![](https://evreimir.com/wp-content/uploads/2024/12/Snimok-ekrana-2024-12-24-104225.png)
Фото: dzen.ru
Часть 1
Судьба евреев решительно разнится с судьбой других народов. Народы смертны. Как и люди: взрослеют, расцветают, угасают. Максимальный век их – тысячелетие, запредельно – полтора.
Исключение – евреи. Возраст наш, если считать от рождения нашего патриарха Авраама, более 38 столетий. Единое еврейское царство Давида и Шломо распалось на два в 930 году до нашей эры. 10 колен Израиля, населявших северное царство, были уведены в изгнание ассирийским царём Саргоном II в 732–722 годах до н. э. и потерялись в бескрайних просторах Азии. Евреи южного царства – Иудеи, были крепче связаны с традицией. На их территории находился Иерусалим, и в его Храме происходило ежедневное Богослужение. В 597 году до н.э. Иудею завоевал император Вавилона Навуходоносор. Он угнал в вавилонский плен основную часть её евреев. Там они в 539 году до н. э., не сделав шага, превратились из вавилонских евреев в персидских. В тот год Персия овладела Вавилоном. Царь персов Кореш II разрешил евреям вернуться домой и вновь отстроить Иерусалимский Храм. С вернувшимися евреями связана богатая история: восстание Маккавеев, Иудейская война против Рима, разрушение Храма, восстание Бар-Кохбы, рассеяние, возникновение диаспор в Италии, в Северной Африке, на Иберийском полуострове.
Оставшиеся в Персии евреи оказались более благополучны. Великим достижением их стало составление Вавилонского Талмуда. Экономическим расширением евреев Персии стало движение их на север, который через много столетий, когда образуется русский этнос и создаст государство, станет его югом. Крупнейший писатель Руси ХХ века полурусский-полуукраинец Александр Солженицын написал книгу «Двести лет вместе», призванную «объёмно и равновесно, обоесторонне» осветить «калёный клин» русско-еврейских отношений последних 200 лет (к моменту написания книги). Мы значительно дольше этого времени и значительно раньше появления русских связаны с землёй, за которую ныне, почти 3 года, бьются в кровопролитной войне русские с украинцами. Со времени публикации книги Солженицына евреи в основном даже успели их землю покинуть.
Знаком влияния персидских евреев на народы, населявшие юг Европы, стало возникновение там тюркоязычных иудеев. В Крыму это были караимы – последователи иудейской секты, возникшей в Вавилоне, и крымчаки. Крупным народом, принявшим иудаизм, были хазары, заселявшие значительные территории низовий Волги до, возможно, Причерноморья. У разных народов Хазарским назывались Чёрное, Азовское и Каспийское моря. Крупным исследователем истории хазар был Лев Гумилёв. Он территорией Хазарии считал низовья Волги. И концом Хазарии ему представлялся подъём воды в Каспии, затопивший эти низовья. Из-за этого хазары, по мнению Гумилёва, растворились среди окружавших народов, утратили иудаизм и приняли верования этих народов.
Другая версия истории хазар кажется интересной президенту России Путину. Он доверяет теории, что хазары послужили началом российских евреев. Это, однако, не подтверждено генетикой. Иудеи разных стран и континентов, кроме разве что эфиопских, имеют сходную генетику. Я встречал и крымчаков, и караимов, исповедующих иудаизм, но не слышал о конкретных нынешних евреях, ведущих свой род от хазар. Доводам к принятию иудаизма хазарским царём посвящена одна из наиболее значительных книг иудаизма «Кузари», написанная Иегудой га-Леви в Испании около 1140 года. Возникновение этой книги показывает духовную связь двух ветвей евреев – восточной и западной. Видный историк рабби Вайн предложил две теории возникновения евреев-ашкеназов (ашкеназом в Средние века евреи называли германские земли): движение евреев из Италии на север, и поиски персидскими евреями, поднимавшимися по Днепру, торговых путей в Европу. Отсюда версия основания Киева евреями как торгового и перевалочного центра. И объяснение места первого известного еврейского погрома на Руси – в Киеве в 1113 году. Еврейская община в Новгороде возникла, вероятно, раньше киевской. В одно время воеводой там был еврей Добрыня – прототип былинного богатыря, он же брат Малуши – ключницы и наложницы киевского князя Святослава. Сын Малуши и Святослава князь Владимир, воспитанник Добрыни, в 988 году крестил Русь. Политическая привлекательность для князя религии супердержавы Византии перед религией разгромленной Иудеи была очевидна. Житие Владимира в летописях списано с истории царя Соломона: сотни жён и наложниц. Но библейских книг таких, как «Экклезиаст», «Песня песней» или «Притчи», как у Соломона, за Крестителем Руси не значится.
