Окончание. Начало В № 839
Уверен, что и тут взбесится уважаемый читатель.
Что вы привязались к больному человеку? Нашли благодатную тему, на ком отточить свое хваленое «еврейское остроумие»? «В этой теме и личной, и мелкой, перепетой не раз и не пять…» А потом удивляетесь: за что нас так не любят? Вот за это самое… Что пристал? Что, хочешь показать, что умеешь стебаться?
Нет, господа. Написать можно и посмешнее.
А это, как говорится, «не смешно — но правда».
Повторяю еще и еще раз. Ровно так — или примерно так — думают (или, если данное слово не вполне уместно, то чувствуют) десятки миллионов. Почему я так считаю?
Опросы общественного мнения говорят, что крайним «националистам» сочувствуют добрых 10 — 15 % населения. «Не знают», как к этому отнестись, еще примерно столько же, т. е. их легко можно довести до кондиции. Да и простые житейские наблюдения: кто не слышал разговоров что «русских зажимают», «власть нерусская», «олигархи нерусские»? Ну а кто когда-нибудь слышал ясный, предметный разговор на эту тему на ТВ? Кто слышал членораздельное объяснение, что это — ложь?
Так что власть, как минимум, прячет голову в песок, а, как максимум, поощряет (по умолчанию) такие настроения. И, полагаю, только 20 -25 % населения имеют стойкий иммунитет — интеллектуальный, моральный и т. д. к подобному «мировоззрению».
Почему я говорю про антисемитизм, а, скажем, не про кавказофобию, не про отношение к таджикам и т. д.? Ведь эти виды ксенофобии встречаются гораздо чаще — хотя бы потому, что кавказцев и азиатов в России в сотни раз больше, чем евреев.
Во-первых, потому, что своя рубашка ближе к телу: «еврейскую тему» я, понятно, знаю лучше.
Во-вторых, хотя кавказофобия куда агрессивнее, но про «всемирный заговор» кавказцев или про то, что им принадлежит вся власть в России, я как-то пока не слыхал.
Евреи опять могут гордиться: «их антисемитизм» имеет самые глубокие историко-культурные корни, это наиболее «проработанная концепция», настоящий Системный Бред, паранойя, с теорией заговора, таинственными «силами», оборотнями, скрытыми пружинами и т. д.
Антисемитизм очень интересен. Теория заговора против России — во внешнем мире — американского, внутри страны — еврейского — это ведь не просто ксенофобия.
Нет! Перед нами — мифологическое, фантастическое, но довольно банальное отражение социальной реальности в психологическом зазеркалье. Эдакая шизофреническая социология, система социальных суеверий.
И причина такого взгляда понятна. «Обычный человек» видит свое полнейшее бессилие, бесправие. Ему противостоит непонятная, закрытая, жестокая, корыстная машина власти. Понять, как там она устроена, невозможно. Ясно, что есть в ней что-то злое и хищное, направленное — против кого? Верно! Против меня, против обычного русского человека. Значит, эта машина антирусская (= ею руководят нерусские, «антирусские»).
Так фантастически преломляется объективный факт: полнейшее отчуждение власти от людей, общества, народа.
Это и отличает антисемитизм и антиамериканизм в России от как будто таких же штук на Западе. Таких же — да не таких! Да, везде есть психи, везде есть и вполне нормальные люди, которые не любят евреев (подумаешь, большое дело!), во всем мире не любят США. Но только у нас — в условиях противостоящей людям закрытой власти — так популярны параноидальные теории «антинациональных заговоров». В странах с более или менее понятной системой власти, где есть обратная связь власти с обществом, такие безумные теории — забавы «чудиков», явных психов, маргиналов. В России они получили широкое распространение за неимением других теорий, объясняющих фантастическую социальную реальность.
Сегодня, в быстро растущей, в общем, вполне довольной стране — даже сегодня этот рев-стон находит поддержку. Казалось бы, ну да, 90-е, падение жизненного уровня, непристойное богатство действительно наглых «олигархов», среди которых, и правда, в какой-то момент свыше 60 % составляли евреи… Раздражает. Понимаю.
Но ведь новые времена — новые моды. Жизнь стала лучше, и агрессии, казалось бы, должно стать меньше.
Это не так. По крайней мере, не совсем так. Да, агрессии стало меньше, ее с успехом заменило потребление, люди стали спокойнее.
Но мода на ненависть, кажется, опять возвращается. В благополучную страну. И потребление агрессии вполне актуально.
Народ и партия едины
Отчасти тут заслуга государственной пропаганды. Годами разжигают для отвода глаз от «грешков» начальства и сплочения нации, вокруг того же начальства, патриотическую ненависть всего лишь к врагам внешним, бесплотным, далеким — к «НАТО», «США» и прочим весьма фантастическим образам, очень мало общего имеющим с реальной политикой тех же.
Но нельзя быть «немножко параноиком» в политике. Насаждая веру в теорию «внешнего, геополитического антирусского заговора», власть вольно или невольно порождает такие же теории относительно заговора внутреннего.
Одни и те же схемы больного мышления накладываются на самые разные факты.
Да и ненависть не может быть совершенно абстрактной.
Эта ненависть ищет более осязаемое горло врага, чем «НАТО». Пару раз подфартило — то НАТО отбомбит Югославию, то США влезут в братский Ирак. Тогда ненависть получала какую-то реальную подпитку, какую-то разрядку. Поэтому до сих пор яростно расчесывают эти события. Но этого мало, мало…
И пожар ненависти «внешней» неизбежно переходит внутрь, выжигает рациональное политическое мышление.
Мифологическое политическое мышление, которое игнорирует факты, но ищет зАговоры (а точнее, волшебные заговОры злых колдунов), цветет и пахнет в нашей стране. Оно сочетается с вполне разумным экономическим и технологическим мышлением, с житейским здравым смыслом, как сочеталась вера в «иностранных консультантов, профессоров и шпионов» в 1930-е годы с тем же самым житейским и научным здравым смыслом. Но это сочетание очень опасно.
Опасно потому, что при обострении ситуации в экономике обострится и паранойя. Опасно потому, что никто не смеет спорить с националистическим безумием. Власти лицемерно ахают, но продолжают разжигать ненависть к США (как возмущался «русским национализмом» на «Эхе Москвы» г-н Шевченко — один из главных торговцев наркотиком ТВ-ненависти). «Оппозиция» заигрывает с прямыми нацистами — как же, они же «против Путина» и за «честные выборы». Еще бы им не быть за честные выборы, которые принесут им честные миллионы голосов честных присяжных Квачкова…
«Человечество ничего так не боится, как разума. Глупости следовало бы ему бояться, понимай оно, что воистину страшно». Эти слова Гете Фейхтвангер поставил эпиграфом к роману о приходе нацистов к власти.