— Уважаемый рав!
Я знаю о идее, что все евреи — это одно целое. Но разве это справедливо, что одни стараются соблюдать мицвот, а другие нет, а платят за это первые?
— Разве долгая жизнь в этом мире не является ценностью и благом, которое обещает Тора?
— Какой смысл забрать из этого мира именно праведника и мудреца, ведь тем самым только уменьшается удельный вес добра, присутствующего в этом мире?
— Каким образом забирание праведника улучшает этот мир? Кто грешил, так и продолжает грешить.
Заранее спасибо,
Леа Л.
— Уважаемая Леа!
Если бы существовал только один мир, то Ваш вопрос был бы более чем законным: где справедливость? Но мы знаем, что этот мир дан человеку как место работы, а основной мир — это как раз будущий. И когда человеку труднее делать добрые дела, его заслуга увеличивается, а тот, кто страдает за поколение, достигает такого уровня, которого без этого бы не достиг и т. д.
Существует обещание доброй жизни в этом мире еврейскому народу, когда он живёт в Стране Израиля, но нет такого обещания каждому отдельному человеку. Праведник может страдать, а преступник — благоденствовать (цадик вэ-ра лё, раша вэ-тов лё).
Интересно, что РАМБАМ пишет (Ильхот Тшува, начало 9-й главы): «Хорошая жизнь, обещанная в этом мире, — не самоцель, а «инструмент» — возможность служить Б-гу и приблизиться к Нему».
3-й и 4-й Ваши вопросы касаются путей и качеств, с помощью которых Б-г руководит миром. А эти качества не всегда соответствуют нашему видению мира. Вопросы эти разбираются в книге Рабби Моше-Хаима Луцатто (Рамхаля) Даат Твунот.
То, что мы можем понять на уровне наших понятий: когда погибает праведник, мы видим, как высоки требования Б-га к человеку, и это приводит к исправлению многих. Сказали мудрецы, что, видя страдания праведника, люди думают: «Если к ним есть претензии, то нам тем более надо исправиться».