Окно Овертона: от запретной темы к реальному плану

Ближний Восток бурно обсуждает идею президента Трампа о переселении жителей Газы на другие территории. Но зачем это США? Чего ждать от арабских государств в контексте плана Трампа? Интересы и возможности сторон анализирует наш корреспондент в Израиле Борис Миркин.

Первые два варианта трансфера газаватов, которые были озвучены, – Иордания и Египет, потом прозвучала Албания, потом – Марокко и варианты на территории Сомали. Все эти места – это суннитские мусульманские общины, приверженцы той же религии, что и жители сектора Газы.

Но давайте рассмотрим интересы самих США на Ближнем Востоке и других игроков в регионе – Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Иордании и, конечно же, Израиля.

Интересы Израиля в контексте плана переселения газаватов абсолютно понятны: почти 99% еврейского населения страны не хотят, чтоб арабы находились в секторе Газы. Причины этого очевидны.

Перед Соединенными Штатами стоит задача сохранить свое влияние на Ближнем Востоке. Одна из причин – в том, что энергоресурсы, которые поставляются в Европу, зависят от поставок с Ближнего Востока. Если США покинут регион, то контролировать поставки сможет Иран и получит возможность навредить Европе – основному союзнику США. Но кто же должен защищать эти поставки? 

Есть Саудовская Аравия. Это действительно сильное государство, достаточно богатое, но оно не в состоянии сопротивляться Ирану и его прокси. Когда несколько лет назад Саудовскую Аравию атаковали хуситы из Йемена при поддержке Ирана, с рынка было выведено 50% саудовской нефти. Саудиты не смогли себя защитить, поэтому интерес Саудовской Аравии – выжить и обезопасить себя. 

Вдруг появляется новость: Саудовская Аравия хочет инвестировать в американскую экономику порядка 600 миллиардов долларов; Трамп повышает до триллиона. Переводя саудитов с бизнес-дипломатического на русский: возьмите деньги, защитите нас от Ирана.

Американцы не хотят, чтоб их солдаты воевали на Ближнем Востоке. Единственный «боевик», который готов воевать в интересах США, партнера и союзника, единственный «свой парень» на Ближнем Востоке – это Израиль. Поэтому США говорят: «Дорогая Саудовская Аравия, у вас есть проблема, заплатите деньги, договоритесь с израильтянами и сформируйте мини-НАТО на Ближнем Востоке. Вы сможете защищаться и воевать с Ираном при необходимости, а мы вас будем поддерживать». 

То есть защита и безопасность – это интерес Саудовской Аравии. У Объединенных Арабских Эмиратов, в принципе, те же интересы.

Иордания на данный момент сидит на израильских «штыках». Она получает от Израиля около 100 миллионов кубометров воды в год. Без Израиля Иордания засохнет. На территории Иордании есть военные США, офис НАТО. Чего боятся иорданцы? 

Почти 30% населения Иордании сегодня – это палестинцы. Было больше. В 1970-м году палестинцы пытались устроить переворот в Иордании, он вошел в историю как Черный сентябрь. Восстание было подавлено королем Иордании Хусейном, отцом нынешнего короля Абдаллы, но память и опасения остались. Поэтому Иордания хочет поддержки от США и Саудовской Аравии. Но очень боится дополнительных палестинцев на своей территории. 

Египет – страна-банкрот, 106 миллионов населения, живут за счет внешних заимствований. Египет сегодня не в состоянии оплачивать свой внешний долг. 

Египет сегодня – номер два в мире по объему получения помощи США; Иордания – номер три. 

Трампу есть чем давить: кто платит, тот может ставить условия.

Борис Миркин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 12, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

3 комментариев к “Окно Овертона: от запретной темы к реальному плану

  1. На самом деле все правильно! Вражеские народы должны быть разделены. Это признано в мировой истории, например, в Европе и Индии после Второй мировой войны. Даже арабы после освободительной войны 1947-1948 годов призывали к обмену народами: евреев изгоняли, а арабов не принимали? А в Газе проживают наполовину иммигранты из Египта и наполовину из Саудовской Аравии (по словам министра Хамады?). Им тоже придется туда вернуться. Самая главная проблема – их радикальная идеология – исламизм. Но у Египта уже есть опыт борьбы с ними. Иордания может следовать! Для своей же безопасности!
    Задача статьи, а также этого стаита — тезаурус! В Газе автор говорит об арабах, в Иордании — о палестинцах! Все они арабы по национальности и палестинские арабы — по территории проживания. По моим данным, в Иордании проживает около 67% таких людей. Но бедуины, тоже арабы, сохраняют там власть?!

    1. В Европе разделение народов прошло лишь после развала СССР, а после Второй мировой, напротив, в концлагерь главного мирового злодея запихнули еще пачку народов. Пример Индии и Пакистана — это по сути «два госудаоства для двух народов».

  2. Это в США с их Первой поправкой — окно Овертона, в Израиле эффект другой — раздвижение рамок свободы слова и демократии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *