Трагический рейс

26 апреля на 90-м году жизни скончался Йоси Харэль —

один из видных израильских разведчиков и легендарный капитан «Эксодуса»

Йосеф Харэль (его настоящая фамилия — Гамбургер) родился в 1919 году в Иерусалиме, совсем юным вступил в ряды «Хаганы» и со временем перебрался в Тель-Авив. Там он присоединился к отрядам, которые занимались нелегальной доставкой евреев в Эрец Исраэль: так как британские власти наложили строжайший запрет на репатриацию, и «Хагане», как и прочим сионистским организациям, приходилось действовать на свой страх и риск. Йоси Харэль командовал четырьмя кораблями, благодаря его усилиям на Землю Обетованную были благополучно доставлены свыше 20 тысяч евреев-репатриантов. Харэль очень рисковал. Однако самый героический эпизод его деятельности по нелегальной доставке репатриантов связан с судном «Эксодус».

Трагедия «Эксодуса» получила всемирную известность и весьма содействовала росту произраильских настроений. Ведь речь шла о людях, чудом выживших в Катастрофе, лишившихся семей, имущества, здоровья, несчастных и обездоленных, которые всего-то и хотели присоединиться к своим соплеменникам на земле предков. Американский писатель Леон Урис написал книгу «Исход» о путешествии «Эксодуса», которая стала бестселлером. А в 1960 году в Голливуде был снят одноименный фильм, в котором образ Йоси Харэля воплотил молодой тогда и невероятно популярный Пол Ньюмен.

Итак, «Эксодус». В начале 1947 года сионистские организации купили бывшее американское военное судно «Чезэпик Бэй», переименовали его и приспособили для транспортировки евреев, которые, каким-то неведомым образом уцелев в период нацистских преследований и «окончательного решения еврейского вопроса», теперь вели незавидное существование в тяжелейших условиях так называемых лагерей для перемещенных лиц.

В июле 1947-го в марсельском порту на борт «Эксодуса» поднялись 4554 человека — 1282 женщины, 1600 мужчин, 1017 юношей и девушек и 655 детей. Капитан Харэль, которому в ту пору было 28 лет, дал команду отчалить, и судно взяло курс к берегам Эрец Исраэль. Вслед за «Эксодусом» из Марселя вышли британские суда, которые фактически сопровождали его на всем пути следования. 18 июля, когда «Эксодус» достиг конечной цели маршрута, британские солдаты поднялись на его борт и попытались воспрепятствовать высадке пассажиров. Завязалась настоящая борьба, в которой на стороне беженцев выступили и члены экипажа судна. Британцы боялись, что многие беженцы прыгнут с борта в море и доберутся до берега вплавь или на лодках, которые вышли навстречу судну, поэтому пустили в ход оружие. Три человека были убиты, среди них и офицер экипажа, около сотни людей получили ранения, но «Эксодус» не сдавался. Только после того как британские власти пригрозили потопить судно, экипаж сдался и позволил отбуксировать его в порт Хайфы.

Но британцы вовсе не собирались смилостивиться и пустить пассажиров на берег. В хайфском порту всех, кто находился на борту «Эксодуса», пересадили на три британских судна, приспособленных под транспортировку заключенных, и вернули в Марсель. Там измученные люди решительно отказались сходить на берег. Они стояли насмерть — и британцы ничего не могли с ними поделать. Три долгих недели продолжалось противостояние между людьми, которым уже просто нечего было терять, и британскими военными. Но евреи не сдавались — откуда только силы брались?! Более того, они сумели организоваться, младшие помогали старшим, раненым оказывалась медицинская помощь, за детьми был присмотр. Беженцы даже издавали своего рода ежедневную газету — не без помощи и поддержки французских евреев. Страдания и героизм людей, отказавшихся покидать британские суда в порту Марселя, спровоцировали целую бурю в прессе, которая оказала существенное влияние на международное общественное мнение. В большинстве стран переживали за несчастных беженцев, высказывались в их поддержку и осуждали британские власти, которые, отчаявшись согнать евреев с судов, перестали снабжать их провизией. Впрочем, беженцы и сами отказались есть до тех пор, пока их не возвратят в Эрец Исраэль.

В конце концов французам все это надоело, и они распорядились убрать суда из порта Марселя. Британцам не оставалось ничего иного, как оттранспортировать их в Гамбург — германский порт, который после окончания Второй мировой войны находился под контролем Великобритании. Там, вдали от вспышек фотокамер, солдаты доблестной британской армии, орудуя дубинками, согнали евреев по трапам и отправили в лагеря для перемещенных лиц, разбросанные по всей Германии.

В конечном итоге все пассажиры «Эксодуса» были собраны и переправлены в Эрец Исраэль. Это произошло незадолго до образования независимого и суверенного Государства Израиль, и многие бывшие узники «Эксодуса» взяли в руки оружие и приняли участие в Войне за независимость.

В какой бы форме ни излагалась история «Эксодуса», она обладает огромной силой воздействия. А уж тогда, в 1947 году, когда еще свежа была память о зверствах, чинимых нацистами в Европе в целом и по отношению к евреям в частности, многочисленные публикации о злоключениях пассажиров «Эксодуса» приблизили общественность к пониманию того, как сильно евреи нуждаются в решении проблемы собственной государственности.

Йоси Харэль был неординарной личностью и настоящим героем: так говорили все, кто пришел проводить его в последний путь. Этот человек был красив по-настоящему — внешний лоск дополняли широта души, беспримерное мужество, выдающийся организаторский талант и глубокий интеллект. Он, представитель шестого поколения евреев-поселенцев, выходец из старинной иерусалимской семьи, продолжал служить своей стране и после окончания Войны за независимость, когда репатриация стала не просто легальной, а желанной и благословенной. В самом конце 1940-х годов Харель отправился учиться в Соединенные Штаты. Когда он возвратился домой, Моше Даян, в то время начальник генерального штаба ЦаХаЛа, предложил ему возглавить одно из самых важных подразделений военной разведки (АМАН).

Отслужив несколько лет в качестве одного из наиболее высокопоставленных офицеров АМАНа, Харэль перешел в «Мосад». Там, впрочем, он проработал недолго, оставил службу в системе безопасности и занялся частным бизнесом. Вместе с давним товарищем по «Хагане», ныне уже тоже покойным Азриэлем Эйнавом, они создали вполне процветающий бизнес и разбогатели. Достигнув солидного возраста, Йоси Харэль передал управление делами своим детям и полностью отдался своим хобби — искусству, археологии и литературе.

Когда стало известно о кончине Йоси Харэля, многие его друзья и бывшие коллеги выразили возмущение по поводу того, что этот необыкновенный человек так никогда и не был удостоен Государственной премии Израиля в номинации «Дело жизни», хотя неоднократно выдвигался на ее получение и не нуждался в трудоемких поисках доказательств того гигантского вклада, который внес в дело алии и в обеспечение безопасности страны. И все же — в качестве иллюстрации — мы приведем живое свидетельство, связанное с участием Йоси Харэля в трагическом рейсе «Эксодуса». Это рассказ одного из пассажиров судна, Хагая Гери, которому в том далеком 1947 году было 15 лет. Точнее, страничка из его дневника, опубликованного полковником ЦаХаЛа Хагаем Гери спустя много лет после описываемых событий:

«Жизнь на корабле была организована по всем правилам: дежурства, спортивные тренировки, охрана различных постов, развлечения, самодеятельные концерты и даже выпуск ежедневной газеты. Когда «Эксодус» приближался к берегам Хайфы, на нем даже была оборудована больница на 60 коек, коллектив которой состоял из пяти врачей и 20 медсестер…

18 июля в 2:30 ночи корабль окружили британские военные катера, которым было приказано остановить «Эксодус» и любой ценой предотвратить его приход в хайфский порт. Руководство экипажа немедленно распорядилось, чтобы примерно полторы тысячи молодых евреев выстроились вдоль бортика и преградили путь британским солдатам, которые готовились подняться на судно. На имя командующего британским флотом была направлена срочная депеша с примерно таким текстом: «Мы стремимся сойти на берег Земли Обетованной, мы вправе поселиться на ней. Мы не хотим кровопролития, но доводим до вашего сведения, что никогда добровольно не возвратимся в концентрационные лагеря, пусть даже и британские, и возлагаем на вас личную ответственность, если по невооруженным и беззащитным женщинам и детям будет открыт огонь. Мы надеемся, что вы поступите в полном соответствии с элементарными нормами человечности».

Почти сразу после того как радист отстучал телеграмму, британцы обстреляли капитанскую рубку. К «Эксодусу» вплотную подошли два катера, в которых на борт стали под прикрытием огня подниматься солдаты, которых пытались столкнуть в воду «вооруженные» обрезками труб и всем, что попадалось под руку, беженцы. Под натиском британцев нам ничего не оставалось, как сдаться. Три человека погибли, среди них и мой друг Цви Якубович…»

Многое из того, что Йоси Харэль совершил во имя еврейского государства, он унес с собой в могилу. И пройдет, наверное, еще не одно десятилетие прежде чем об этом можно будет говорить вслух.

Эфраим Ганор,

«Новости недели»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора