
Интервью было необычным. Ведущий израильского телевизионного канала говорил по-русски в сопровождении субтитров на иврите, гость говорил на иврите в сопровождении субтитров на русском языке. Я старался очень быстро делать заметки по-английски. Это того стоило. Ведь гостем программы был выдающийся ученый, известный автор, университетский профессор, ненавидимый арабами Дан Шифтан, чьи взгляды необычны, но с ними трудно спорить.
Он понимает, что поиск постоянного мира между Израилем и его соседями — бессмысленная фантазия, что этот мир не столь уж нужен, что фактически он вообще не может быть абсолютной необходимостью: «Мы жили без мира в течение 120 лет, и мы можем жить еще 120 лет без мира. Конечно, было бы хорошо, если бы был мир, но мы справимся и без мира».
Он — оптимист. Он приводит веские доказательства, подтверждающие его мнение о том, что Израиль является невероятной историей успеха в силу того, что евреи научились в течение столетий жить под постоянной угрозой истребления, как исторически в странах Европы и Азии, так и теперь на Ближнем Востоке.
«Невозможно даже представить себе, что арабы перестанут использовать против нас силу. Мы окружены врагами, и эта ситуация не изменится в течение нескольких поколений. Израиль — «вилла в джунглях», сверкающий дворец в центре мусорной свалки, и варвары вокруг нас гораздо больше хотят уничтожить наших детей, чем создать хорошую жизнь для своих. Мир — это фантазия для поэтов, пусть они говорят о любви, гармонии, взаимопонимании, ведь им не приходится иметь дело с действительностью», — говорит Шифтан, продолжая с грубоватой прямотой: «Большинство людей глупы. Они верят в фантазии, потому что хотят в них верить. Со временем они вырастают, начинают видеть правду и отказываются от фантазий. Но это бесполезно, потому что через 20 лет вырастает другое поколение несмышленых идеалистов, и все начинается сначала».
В подтверждение своих мыслей он приводит пример — создание Палестины под британским мандатом после Второй мировой войны, когда большинство людей искренне считали, что, если евреи помогут арабам получить больше продовольствия за счет развития сельского хозяйства, уменьшить смертность за счет улучшения медицинского обслуживания и санитарных условий, они смогут мирно сосуществовать. Они ошибались: погромы и взрывы насилия в 1940-х заставили их думать по-другому.
Затем в 1967 году у Моше Даяна и Шимона Переса появилась другая фантазия: обеспечивать арабов водопроводом, канализацией, электричеством, строить для них больницы, университеты, оранжереи, чтобы выращивать клубнику, — «все это привяжет их к нам, и мы будем строить будущее вместе». Эта фантазия тоже не сработала, так что большинство идеалистов вынуждены были отказаться от фантазии и поверить в действительность.
В 2000 году была другая война, и снова многим несмышленым идеалистам пришлось столкнуться с горькой правдой, но через 10, 15, 20 лет появятся новые поколения. Дети, воспитанные в плюралистичном обществе, будут верить, что мы можем жить мирно с ХАМАСом и строить равноправное общество, взяв дикарей в партнеры.
«Несмышленые идеалисты будут существовать всегда, — добавляет Шифтан. — Если бы я захотел порвать с ними, я должен был бы порвать с большинством нашего общества. Я не готов это сделать».
Он говорит, что он поддержал уход евреев из сектора Газы и Ливана не потому, что считает, что палестинцы имеют на них право, а потому, что это еще сильнее отделило евреев от арабов: «Израиль без сектора Газы сильнее, чем Израиль с сектором Газы. Наш поиск компромисса должен сводиться не к поиску мира, а к избавлению нас от арабского населения, которое ожидает, что мы их накормим, возьмем на работу, обучим их, заплатим им, а они пока будут планомерно нас уничтожать».
Шифтан также критично относится к арабам, имеющим израильское гражданство. Он говорит, что большинство из них открыто поддерживают антиизраильские настроения, утверждая, что они не могут продолжать жить в Израиле, если израильское государство будет по-прежнему считаться еврейским и не откажется от своих национальных атрибутов, то бишь флага, гимна и т. д. Арабское население оккупированных Израилем территорий совершает ту же самую историческую ошибку, которую все время повторяют палестинцы: они полагают, что их антисемитским выпадам не грозят никакие катастрофические последствия, тем более потому, что они — израильские граждане. Когда меньшинство заявляет, что они смогут жить, только тогда, когда большинство будет уничтожено, и это создает серьезную проблему.
«Большинство израильтян понимают, что лидеры и члены элиты арабской общины объявили войну национальному правительству Израиля. Они не принимают наш национализм, они отрицают Холокост, они не поддерживают наши цели. Странно, но как только арабы становятся более образованными, как только уровень их жизни поднимается, как только они «вкушают» свободу слова, они немедленно начинают порочить и чернить нашу еврейскую национальность и государственность. Соглашение, подписанное в Осло, ввело нас в заблуждение, будто бы можем жить вместе в гармонии, но как только все документы были обнародованы, мы поняли, что арабо-израильская элита подписала договор, обрекающий нас на разрушение. Все, что хорошо для нас, было плохо для них.
Я не думаю, что мы должны преследовать их или нападать на них. Я думаю, что идти на них силой — залог нашего поражения. Но в то же самое время мы должны относиться к ним с соответствующим подозрением и понимать, что они желают нам зла. Я могу с этим жить».
sifrumkin.com




