КОРНИ ЗЛА

После очередной серии упреков и претензий к Всевышнему у Моше появляются ядовитые змеи, от укусов которых погибает много народа. Оставшиеся в живых обращаются к Моше, чтобы он помолился за них. Моше, по приказу Всевышнего делает медного змея и поднимает его на шесте. Моше говорит: «Тот, кто посмотрит на змея, останется жив». Талмуд (Рош аШана, 29а) утверждает: «Змея не убивает и не дает жизнь. Когда Израиль смотрел в небо и обращал сердце к Создателю, Израиль жил». История и комментарий Талмуда довольно странные.

Любавичский Ребе задает несколько вопросов: зачем вообще нужно было делать медного змея, почему не сказать народу — смотрите вверх? Да и откуда сама идея взгляда вверх? Талмуд (Йевамот, 105б) говорит о том, что во время молитвы глаза должны смотреть вниз, а сердце — вверх.

В качестве объяснения Любавичский Ребе приводит историю конфликта между двумя женами Элкана — Пениной и Ханой. Хана была бездетной и Пенина ее всячески упрекала. Имя Пенина, конечно же, указывает на «пними» (на иврите — внутреннее). Когда мы говорим о том, что Пенина упрекала Хану, кроме всего прочего, речь идет о взаимодействии двух уровней сознания. Внутренний (более глубокий уровень) указывает Хане на то, что она бездетна, и побуждает ее на действия, не давая свыкнуться с таким положением вещей. В результате «упреков» со стороны Пенины молитва Ханы меняет ситуацию, и у Ханы рождаются много чудесных детей.

Корнем зла, другими словами источником существования зла как явления в нашем мире, является добро. «Зогар» подчеркивает эту идею словами: «Как раб может восстать против своего хозяина?». Понятно, что часто бывали ситуации, когда рабы поднимали бунт. Но это происходит только в ситуации раба и хозяина в физическом мире. В духовных мирах, где каждый нижестоящий уровень получает энергию от вышестоящего уровня, такое принципиально невозможно. Причина того, что в нашем, нижнем из миров, возможна ситуация, в которой явления и корень явления не воспринимаются вместе, состоит в том, что при длительном спуске через мириады миров связь зачастую незаметна вообще.

Именно эта идея воплощена в рассказе о Нахум Иш Гам Зу (Таанит, 21а) который на все ситуации, обычно воспринимаемые крайне негативно, говорил «гам зу ле’ това» — и это тоже к лучшему. Нахум Иш Гам Зу был на уровне, который «помогал» ему увидеть и раскрыть корень зла в этом мире. Людей, говорящих, что все, что ни делается, все к лучшему, вокруг нас много. Но тут есть один уникальный момент: внимательно посмотрев на то, что он говорил, мы заметим, что фраза «и это тоже к лучшему» построена странно. Что это? Слово «это» — на иврите зу намекает на олам аЗе — этот мир, физический мир — нижний из миров. Нахум Иш Гам Зу был в состоянии разглядеть, что корень зла — это на самом деле добро.

В этом и состоит смысл поднятия змеи на посохе. Змея и зло, которое она олицетворяет, не является чем-то обособленным от Всевышнего. Поднятие змеи давало шанс увидеть корни зла. Это являлось демонстрацией того, что зло неотделимо от своего корня, и как в истории с Пениной и Ханой, является всего лишь инструментом добра.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора