
До чего же осточертело писать о большой политике! Иран и Россия, Америка и Израиль, Венесуэла и Сирия… Ну сколько можно?! Давайте ради исключения поговорим о чем-нибудь, не имеющем к политике отношения. Тем более, есть повод.
Я две недели назад курить бросил. Ну не совсем бросил… Сигареты бросил и окончательно перешел на трубку. Эффект, конечно, не тот. Хотя, солидности и понта, извините за выражение, в трубке больше (ощущаешь себя где-то между Ширвиндтом и Козаковым), удовольствия меньше. На бегу или в машине не покуришь, надо сесть, набить трубку, раскурить, целый процесс… Мучение, одним словом. А что делать? Решил бросить, значит бросил. И теперь я жутко злой, поскольку жизнь во многом потеряла смысл. Как писал Довлатов, если не курить, тогда вообще непонятно, зачем утром вставать… Зато я приобрел моральное право высказаться по поводу повсеместной борьбы с курением. А борьба эта дошла уже до такой степени идиотизма, что дальше ехать некуда. Причем, в прямом смысле этого слова.
Вот ехал по Уэльсу на своей машине декоратор Гордон Уильямс. И тут тормознул его служащий местного городского совета, который стоял на обочине и следил за безопасностью движения. Увидев у Уильямса сигарету, он моментально оштрафовал его за курение на рабочем месте. Все по закону: в Англии и Уэльсе с прошлого года законодательство запрещает курение в любом помещении, где работают люди. Декоратор, конечно, обалдел до такой степени, что у него сигарета изо рта выпала и чуть не стала причиной пожара: я, кричит, в этом фургоне не работаю! Это, дескать, мой личный транспорт! Вы что, совсем взбесились?! Ори не ори, пришлось заплатить тридцать фунтов стерлингов…
То есть маразм, начатый Америкой, благополучно докатился до Европы. В наш политкорректный век, когда никто не решится сказать слово поперек представителю нац- или сексменьшинств, общество отыгрывается за «всю масть» на безответных и угнетаемых белых мужчинах традиционной ориентации с сигаретами в зубах… Их можно. И в хвост, и в гриву. И правильно! Сколько там капель никотина убивает лошадь?
У нас, в Нью-Йорке, как вы помните, все начиналось с мэра Блумберга, который чуть не подорвал свое драгоценное здоровье, заботясь о нашем. Задрав цены на сигареты в Нью-Йорке до заоблачных высот, он, несомненно, добился того, что огромное число курильщиков расстались с этой пагубной привычкой и с остервенением начали сосать дешевые мятные леденцы.
Когда в СССР решили бороться с пьянством, повысив цену на водку, пить стали значительно меньше, правда? Ну хорошо: не стали меньше пить, но не надо сравнивать Россию и Америку. К тому же, во-первых, пьянство — это не курение, а во-вторых, если в России стали пить одеколон и антифриз, то я с трудом представляю себе американца, который скручивает себе «козьи ножки» из требухи.
Какое-то время несознательные курильщики успешно боролись с принудительным оздоровлением с помощью компьютеров, а фирмы, торгующие проклятым зельем через Интернет, отлили конную статую Блумберга из чистого золота и, высылая в Нью-Йорк заказы, прикалывали к каждой пачке текст молитвы за здоровье мэра. Но это безобразие власти довольно быстро прекратили, и теперь жадины-курильщики покупают сигареты в индейских резервациях. Видимо, для компенсации потерь в городе действуют дикие штрафы за стоянку, постоянно увеличивается плата за проезд по мостам, а мостовые Манхэттена находятся в таком состоянии, что невольно вспоминаешь асфальт в городе Урюпинск… Воодушевленный победой над здравым смыслом, Блумберг бросился в атаку на рестораны и кафе, проведя закон о запрете курения. Правильно! Я бы еще и спиртное запретил там продавать. Даешь опять сухой закон! Ведь какой порядок был бы, а? Пришел в бар, выпил чайку, закусил леденцом… Красота!
Блумберг правильно рассудил, что раз люди сами не понимают, что такое хорошо, и что такое плохо, их надо притащить к счастью и здоровью за уши, с применением любых варварских методов. В конце концов, если дураки не хотят сами поумнеть, это можно сделать с помощью дубины. Жалко только, что забота о здоровье нации началась с борьбы с курением, а не с изменения, например, системы медицинского обслуживания, которая, по сравнению с европейской или израильской, является попросту зубодробительной для населения. Ну, ясно, справиться с курильщиком проще, чем с медицинской мафией. И еще жалко, что никто не рассказал мэру, чем всегда заканчиваются попытки принудительного осчастливливания человечества…
Справедливости ради надо сказать, что некоторым атака на беззащитных курильщиков подсказала верный путь борьбы за здоровье, которое, как известно, не в последнюю очередь связано с количеством денег. Появилось замечательное и прибыльное развлечение — подавать в суд на табачные компании. Некая Бетти Баллок отсудила у Philip Morris 28 миллионов долларов. Она, бедняжка, просто не знала, что курить вредно. И поэтому вообще-то хотела получить 28 миллиардов. И то, что дело ограничилось миллионами, возмутило ее адвоката. Кстати, это тот же самый адвокат, Майкл Пьюз, который добился для своего другого клиента-курильщика Ричарда Боукена компенсации в 100 миллионов. Полагаю, что наследники Бетти Баллок, Ричарда Боукена и, конечно, самого адвоката Пьюза будут за эти деньги здоровы до конца жизни. Если, конечно, не начнут курить.
Ну это нормально: сутяжничество вообще любимый в Америке вид спорта. Помните, наверное, как несколько очень жирненьких мальчиков судились с «Макдональдсом», поскольку, пожирая в несметном количестве гамбургеры, они не предполагали, что так сильно поправятся. Проклятые капиталисты не объяснили мальчикам, что если обжираться с утра до ночи, то можно потолстеть! Видите? Одни не объясняют, что курить вредно, другие молчат о том, к чему приводит обжорство. И теперь и те, и другие будут за это расплачиваться. И хотя лично я не испытываю к буржуинам никаких сантиментов, судящиеся с ними курильщики и обжоры почему-то вызывают у меня отвращение…
Подытоживая все вышесказанное, хочу сказать, что любой способ заботы о здоровье хорош. Особенно в Америке, где, с одной стороны, система медицинского обслуживания в основном призвана обслуживать самих медиков, а с другой, существуют неограниченные возможности подавать в суд на кого попало и за что попало. Сейчас я, например, всерьез обдумываю иск против электрической компании, которая не предупредила меня, что нельзя совать пальцы в розетку…
А братьям-курильщикам настоятельно рекомендую переходить на трубку — ее иначе как в специально отведенном месте не покуришь. А если такие места ликвидируют и начнут домой врываться с проверками, мы можем начать клей нюхать. И дешевле, и не арестуют, поскольку кайф есть, а дыма нет. Есть и еще вариант: не хочешь бросать курить — меняй сексуальную ориентацию. Тут если к тебе кто и прицепится, ты всегда сможешь начать орать, что тебя притесняют из-за принадлежности к сексуальному меньшинству! Тут же отвяжутся и заткнутся.
Абсурд? Только на первый взгляд. Оштрафованный в Уэльсе декоратор назвал власти «государством Большого Брата, дошедшим до абсурда». А что, нет? В обществе начинается дикий визг по поводу прослушивания телефонов подозреваемых в терроризме, но все молчат, когда штрафуют человека, закурившего в собственной машине…