К 1242 году установилась зависимость Руси от Золотой орды. Самый популярный святой Руси Александр Невский, выбирая между связью с Европой – союз ему предлагал в 1248 году Римский Папа Иннокентий IV, и с Золотой ордой, выбрал орду. Освободил Русь от власти Золотой орды величайший завоеватель Средних веков Тамерлан. В 1395 году на берегах Терека Тамерлан разгромил армию своего родственника Тактамыша и навсегда подорвал мощь орды. Затем Тамерлан двинулся на Русь, чтобы прибрать её себе, но, дойдя до Ельца, был столь разочарован увиденным, что развернул свою армию назад в солнечный Самарканд. Это показывает превосходство мудрости Тамерлана над завоевателями Наполеоном и Гитлером, надорвавшимися в холодной и голодной России. Ко времени упадка орды стал формироваться этнос великороссов – результат смешения восточных славян, северных народов – варягов, и татар. К 1462 году произошло объединение российского государства с центром Москвой под правлением великого князя Ивана III, в некоторых документах именуемого царём. В годы его правления, как описывает Солженицын, Русь, казалось, превращалась в иудейскую страну. Иудаизм приняла верхушка государства: митрополит Зосима, «всесильный дьяк» (как бы министр иностранных дел) Фёдор Курицын, «венчаный на царство» внук Ивана III Дмитрий, его мать Елена – вдова сына Ивана III. Неожиданно всё развернулось в обратную сторону, а в царствование Ивана Грозного, внука Ивана III, евреям под страхом смерти вообще запретили жить в России. Страна стала безоговорочно православной. Это стало завершением кристаллизации русского этноса. Полностью закрыть огромную страну для евреев было мудрено. Служивший у Ивана III Мордка (Мордехай) Курбат, по прозвищу Нарыш, выкрестившийся крымский караим был родоначальником и прапрадедом Натальи Нарышкиной, матери Петра I. Пётр приоткрыл евреям страну, но его дочь, «весёлая царица» Елизавета, восстановила запрет Ивана Грозного на пребывание евреев в России. Все вопросы отпали при правлении Екатерины Великой. Три раздела Польши в последней трети XVIII века включили в состав Российской империи части поверженной страны с обильным еврейским населением. Екатерина, опасаясь, что энергичные евреи сильно потеснят её славянских подданных, установила черту оседлости, за которой евреям жить не позволялось. И сочла почему-то славянское слово «жид», происходящее, вероятно, от слова «иудей», обидным. Она повелела впредь называть своих новых подданных евреями. Советские евреи в мои времена приняли к сердцу мнение императрицы и ужасно обижались, когда их называли по-старому «жидами». Время правления немки Екатерины можно считать юностью России. Она воспитала страну по германскому образцу. Даже русскую грамматику составили немцы. Как политическая сила евреи проявились в своей новой стране во время войны России с Наполеоном. По мнению наиболее авторитетного лидера евреев той поры Альтер Ребе, создателя хасидизма Хабад, евреям была желательнее власть православного русского царя, нежели вождя нерелигиозной Франции. Евреи, по поручению Альтер Ребе, шпионили за французами и всячески помогали русскому царю. Поляки, видевшие свою надежду на свободу от России только в победе Наполеона, как пишет рабби Вайн, затаили тяжёлую обиду на евреев за их роль в той войне.
После победы царь Александр I выразил евреям признательность за помощь. В целом евреи, адаптируясь к бытию в России, были более или менее удовлетворены им. Царь Александр II облегчил для евреев ограничения черты оседлости, хотя полностью не отменил её. Разрушила структуру российской жизни другая его реформа: отмена крепостного права в 1861 году. Обретя свободу, народ с превеликим энтузиазмом принялся использовать её во зло. Возникли революционные террористические организации. Россию захлестнул экстремизм. Царя убили с 10-й попытки. В стране стали обыденными кровавые еврейские погромы. Бывшие рабы зачастую запредельно жестоки. Для евреев дело ухудшил антисемитизм последних двух русских царей. Как реакция на эти бедствия среди евреев возникли три идейных течения: эмиграция, в основном в Америку; сионизм; разные формы социализма, включая революционный. Одновременно последние десятилетия XIX и начало XX веков были временем расцвета российской культуры. Творили классики литературы: Лев Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов; писали музыку: Чайковский, Рахманинов, Скрябин; рисовал Репин; процветал театр, как драматический –Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, так и музыкальный – триумфально проходили «Русские сезоны» балета и оперы в Париже. Работали крупные историки Сергей Соловьёв, Василий Ключевский; значительные философы Владимир Соловьёв – сын упомянутого историка, Николай Бердяев, Лев Шестов.
К тому времени евреи вжились в русскую культуру и начали воспринимать её как свою. Братья Николай и Антон Рубинштейны основали консерватории: первый – в Москве, второй – в Петербурге. Один учитель музыки в Одессе – Пейсах Столярский – обильно обеспечил гениями скрипичного искусства две будущие супердержавы. Левитан стал величайшим пейзажистом России; Шагал, Сутин – великими модернистами, правда, во Франции. Евреи составляли круг Льва Толстого, и когда идеи графа уже забылись на его родине, общины толстовцев были заметны в Израиле. Я не уверен, что их нет здесь и сейчас.
Поражение России в Японской войне 1904–1905 годов стало знаком её скорого угасания. Продолжал цвести государственный антисемитизм, вроде покрываемых властью погромов, распространения фальшивки российских спецслужб «Протоколы сионских мудрецов», «дела Бейлиса» 1913 года. Запредельного уровня достиг терроризм. По исследованию профессора Бостонского (BU) и Бар-Иланского университетов Анны Гейфман, с начала ХХ века по 1914 год в терактах в России были убиты не менее 17 тыс. человек. Самый значимый из этих терактов – убийство в 1911 году с 10 попытки премьер-министра России Петра Столыпина, полагают, лучшего главу правительства страны в истории.
Похоже, все слои российского общества стремились к завершению истории страны. И она завершилась – октябрьским переворотом 1917 года.
Часть 2.
Среди многообразных сил, разрушивших Россию в 1917 году, значительное место занимали евреи. Представляя различные направления социалистов, они, впрочем, не ладили между собой.
Леин и Троцкий . Фото:
Эсерка Фаня Каплан 30 августа 1918 года ранила лидера большевиков Ленина, что привело 5 лет спустя к его смерти. В тот же день поэт эсер Леонид Каннегисер убил главу ВЧК Петрограда, бывшего меньшевика Моисея Урицкого. Власть эсера Керенского (евреем не был) скинул бывший меньшевик Троцкий (Лейба Бронштейн). Этот был талант: самолично организовал Октябрьский переворот, создал Красную Армию и привёл её к победе в Гражданской войне. Но и он оказался лузером, хотя знал об опасности, поджидающей любую революцию. Как он сам писал, это контрреволюционный переворот, звавшийся со времён Великой французской революции «термидором». Троцкий не прибыл на похороны Ленина, предоставив возможность принести клятву над телом усопшего и принять на себя роль нового вождя России Сталину. «Термидор» начался.
