивать Храм следует любовью друг к другу, преодолевая ненависть и неприязнь!

… Сорок лет Всевышний «кормил тебя манной… чтобы ты знал, что не хлебом одним живет человек, а тем, что исходит из уст Всевышнего» (Дварим, 8:3).

Что означают слова: «Не хлебом одним живет человек»?

То, что у человека есть не только тело, нуждающееся в еде, но и жаждущая знаний душа.

Рав Хаим Виталь, ученик великого каббалиста Аризаля, писал, что слова «Не хлебом одним живет человек» намекают на то, что в хлебе, как и в любом предмете, не только физическая оболочка. Всевышний сказал: «Да будет свет!», и по Его слову свет был сотворен. Слова Всевышнего «Да будет свет!» являются духовной сутью света. Слово Всевышнего, сотворившее все в этом мире, продолжает оставаться духовной сутью любого предмета. И если тело человека «насыщается» материальными элементами хлеба, то душа — «словом Всевышнего», духовной энергией, которая в нем скрывается…

«Мы — это то, что мы едим!» — любят повторять американцы — сторонники здоровой пищи. «Мы — это то, что мы едим!» — соглашаются евреи, утверждая, что пища должна быть не только полезной, но и соответствовать описанным в Торе духовным законам кашрута. Однако слова «Мы — это то, что мы едим!» следует понимать шире. Мы — это все то, что принимаем внутрь себя: мы — это то, что читаем, слушаем и смотрим. Мы — это те друзья, то общение, которое выбираем.

Нам следует помнить: что посеешь, то и пожнешь! В соответствии с духовными законами сохранения, то, что мы «едим» не только ртом, но глазами и ушами, становится нашей частью. То, что мы «принимаем» в свои души, в конце концов становится семенами тех дел, которые могут разрушить (не дай Б-г) или отстроить Храм.

И если грехи когда-то разрушили духовные основы Храма, то наши добрые дела способны его восстановить!..

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора