Луна и солнце

Начало недельной главы «Ваетханан» содержит описание просьбы Моше к Всевышнему о входе в Израиль. Просьба Моше отклоняется, и Йеошуа становится во главе Израиля перед входом в Эрец Исраэль. Бааль аТания приводит несколько примеров для понимания отношений между учителем (Моше) и учеником (Йеошуа).

Разница между учителем и учеником соответствует разнице между произведением искусства и репродукцией, Солнцем и Луной, сфирот хохма и бина. При тиражировании изображения, несмотря на практически полную идентичность, между оригиналом и копией, репродукция будет лишена самого важного — жизни.

В этом и состоит отличие между оригиналом и репродукцией. При создании картины художником присутствует совершенно иной процесс: настоящий художник видит душу явления и при помощи техники отображает свое видение. Другими словами, творческий процесс — это раскрытие внутреннего с помощью внешнего.

Хасидут описывает эту идею с помощью пары — «слова учителя» и «слова ученика». При повторение учеником выученного повторяются только внешние детали. Внутренний смысл учения при механическом повторении часто оказывается скрытым. Совсем по- другому обстоит ситуация с учителем.

Учитель в зависимости от слушающей его аудитории может использовать непохожие описания для иллюстрации своей идеи. Его речь направлена от сути идеи (ядра мысли) к периферии, редко повторяя привычные формы. Учитель передает «душу знания», каждый раз облачая ее в новое тело. Более того, даже в том случае, когда речь учителя и ученика идентичны, уровень знания (качество знания), полученного от учителя, будет различным.

Мидраш сравнивает лицо Моше с Солнцем, а лицо Йеошуа — с Луной. Луна не имеет собственного света и светит только отраженным светом Солнца. По сравнению со стабильной орбитой Солнца, движение Луны хаотично. Луна не появляется на горизонте два раза подряд в одном и том же месте. Будет Луна светить или нет — обусловлено принятием Луной положения, при котором Луна отражает солнечный свет. Хаотичное движение Луны относительно Солнца является иллюстрацией связи между Всевышним и человеком. Человек всегда бежит для того, чтобы получить новую порцию света. Поэтому необходимо что-то постоянно менять в своей жизни для доступа к свету.

Именно о нежелательности такой ситуации молится Моше, когда он просит Всевышнего, чтобы Тот ввел народ в страну Израиля вместо Йеошуа. Моше просил об уровне взаимоотношений, на котором нет помех и затмений, уровня, на котором от человека не требовалось бы никаких действий для получения света. Этот уровень остается недоступным и в наше время по одной простой причине: для получения света на уровне Солнца нужно сначала достичь уровня Луны, то есть приложить все силы, чтобы выйти на «орбиту» Всевышнего. Как только мы достигнем этого уровня — уровень света, соответствующий сиянию Солнца, будет дан нам в подарок.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора