В бруклинском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк идет подготовка к слушаниям дела об убийстве полицейского Рассела Тимошенко. Процесс предположительно начнется осенью, и в убийстве 23-летнего иммигранта из Белоруссии обвиняется 34-летний афроамериканец Роберт Эллис. Тимошенко был убит 9 июля 2007 года, и арестованный через три дня в Пенсильвании Эллис признался в этом, отвечая на вопросы следователя прокуратуры Марка Хейла. Допрос был снят видеокамерой, и бруклинская прокуратура намерена представить эту запись на суд, а Эллис протестует на основании, что тогда ему не предоставили адвоката. В суде на большом экране была показана эта видеозапись, и родители Рассела впервые увидели и услышали подробный рассказ предполагаемого убийцы их сына. Арестованные соучастники этого преступления, афроамериканцы Декстер Бостик и Ли Вудс, сидели за столом защиты рядом с Эллисом.
Ночью 9 июля прошлого года патрульные 71-го участка Рассел Тимошенко и Херман Янь объезжали район Краун-Хайтс и примерно в 2 часа 30 минут на Леффертс-авеню обратили внимание на черный внедорожник BMW X-5 2003 года. Компьютер-лаптоп в машине полицейских показал, что номерные знаки BMW были выданы 70-летней женщине из Квинса на ее автомобиль Mitsubishi Jutlander 2007 года. Полицейские включили в своей машине мигалки, на перекрестке Роджерс-авеню и Леффертс-авеню остановили «бимер» и с двух сторон подошли к нему. Оба были в формах, и Тимошенко шел к BMW со стороны пассажира, а Янь страховал его сзади со стороны водителя.
Никто не произнес ни слова, когда стекло правого переднего окна BMW опустилось и сидевший рядом с водителем дважды выстрелил в Тимошенко. Он упал, а стрелок перегнулся через водителя и стал стрелять в Ховарда Яня, который успел вызвать по рации подмогу и открыть ответный огонь, сделав минимум 10 выстрелов, но тоже был ранен. Не потеряв сознания, он пытался помочь Расселу Тимошенко, который впал в кому. Первым к ним на помощь пришли детективы полиции, которые по случайному совпадению проводили операцию по соседству.
Черный «бимер» уехал, и его обнаружили пустым, но с работающим двигателем, через несколько кварталов. Проверка показала, что эта машина была украдена у дилера на Лонг-Айленде. На переднем сиденье «бимера» нашли две стреляные пистолетные гильзы 45-го калибра, а в проходе между домами, по которому сбежали преступники, были найдены два полуавтоматических пистолета — испанский Llama 45-го калибра и наш Hi-Point калибра 9 мм, а также пистолет-пулемет ТEC DС-9 калибра 9 мм с удлиненной обоймой.
На поиски преступников были брошены сотни полицейских при поддержке вертолетов и служебных собак. Вудса с сестрой Бостика, арестовали на следующий день, и он сразу сознался, что был водителем BMW, но не стрелял. Через два дня полиция получила сведения, что Бостик и Эллис прячутся в районе Поконос в Пенсильвании, где их и арестовали. Эллис также настаивает, что за рулем сидел именно он.
«Когда он (Тимошенко) подошел ближе, я услышал выстрелы, — показал Роберт Эллис под видеозапись в полиции после ареста. — Я подумал, что кто-то стреляет через мою голову… Мне это совсем не нравится, особенно если 23-летнему пришлось… я имею в виду, что ему всего 23 года». По словам Эллиса, в ту ночь он с Бостиком и Вудсом не собирались никого убивать, а поехали на грабеж в дорогом BMW, который Бостик украл на Лонг-Айленде у торговца машинами, где он работал. Эллис якобы сидел за рулем и примерно в 2.30 утра ехал по Леффертс-авеню, высматривая, кого ограбить. В зеркало заднего вида он заметил патрульную машину, и когда полицейские включили мигалку, хотел прибавить скорость, но сидевший рядом Бостик уговорил его остановиться.
«Я положил обе руки на руль, — дал показания Эллис после ареста. — Я видел, как (полицейские) подходят к нам. И я подумал, что снова пойду в тюрьму. Машина-то краденая». В зеркало он увидел, что Тимошенко подходит к BMW со стороны пассажира, а Янь со стороны водителя. «Я понятия не имел, что будет стрельба», — продолжал Роберт Эллис, хотя он признал, что видел на заднем сиденье два пистолета. По его словам, услышав выстрелы, Эллис накрыл голову руками и пригнулся. «Я знал, что стреляли из машины», — подтвердил он на допросе, но сказал, что не видел, кто именно стрелял. В прокуратуре, тем не менее, считают, что в полицейских стреляли двое сидевших в BMW, одним из которых был Эллис. Когда Тимошенко упал с двумя пулями в голове, а Янь был ранен в руку, Эллис нажал на педаль акселератора и якобы сказал себе, что если он останется на месте, его точно застрелят. «Кругом что-то кричали, а я просто гнал вперед, — сказал он. — Словно сам в это не верил». Потом он остановил машину, и все трое разбежались. О том, что они подстрелили полицейских, Эллис узнал через несколько часов в McDonald’s на Спрингфилд-бульваре в Квинсе. «Я сидел там, по телеку передавали новости, и увидел, — сказал он на допросе в полиции. — И подумал, елки-палки, как же это…»
Рассел Тимошенко приехал в США с родителями Леонидом и Татьяной из Бобруйска в 1993 году, когда ему было 9 лет. Он закончил среднюю школу Тотенвилл на Стейтен-Айленде, затем поступил в Сити-колледж, а оттуда в Полицейскую академию. Ко дню трагедии он патрулировал улицы всего год, хотя на его счету уже было 15 арестов, из которых 3 — за серьезные преступления. 7 мая в холле городского управления полиции Нью-Йорка на Полис-плаза, 1, в Нижнем Манхэттене, где установлена мемориальная стена с фамилиями полицейских, погибших на боевом посту, были добавлены еще 11 фамилий. 8 полицейских стали жертвами налета террористов 11 сентября 2001 года, а из трех убитых преступниками в последнее время, двое выходцев из бывшего СССР. Это погибший в Бруклине Рассел Тимошенко и убитый в Манхэттене Евгений Маршалик.