Возможно, Троцкий считал, что негоже еврею на Руси напяливать на себя шапку Мономаха. Может, вспомнил Якова Свердлова, после переворота 25 октября 1917 года занимавшего пост формального главы государства, а после ранения Ленина – и фактического. Однако во время выступления 7 марта 1919 года перед орловскими рабочими 33-летний Свердлов был теми жестоко избит «на антисемитской почве», как сейчас пишут, и, вернувшись в Москву, умер.
Яков Свдлов . Фото: topwar.ru/
Троцкий не был труслив. Мотаясь по фронтам все годы Гражданской войны, он произносил яркие речи даже перед толпами дезертиров, каждому из которых ничего не стоило поднять свою винтовку и застрелить его. Может быть, Троцкий засомневался в успехе всей авантюры?
В годы венской эмиграции Троцкий посещал семинары Фрейда и проникся верой в возможности психоанализа. В Москве он организовал институт психологии, единственным научным сотрудником в котором стала блестящий исследователь Сабина Шпильрейн, сотрудничавшая с Юнгом и Фрейдом. Может, Троцкий надеялся, что Шпильрейн найдёт способ с помощью психоанализа перевоспитать российских рабочих в коммунистов. Без этого не построить коммунизм. Пока Троцкий занимался поисками, Сталин консолидировал свою власть. Троцкий, понимая, чем грозит гражданам страны правление большевиков, организовал «философский пароход» – спасение в эмиграции российской интеллигенции. Всего Россию покинули в ту пору около 2 млн её граждан, цвет нации.
Сталин изгнал Троцкого из России в 1930 году. «Термидор» завершился. Тиран из кровожаднейших в истории снимал в покорной ему стране слой за слоем всё живое. Аристократия, дворянство, интеллигенция, включая техническую, крестьянство, офицерство, дипломаты волна за волной теряли лучших в ГУЛАГе и в расстрельных рвах.
Тут настало время бесправной при царе еврейской бедноты. Молодые евреи и еврейки устремились в ВУЗы и вскоре заменили уничтоженный в чистках образованный класс России. Это и судьба моих родителей, по окончанию институтов в разгар сталинского террора прибывших на уральский медеплавильный комбинат. Вскоре мой папа, молодой специалист, заменил репрессированного опытного инженера. Однако предположив, что может оказаться следующим, папа собрал семью и уехал на родину мамы – в Брянск. Тут началась война…
Насколько неизбежен сталинский путь в стране социалистического эксперимента? Подобная советской попытка построить социализм была предпринята в Палестине. Сравним: коллективное сельское хозяйство – кибуцы там возникли значительно раньше советских колхозов. И хотя некоторые колхозники жили богаче кибуцников – например «Богатая невеста» или «Свинарка и пастух» в фильмах сталинского соцреализма, колхозы в перестройку рассыпались. А часть кибуцев существует поныне, хотя стали, как капиталисты, использовать наёмный труд. Кибуцники из расположенных близ границы с Газой кибуцев, когда 7/10 2023 года к ним пожаловали нанимаемые ими арабы, пожалели об этом.
Промышленность в ишуве принадлежала единому профсоюзу трудящихся – Гистадруту.
В 1923 году в Москве на большой сельскохозяйственной выставке присутствовал палестинский павильон. Возглавлявший еврейскую делегацию на выставке глава Гистадрута Давид Бен-Гурион имел возможность сравнить первые итоги двух социализмов. В его недавно всплывшем отчёте о поездке видна проницательность создателя Израиля: «… Мы прибыли в Одессу 14 элула (26-8-23), а на следующий день вырвались из рук ГПУ… для обыска раздевали догола… Ненависть к евреям подавлена и запечатлена в сердцах, но люди боятся прикасаться к евреям. Боятся высказываться публично против евреев. Но в глубине души у них пылает вражда, и если бы пал нынешний режим, то они расправились бы с ненавистным народом… Мне известно, что евсеки (еврейские секции) с большим энтузиазмом хотят задушить сильный интерес, который наша выставка пробудила в Москве… важно именно в Москве, когда любая вещь, от которой веет израильским или еврейским национальным духом, запрещается и отвергается. О репатриации в Палестину: за последнюю зиму 150 членов «Ге-Халуц» репатриировались, в основном ехали через Батуми. В последний раз они провалились, и целая команда, которая готовилась вместе пересечь границу, попала в руки ГПУ. Сейчас все границы закрыты… С евсекцией у нас нет общего языка — и нет необходимости в нем. Эти психопаты и садисты, снедаемые ненавистью ко всему еврейскому, сгниют от собственной мерзости и задохнутся от гнева… влиятельный и господствующий коммунизм не привлекает сердца. …Нынешняя власть в России не преходяща. Она не падет. Некому ее обрушить. Некому ее заменить. Хороша она или плоха — не имеет значения. В ближайшие годы в России не будет другой власти».
С годами в Палестине, наряду с коллективным возникло высоко производительное частное фермерское хозяйство – мошавы. Промышленность, принадлежавшая профсоюзу Гистадрут, обрекала страну на бедность. Но со временем, в большой степени благодаря деятельности Биби Нетаньяху, экономика Израиля освободилась от удавки социализма и стала одной из ведущих в мире.
Террор власти в Израиле тоже мог случиться, но продолжался не десятилетия, как при Сталине, а один день – 22 июня (в Израиле существует магия дат) 1948 года, когда при обстреле, по приказу Бен-Гуриона, корабля «Альталена» погибли 19 евреев, из них трое со стороны властей. Властям даже не удалось убить лидера оппозиции Бегина.
Пока террор советской власти был направлен не только на евреев, евреи терпеливо сносили его. В июле 1986 года, после семи лет «отказа», я добрался до Америки. Беседуя с известным раввином, сказал что-то нелестное об СССР. Раввин не согласился: в СССР евреи ярко продемонстрировали свой гений. Действительно, такой вспышки гениальности, какую проявили во всех областях науки и культуры евреи СССР в ХХ веке, не знал ни один народ. Перечислять и перечислять… Цербер ЦК КПСС Жданов в письме в Политбюро доносил: в физическом семинаре Льва Ландау (позже Нобелевского лауреата) нет ни одного нееврея. Позже, к облегчению политбюро, среди мигдалов и лифшицев семинара появился вундеркинд с хорошей русской фамилией Халатников. В 2021 году сообщили, что на 101 году жизни скончался последний участник семинара Ландау Исаак Маркович Халатников. В пору семинара Ландау советские физики-евреи, с помощью уворованных американскими евреями-коммунистами секретов работы европейских евреев-эмигрантов, сумели создать для Сталина атомную бомбу.
Еврейский антифашистски комитет
Этот роман евреев и советской власти завершился в 1948 году, когда выяснилось, что советские евреи – космополиты. Локальным, советским апогеем развода коммунизма и евреев стал расстрел 12 августа 1952 года всех членов ЕАК (Еврейского антифашистского комитета), кроме академика Лины Штерн, отправленной в тюрьму. Глобальным апогеем – признание Сталиным величайшей угрозой мировому коммунизму существование Израиля, неосторожно допущенное им самим в 1948 году. Признанием этой его исторической ошибки стала яростная, откровенно антисемитская кампания в Чехословакии — «дело Сланского» (реальная фамилия «Зальцман») – процесс генсека компартии страны и других её лидеров, 11 евреев и троих неевреев, состоявшийся в 1952 году. Основным подспудным мотивом вакханалии, поднятой Сталиным, была, очевидно, продажа (вероятно, с ведома Сталина) оружия Израилю, позволившего новорождённому государству выстоять в его Войне за независимость. В результате этого процесса 11 человек были повешены и трое получили пожизненное заключение. Отпущены через 3 года.
Иосиф Менделевич в Израиле. Фото: jeps.ru
Апофеозом пароксизма ненависти диктатора к евреям стало «Дело врачей» и приготовленное Сталиным избиение советских евреев как нации. За несколько дней до кульминации этой акции диктатор дал дуба.
Сменивший его Лаврентий Берия, которому, я думаю, мы обязаны смертью Сталина, немедленно освободил «врачей-отравителей», возбудил дело против убийц главы ЕАК Соломона Михоэлса и провёл массовую амнистию.
Евреи вздохнули облегчённо. Смертельная опасность миновала. Но Берия проявил беспечность, и вожди коммунистов убили его.
Послесталинская политика СССР относительно евреев после этого не вернулась к приемлемому стандарту, существовавшему до рождения Израиля — до 1948 года. Государственный антисемитизм внутри СССР и антиизраилизм во внешней политике, установленные наследниками Сталина, стали нормой. Занимавшие в былые годы высокие посты евреи ещё сохраняли их, но продвижение молодых было до крайности заторможено. Антиизраилизм стал одним из центров внешней политики СССР. В 1967 году, после невероятной победы Израиля в Шестидневной войне, наследники Сталина, не поняв мистического характера этой победы, порвали дипотношения с Израилем и сделали цель уничтожения Израиля «центром» существования своей страны. Недаром историк Марк Солонин назвал войны 1967 и 1973 годов на Ближнем Востоке советско-израильскими: арабы сражались с евреями оружием СССР. Иногда в боях участвовали и советские войска.
Находиться в своей стране, возникшей из-за поддержанных евреями, мечтавшими о социализме, переворотов 1917 года на положении внутренних врагов становилось для них невыносимым. Окончательно убила еврейскую мечту о социализме «с человеческим лицом» и надежды на позитивные изменения в СССР — оккупация советской армией Чехословакии в августе 1968 года. Она породила страстное стремление евреев покинуть «империю зла», как точно назвал СССР Рональд Рейган.
Героическим началом борьбы за выезд стало «самолётное дело»: демонстрация 14 евреями и двумя к ним примкнувшим рискнуть жизнью ради шанса бежать из СССР. Эта акция надорвала «железный занавес». Следующие 20 лет борьбы евреев против супердержавы прорвали его. Несколько дней назад, 22 декабря, покинул мир один из организаторов «самолётного дела» Эдуард Кузнецов, проведший в ГУЛАГе за две посадки 16 лет.
Преподаёт в иерусалимской иешиве раввин Йосеф Менделевич, один из инициаторов этой попытки прорыва, соблюдавший в ГУЛАГе в течение 11 лет заключения еврейский закон и кашрут, что представляется мне выше человеческих сил.
Продолжает распространение еврейской мысли в Иерусалиме, на своём семинаре Иосиф Бегун – главный враг советской власти среди отказников. Его трижды заточали в ГУЛАГ. Бегуна освободили после того как отказники неделю выходили на демонстрации, требуя его свободы.
Самым известным в мире «узником Сиона» стал Натан Щаранский, проведший в ГУЛАГе 9 лет и обменянный на каких-то шпионов.
В 1990 году железный занавес, наконец, пал, и желавшие евреи смогли покинуть СССР. Завершилось наше время на земле, осваивавшейся нами с глубокой древности. Последнюю волну евреев вытолкала нынешняя безумная и бессмысленная война между двумя ветвями народа, в жизни которого мы активно участвовали. Сейчас на территории, которую персидские евреи когда-то осваивали, из евреев остаются в основном члены смешанных семей, уже больше русские или украинцы, чем евреи.
В книге «Двести лет вместе» Солженицын мечтал, что евреи покинут его страну и её народы смогут сами развивать свою жизнь. Это время настало.