«Масэй» — это последняя глава четвёртой книги Торы — «Бемидбар». Это пограничная точка между странствиями в пустыне и началом входа в Землю Израиля. Как известно, разные книги Торы соответствуют разным частям человека. Первая книга «Берейшит» — это «голова» Торы, книга «Шмот» — это руки (рука Всевышнего, вытягивающая нас из Египта), книга «Ваикра» — сердце — смысл нашей работы в этом мире, и четвёртая книга «Бемидбар» — это ноги — переход через пустыню и движение в сторону Земли Израиля.
Большую часть недельной главы составляет перечень 42-х переходов по пустыне. Тора — это не учебник геодезии и географии, и, конечно же, речь идёт не столько о перемещении на поверхности, сколько о внутреннем продвижении человека. Бааль Шем Тов говорит, что эти 42 перехода присутствуют в жизни каждого. Это те ситуации, те уроки, те остановки на пути, которые в течение жизни появляются у любого человека (Дегель Махане Эфраим, Масей, с. 80).
Первое предложение этой недельной главы режет слух: «Вот переходы Израиля, из земли Египта…» (Бемидбар, 33:1). Почему переходы во множественном числе? Ведь только первый переход был Исходом из Египта, а всё остальное происходило уже после Исхода?
Дело в том, что процесс Исхода из Египта — это не одномоментное действие, а процесс, который длится очень долго. Иногда и целой жизни может не хватить, да и сам процесс далеко не равномерный и даже не равноускоренный. Первое упомянутое путешествие — это Исход из Египта, а последнее — переход Иордана и вход в Землю Израиля. Дегель Махане Эфраим объясняет, что Исход из Египта — это рождение человека в этом мире, а переход реки Иордан — это переход в «страну живых».
Остановки в каких-то из 42 точек длились считанные часы, в других местах евреи оставались годами. Точно так же происходит и у нас в жизни: некоторые уроки мы схватываем на лету, а некоторые ну никак не доходят. Сфат Эмет добавляет, что если человек будет стараться воспринимать «скитания по жизни» как возможность выучить новое и исправить поломанное, то сами ситуации, в которые попадает человек, будут восприниматься как помощь.
Сфат Эмет подчёркивает, что само слово «масейхем» — переход — это однокоренное слова «сиа» — помощь. Получается, что сам факт того что мы попадаем в какие-то новые ситуации, и является помощью. В Вавилонском Талмуде сказано, что если человек не видит плохих снов, то это плохой знак — его уже не пытаются навести на мысли об исправлении и в каком-то смысле «махнули на него рукой» (Берахот, 55-Б).
Ор аХаим обращает наше внимание на такую немаловажную деталь: Тора акцентирует переходы между остановками, а не сами остановки: «И отправились в путь из Хашмоны», «и отправились в путь из Йотваты», «и отправились в путь из Кадеша» и так далее. То есть речь идёт не столько об определённых остановках, сколько о том, что все время пребывания в пустыне (время нашей жизни) прошло в движении.
Мы не выбираем начальную и конечные точки пути, да и промежуточные точки тоже находятся вне области свободы выбора, но сам факт того, что мы можем выбирать, зависит только от нас.