Фабричное производство

Принято считать, что массовое производство удешевляет товары, вырабатывает технологию и отменяет уникальность вещей. Сегодня мы поговорим о «фабриках духовности» — ешивах. Производят эти мануфактуры «вещи» индивидуальные и неповторимые.

Разумеется, сие не лишь еврейская практика, во многих культурах существуют свои «комбинаты духа» — ашрамы, монастыри, церковные общины, школы йоги, кунг-фу, медитации… Порой они дилетантские и опираются лишь на харизму лидера, но есть и тысячелетние наработки — как, скажем, в Шаолине или тибетских сектах. Методики их частично опубликованы, существенные аспекты держатся в тайне от «непосвящённых». И всё-таки по сравнению с нашими школами духовности — ешивами — они в меньшей степени опираются на точную науку и понимание сути мира. Как сказал великий мастер карате Окаяма израильтянину, долго находившемуся в Японии: «Да, у нас есть чему учиться. Мы — холм. А ваша Тора — высокая гора».

Чем заняты студенты ешив — ешивобахуры? Если совсем коротко: духовным развитием. В еврейской Традиции необходимым для этого условием является последовательная напряжённая учёба. В Нью-йоркском метро на плакатах о дружбе народов обычно присутствует еврей в шляпе, погружённый в книгу — типичный субъект одного из народов.

Причина проста и логична: нам даровано святое Писание — Тора, прямое обращение и наставление Всевышнего. Многого ли достигнешь в поиске, если пренебрегаешь волей того, Кто миры создал, оживляет и направляет? Того, Кто вылепил тебя самого и послал сюда с конкретной целью и заданием?

Одно из главных повелений Б-га — собственно учёба; она и есть важнейший элемент совершенствования. Оттачивает разум, детализирует мораль, приучает к точности и добросовестности… Ешивы — храмы учёбы. Однако дело не столь элементарно.

Какова задача Торы? Она сформулирована на шестой день Творения: «сделаем человека». Тора — инструмент, с помощью которого человек может, становясь партнёром Всемогущего, сделать самого себя.

Трюк в том, что человек — цель творения мира. Его — и мира, и человека — очень много. Когда мы напеваем в Рош-аШана: «сегодня начат (установлен, осуществлён) мир», мы «ошибаемся». Согласно школе Гиллеля, Рош-аШана есть годовщина не Первого, а Шестого дня творения, когда появился Человек. Предыдущие «дни» были только подготовкой, вступлением к собственно возникновению мира — нашему с вами рождению. 

Хава зовётся «матерью всего живого» — не только двуногих. Когда из-за падения человечества Творец уничтожил цивилизацию Потопом, погибла «всякая плоть, движущаяся по земле» — в отсутствие людей существование животных утеряло смысл. Универсум связан с нами — и поэтому Торе, чтобы стать хорошим самоучителем, приходится заниматься всем. Есть в ней, помимо основополагающих (и побочных) духовных связей и принципов, космология и космогония, социология, физиология, агрикультура, медицина, градостроительство, судопроизводство, полёты воздушные и космические, устройство живых организмов и мышления… А главное — всеобъемлющая и детальная система заповедей, «делающих человека» на практике.

«Сделаем человека» — цель. Ей подчинена еврейская система образования. Прекрасно, если ты можешь стать хорошим инженером, философом и музыкантом, вполне вероятно, эти навыки помогут в главной работе. Безделье, отказ от «ишув олам» (освоения мира) и «дерех эрец» (этичной жизни, устройства общества и заботы о пропитании) отнюдь не приветствуются. О величии «работы» в разговорном смысле термина в Устной Торе сказано столько, что хоть венки сонетов плети. Но всё-таки главный, мастеровой труд — это «сделаем человека». А искусство жизни есть, в первую очередь, умение разделять главное и второстепенное.

Тут на пути ищущего вырастает скала. Виленский Гаон: «если человек выучил всю Тору, но не изменил ни одной миды (глубинного, сущностного качества) — зачем он жил?». Дополняет Гаон: «изучение Торы поможет совершенствованию мидот лишь в определённой степени». Часто встречается парадоксальное утверждение: «важнее не учиться у мудреца, а «прислуживать» ему». Точнее: быть с ним рядом, видеть его поступки, внимать его деятельной морали, ценностям и поведению…

«Деланье человека» подразумевает многие аспекты: эмоциональные, телесные, самоконтроль и самосознание, умение общаться с людьми и помогать им… Значит: идеально тебе находиться в таком месте, где будешь «вариться» среди единомышленников и быть рядом с достигшими многого в «деланьи человека».

Иначе говоря: каждому необходим наставник. И как советчик, и как образец. В любой ешиве действует «машгиах рухни» — буквально «направляющий духовное». Это помимо преподавателей и глав ешивы, обычно тоже выдающихся раввинов. Среди других забот есть у них и функция «духовного врача».

Известная сентенция: «Многому я научился у наставников, большему у товарищей, больше всего у учеников». Сама обстановка «фабрики духа», общая устремлённость к подъёму, параллельность «векторов духа», порой и соревнование, когда стыдно отстать из-за лени, «котировка» в сообществе по возвышенным критериям — усиливают мотивацию каждого. Старая история: когда после долгих споров царское правительство настояло на введении в программу небольшого числа общеобразовательных предметов, мудрецы предпочли закрыть (лучшую в мире!) Воложинскую ешиву, но не разбавить «эликсир»! Знающий о «стадиях медитации» и «мозговых штурмах» поймёт.

Ешивы существенно отличаются между собой — по составу студентов (из традиционных семей или «вернувшиеся издалека»), по методам учёбы, стилю воспитания; по тому, ожидается от большинства бахуров продолжение учёбы или получение иных специальностей… Описывать — нужна энциклопедия. Маленький штрих: в одной ешиве был принят подход максимального охвата материала и лишь затем — углубления. Начались разговоры о поверхностности… Глава ешивы устроил «показательный поединок»: полгода на первом седере (седер — порядок, обычно 4-5 часов учёбы) изучался всего один лист Геморы! Затем вернулись в привычную колею.

Нормальный распорядок: два седера с перерывом на обед, по четвергам 3-й седер. Многие ребята делают себе 3-и седеры несколько раз в неделю. Это помимо учёбы вне классов, которая необходима хотя бы из-за сложности и многовалентности материала. Немногие в колледжах, университетах и элитных школах выдержат обычный ешивский темп!

Помимо интеллектуальной, ешива подразумевает серьёзную моральную и духовную нагрузку, в частности «уроки мусара» — духовной этики. Исследование собственных мотиваций и ценностей — составная часть жизни здесь. Попробуйте, читатель, и вы ощутите, насколько это тяжеле, чем таскать кирпичи! Я, десятки лет сражавшийся за доской с лучшими шахматистами мира и представляющий, что такое пиковые нагрузки, с уважением и опаской поглядываю на этих хлопцев — мыслительные взрывы, да ещё с «выворачиванием себя наизнанку», для них рутина?!

У «фабрик духа», продукция которых — мудрецы, наставники, достойные умные люди, то есть «народ священников» — свои технологии и уставы, их разрабатывали столетиями. Режим отдыха и нагрузок, отвлечение и погружение, мозговые штурмы… десятки параметров вымерены настолько, что мастера преподавания играют с ними, как на рояле. Это — причина, по которой руководители ешив и религиозных партий в Израиле категорически противостоят вторжениям интересантов со стороны. Чем тоньше прибор, тем опасней доверить его дуболому с кувалдой.

Великая заповедь — защищать свой народ! А ешивы дают нашему народу смысл и право на существование. На каких весах взвешивать, что и в какой ситуации перевесит? Уж точно не на весах противников Торы!

Не мне судить и о допустимости перерывов, например «ешивот эсдер», где армейская служба перемежается учёбой — знаю лишь, что иных мотивов, кроме укрепления духа и Закона в народе нет у тех, кто определяет политику еврейства Торы по отношению ко внешним «инициативам».

Рамбам и Раши — товар штучный, вершина пирамиды. Но если у пирамиды узкое основание — не будет и вершин!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 2,29 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

4 thoughts on “Фабричное производство

  1. Hа фоне сегодняшних протестов В Иерусалиме, где вновь протестуют ультраортодоксы: «на этот раз поводом для беспорядков стал арест молодой девушки из религиозной семьи, проигнорировавшей повестку на службу в Армию обороны Израиля. Но заодно студенты ешив и колелей выражают шумное несогласие с готовящимся законом о воинской повинности». (9tv.com)
    Весьма показательно на фоне сегодняшних протестов, что сами «протестанты» использывают орудие демократии — демонстрации, хотя сами на неё плевать хотели. Они пользуются преимуществами системы без внесения в нее какого-либо собственного вклада. Аристотель сказал бы: Добродетельный человек стремится к «хорошей жизни» (эвдемонии), которая проистекает из практики добродетелей. Поэтому тот, кто только потребляет, но ничего не отдаёт, живёт не добродетельно, а, скорее, в состоянии дисбаланса — он не выполняет свою роль в обществе. А Кант придерживался ещё более строгой точки зрения: Согласно его «Категорическому императиву» («Поступай лишь согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»), такое поведение было бы морально неприемлемым. Ведь если бы все члены общества действовали так, система рухнула бы — следовательно, максима «Беру, но ничего не даю взамен» не может быть ни всеобщим, ни национальным законом.

  2. Вероятно выходом из этого тупика мог бы стать определенный контингент из, скажем 5.000 светлых умов, которые сами избраили бы из своих рядов молодые ортодоксы, так сказать » товар штучный, вершина пирамиды». Остальные, «товар массовый» должны служить.

  3. Ещё античные мудрецы утверждали: «Historia magistra vitae est» — «Тот, кто не знает истории, обречён на её повторение». Они имели в виду что те, кто изучает историю, могут избегать ошибок и действовать правильно. Если рассмотреть аналогичный момент в истории Древнего Рима, то признание христианства государственной верой и распостранение христианства по всей империи заставляет увидеть определенные параллели и отметить весомый вклад христианства в упадок Римской Империи. Так распостранение христианства привело к изменению ценностей и лояльности к государству. Христианская вера делала больший акцент на загробной жизни, чем на мирской власти и славе и это контрастировало с традиционными римскими добродетелями: virtus, disciplina, pietas, — служение государству. Многие историки (например, Эдвард Гиббон ​​в XVIII веке) видели в этом причину утраты военной и политической силы. Лояльность многих христиан принадлежала Церкви, а не императору. В сфере распределения ресурсов: монастыри и церковь были освобождены от налогов – государство теряло доходы, необходимые для армии и администрации. Дело зашло со временем так далеко, что по утверждению канадских историков-супругов Ариэль и Вилли Дюрант в IV веке в армии не хотел служить никто из коренных римлян, это считалось не модным. И хотя римская армия, состоящая из наемников, все ещё значительно превосходила по численности и снаряжению армии варваров, исход битвы был предрешен ещё до начала из-за низкой мотивации легионеров. Как говорят русские: «Умный учится на своих ошибках, мудрый учится на чужих, а дурак не учится никогда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *