Уважаемая редакция!
Я давний благодарный читатель вашей газеты и присоединяюсь к мнению тех, кто в своих отзывах отдаёт должное вашим достойным авторам. Но, кроме того, хочу особо отметить эпистолярный талант рава Элиягу Эссаса, который на задаваемые ему вопросы даёт такие чёткие и исчерпывающие ответы, что их интересно и полезно читать всем. Ведь мы лишены самых элементарных и необходимых нам знаний о самих себе, о еврейской житейской мудрости, накопленной веками. Как это зачастую мешает нам в жизни, и как часто понимаем мы это слишком поздно!
В номере «ЕМ» 846, отвечая, Эссас рассказывает про еврейский развод — гет. И мне вспомнились стихи, где самокритично и с изрядной долей иронии свой личный опыт, касающийся развода по еврейской традиции, описывает известный учёный, поэт и бард Александр Городницкий.
Вот, в сокращении, его стихотворение:
ГЕТ (РАЗВОД)
С первой женой разведён я дважды.
Питерским ненастным летом в первый раз нас развёл народный
Суд Московского района….
… Позже жена, успевшая дважды официально выскочить замуж,
Стала внезапно религиозной и укатила к себе в Израиль.
Там, в 90-м, приехав в гости к сыну, узнал я, что должен дать ей
Религиозный развод, поскольку брак, от которого были дети,
Если муж и жена — евреи, зарегистрирован небесами.
Чтобы бывшей моей супруге вновь попытать семейного счастья,
Нас равванут развести обязан — официальный наместник Б-га…
… В зале Верховного равванута
Свечи горели, мерцая тускло, из темноты вырывая лица
Седобородых старцев, сидевших на возвышении, как на сцене,
В чёрном торжественном облаченьи…
… Было главной задачей пьесы установить достоверно, кто я,
Кто мои мать, отец и предки, сделавшие меня евреем…
… Представитель мой перед Б-гом, писец конторы, …
… Он на бумаге плотной, непромокаемой, как пергамент,
Изобразил документ конечный, справа налево рисуя тушью
Древние буквы, что Б-г придумал до появления человека.
Женщину к этому ритуалу не допускают.
Она за дверью ждёт окончанья его решенья.
Только в конце её вызывают, и представитель мой перед Б-гом,
Он же писец, ей вручает свиток, схваченный шёлковой белой лентой,
С красною глиняною печатью, оповещающей, что отныне
Брак недействителен перед Б-гом.
Ей говорят: «Ты теперь свободна, можешь идти ты, куда захочешь
С этой минуты и всем мужчинам принадлежать…».
И этим кончается представленье…
… В первом же баре напротив почты
Водку со льдом заказал я двойную,
Радуясь, что, наконец, завершился этот фарс,
И смешной, и грустный, Ветхозаветный спектакль, в котором
И для меня оказалось место.
Чем же горжусь и над чем смеюсь я, жалкий безумец,
Изгой безродный, так и не выучивший иврита,
Только затем приходивший к Б-у, чтобы помог мне
Стать одиноким?
… Чем ни займись я и что ни делай, жизнь моя не имеет смысла!
Ибо свободным себя признавший от языка своего и предков,
Родины, сына, жены и Б-га жить недостоин на этом свете.
Михаил Альтшулер,
Нью-Хэмпшир