Жемчужина центральной америки

Упоминания о евреях в Коста-Рике нет в 16-томной Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона начала ХХ века. В 10-томной Краткой энциклопедии на русском языке, изданной в 1970-х годах в Израиле, есть лишь краткая статья о Коста-Рике, где начальной датой появления евреев в этой стране назван XIX век.

Однако первый же источник на английском языке The Jewish Traveler дает статью Стаси Перман о евреях в Коста-Рике, начиная с XVI — XVII веков. И лишь описание второй группы евреев, прибывших в эту страну в XIX. в русскоязычных источниках в основных чертах совпадает со статьей.

«Коста-Рика — это самая яркая история успеха в Центральной Америке: с конца XIX века только дважды периоды насилия омрачали ее демократическое развитие. Все еще являясь сельскохозяйственной страной, она достигла высокого уровня жизненных стандартов. Много собственников земли. Быстро развивается индустрия туризма».

Так характеризует эту страну Географический справочник ЦРУ. Хочу добавить, что в стране быстро развивается наукоемкое производство.

Три основных источника поступления доходов в казну Коста-Рики: туризм, сельское хозяйство, производство и экспорт электроники. В стране 152 аэропорта. Из природных ресурсов имеется лишь гидроэнергия в небольшом количестве. Полезных ископаемых нет.

Нужно отметить, что эту страну называют «Швейцарией Центральной Америки». Те, кто побывал в Никарагуа и Гватемале, удаленных от канала местах Панамы, в Мексике или в Гондурасе, видели невероятную нищету на окраинах городов и в сельской местности. Коста-Рика выглядит среди этих стран жемчужиной: отличные дороги, чистые, без трущоб, города и села. В благодатной Коста-Рике живут более пятидесяти тысяч американских пенсионеров. В стране бесплатное медицинское обслуживание детей и пенсионеров, все работающие имеют медстраховку для себя и для членов семьи. Школьное и высшее образование для граждан страны бесплатно.

Во время пребывания в Коста-Рике я неоднократно слышал от местных историков, включая сотрудников Исторического музея страны, о том, что своему процветанию страна обязана евреям, которые из-за инквизиции бежали в Коста-Рику. Наличие евреев в правительстве страны стало обыденным явлением со времен освобождения от испанского господства в первой четверти XIX века. Совсем недавно пост вице-президента Коста-Рики занимала еврейка, евреев избирают и назначают и на другие ответственные посты. Теперь понятно, почему в центре столицы страны стоит Менора высотой в семь метров.

Во время четвертого плавания Колумба его каравелла пристала к берегу нынешней Коста-Рики (щедрый берег). Гонимые инквизицией евреи нашли тут приют и дружелюбное отношение местного католического общества. Речь идет в первую очередь о маранах. Но так случилось, что местная инквизиция оказалась не столь суровой в поисках признаков возврата маранов к иудаизму. И это способствовало расцвету экономики колонии, в которой мараны первой волны эмиграции играли ведущую роль уже в XVI и XVII веках.

Вторая волна евреев в Коста-Рику прибыла из Панамы, Ямайки, с Кюрасао и других Карибских островов после провозглашения независимости от Испании. Среди них было много потомков евреев, изгнанных из Бразилии и нашедших убежище на островах Нидерландской Вест-Индии. Они селились в районе Центральной долины (Central Valley), прикрытой горами от океанских ветров, где были плодородные земли.

Но современная община основана выходцами из Турции и Восточной Европы, прибывшими сюда после Первой мировой войны и беженцами из нацистской Германии после 1933 года и польскими евреями. Первая современная синагога в Коста-Рике «Orthodox Shaarei Zion» была построена в 1933 году. В 1937 году власти Коста-Рики под влиянием германского посольства и пронацистских групп запретили покупать землю для ее заселения новыми иммигрантами. Аналогичная ситуация сложилась в эти годы во многих латиноамериканских испаноязычных странах. В голландских, английских и французских колониях такой ситуации быть не могло.

Антисемитские настроения проявились в Коста-Рике после апрельской революции 1948 года, когда были аннулированы въездные визы, выданные евреям до апреля этого же года. К этому времени в стране было уже много польских евреев, которые занимались торговлей в разнос.

В 1952 году произошли нападения на еврейские дома и учреждения в городе Сан-Хосе. Положение евреев улучшилось в 1953 году, когда новый президент страны Х. Фигерес провозгласил равноправие всех граждан Коста-Рики.

В стране действуют филиалы ВИЦО, Бней-Брит и других организаций, общинная жизнь координируется сионистской организацией «Сентро исраэлита сиониста». Сионистскую деятельность в Коста-Рике поддерживают и неевреи! Это, во-первых, христиане-евангелисты, которые создали с 1945 г. просионистские комитеты, способствовавшие установлению в 1948 году дипломатических отношений с Израилем.

Еврейская община Коста-Рики входит в Федерацию еврейских общин Центральной Америки. В средней школе имени Х. Вейцмана преподавание ведется на испанском языке и иврите. В ней обучается большинство еврейских детей Коста-Рики. Школа является одной из лучших в стране, поэтому в ней учатся много нееврейских учеников. Всего в Сан-Хосе функционирует четыре синагоги в том числе большие и очень красивые «Bnei Israel», построенная в 2004 году, и «Shaare Zion», построенная в 1933 году. В 2005 году к синагоге «Shaarei Zion» пристроили новое здание. В отделке использовали каменные плиты из Иерусалима. Теперь вместимость синагоги достигает тысячи человек.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора