Разразившийся на днях новый шпионский скандал вызывает у нас не только чувство тревоги и сожаления, но и заставляет задуматься, определить свою позицию и свое отношение. Подобно истории с Поллардом, американского еврея обвиняют в передаче секретов Израилю.
Древнее правило Талмуда «Закон государства, в котором мы живем, — наш закон» обязывает еврея соблюдать законы страны, которая стала его гостеприимным домом. Потому шпионаж против Америки является также и нарушением еврейского закона. Впрочем, как и в случае с Джонатаном Поллардом, речь идет об оружии, проданном Саудовской Аравии, которое могло быть использовано против Израиля. По подписанным американо-израильским соглашениям, продавая это оружие арабам, США были обязаны предоставить соответствующую информацию своему союзнику — Израилю. Однако этого сделано не было. Поллард утверждал, что действовал исключительно во имя безопасности Израиля. Этот мотив еще более очевиден в случае с 84-летним Кадишем Бен-ами, который воевал в Войне за независимость Израиля и не получал никаких денежных вознаграждений.
Считаете ли вы Кадиша Бен-ами патриотом Израиля или шпионом? Или, по вашему мнению, кто-то в ЦРУ хочет нанести ущерб американо-израильским отношениям, а может быть. поднять вопрос о нелояльности американских евреев своей стране? В конце концов, как вы сами для себя решаете вопрос о лояльности: кому мы преданы в первую очередь, еврейскому государству или США? Ждем ваших писем.
Лев КАЦИН
Утром 22 апреля агенты ФБР арестовали 84-летнего Бен-ами Кадиша, который живет с женой Дорис на Голдфиш-драйв в нью-джерсийском городке Монро-Тауншип, на съезде № 8А с шоссе Нью-Джерси Тернпайк, между Принстоном и Нью-Брансвиком. Кадиша доставили в манхэттенский федеральный суд, где судья Даглас Итон зачитал ему обвинение в шпионаже и освободил под залог 300 тыс. долларов. У старика отобрали паспорт, а также запретили покидать территорию Нью-Джерси, за исключением поездок в суд в Манхэттен. Следующие слушания назначены на 22 мая.
Американский еврей Бен-ами Кадиш родился в Коннектикуте, очевидно, под другим именем. Мальчиком он с родителями уехал в Палестину, где рос и сражался с арабами и англичанами в рядах Хаганы, подпольной военной организации сионистов, действовавшей с 1920 по 1948 год, когда было создано еврейское государство. В годы Второй мировой войны палестинский еврей Бен-ами Кадиш служил в британской и в американской армиях, после войны вернулся в США и до недавних пор был командиром 609-го поста Организации «Евреи -ветераны войн» в Монро.
Бен-ами и Дорис Кадиш живут в одноэтажном доме с флагом США у входа и большой верандой, у них огромная коллекция иудаики, а раз в месяц Кадиш проводит у себя Chavurah, субботнюю молитву с друзьями. Как-то во время молитвы у них горело столько свечей, что в доме сработал сигнал пожарной тревоги.
Но это лирика. Бена-ами Кадиша обвиняют в преступном сговоре с целью передачи властям Израиля документов, разглашение которых угрожает национальной безопасности США. Его также обвиняют в работе на израильскую разведку, в помехах расследованию и даче ложных показаний. Шпионажем, как утверждает обвинение, Бен-ами Кадиш занимался с 1979 по 1985 год, работая в Центре разработки новых видов вооружений армии США на базе Пикатинни в нью-джерсийском городе Дувр. По словам представителя базы Питера Роуленда, Кадиш прослужил там с 1963 до 1990 года и ушел на пенсию в должности старшего инженера отдела работы над взрывателями (Fuse Division).
Как сообщил манхэттенский федеральный прокурор Майкл Гарсиа, в одном из секретных документов, которые передал израильской разведке Бен-ами Кадиш, были сведения о ядерном оружии и стоял гриф секретности «restricted data», которым министерство энергетики обозначает документы, имеющие отношение к атомным делам. В другом документе были данные о модифицированной версии истребителя F-15, которые Соединенные Штаты тогда продавали другой стране, предположительно Саудовской Аравии. Третий секретный документ касался ракетных комплексов ПВО Patriot, а всего, по данным следствия, Кадиш передал от 50 до 100 таких документов.
При Центре есть служебная библиотека с материалами, содержащими военную тайну, и Бен-ами Кадиш якобы брал эти документы и относил их домой, где передавал сообщнику СС-1, а тот фотографировал их в подвале. Как можно вынести из служебной библиотеки военной базы секретные документы, остается загадкой, но такое случается. Сообщник СС-1 был установлен, но в деле не назван. С 1980 по 1985 год он работал атташе по науке в израильском генеральном консульстве в Нью-Йорке и фактически курировал шпионскую деятельность Кадиша.
В предварительном обвинении, которое представил судье агент ФБР Ланс Эшуорт, сказано, что «СС-1 рожден в Израиле и гражданин Израиля» и что «в конце1970-х годов он работал в корпорации Israeli Aerospace Industries, которая в тот период была подрядчиком военного ведомства Израиля». С 1980 по 1985 год СС-1 был атташе по науке в генконсульстве Израиля в Нью-Йорке и жил в районе Ривердейл в Бронксе. Последнее уточнено, скорее всего, в связи с тем, что в этом районе живут иностранные дипломаты, в частности бывшие советские. Бывший помощник федерального прокурора, а ныне вашингтонский адвокат Джозеф Ди Дженова вычислил, что СС-1 — не кто иной, как израильский разведчик Иосиф Ягур, который в указанное время работал под прикрытием дипломатической должности атташе по науке в Нью-Йорке. Работая в федеральной прокуратуре округа Колумбия, Ди Дженова в свое время вел дело американского еврея Джонатана Полларда, вольнонаемного аналитика разведки ВМС США, которого в 1986 году арестовали все за тот же шпионаж в пользу Израиля. Поллард признал себя виновным, но это не было учтено, и он уже двадцать второй год отбывает пожизненное заключение. Иосиф Ягур тоже проходил по делу Полларда, но в обвинении не упоминался. Сразу после ареста Полларда он улетел в Израиль и больше в США не появлялся.
Ди Дженова вспомнил, что вместе с Ягуром из США срочно улетели еще трое израильтян, несмотря на заверения их МИДа, что они останутся на время расследования. «Израиль, конечно, нам наврал, — заявил бывший следователь. — Нам сказали, будто больше их шпионов нет, а все переданные им документы уничтожены». По его мнению, дело Бен-ами Кадиша «ясно указывает, что и других американцев в других военных учреждениях просили делать то же самое таким же способом», и «шпионская сеть с законспирированными ячейками в США была гораздо шире, чем мы в то время считали или знали». Возможно, что у Полларда и Кадиша был общий куратор, хотя работали они в разных штатах. Но, так или иначе, их связывало ныне не существующее «Лекем» (Leshkat Kesher Madai), что в переводе значит Бюро по научным связям. Официально это бюро подчинялось МИДу, но занималось научно-техническим шпионажем и было расформировано в 1986 году, а руководил им Рафи Эйтан, сейчас министр по делам пенсионеров, а в прошлом один из корифеев израильской разведки. В свое время Эйтан руководил операцией по поимке Адольфа Эйхмана, был начальником объединенного оперативного отдела контрразведки Шабак и разведки «Мосад».
Рафи Эйтан стоял у истоков вербовки Полларда и, очевидно, Бен-ами Кадиша, и был в курсе агентурной работы с ними. Все это время он молчал, но, став пенсионером и возглавив партию пенсионеров «Гиль», перед выборами в кнессет бывший разведчик заговорил, впервые рассказав, как было дело и кто выдал Москве агентов ЦРУ. «Готов сунуть руку в огонь и поклясться самым дорогим, что все эти обвинения — чистая ложь, — сказал Эйтан в интервью израильскому журналисту Ронену Бергману. — Из того, что Поллард передал разведке Израиля, не утекло ничего, — сказал Эйтан в интервью израильскому журналисту Ронену Бергману. — А кроме того, он никогда не давал нам сведений, которые могли бы разоблачить американских агентов в Советском Союзе или где-либо. Нас это не интересовало, и он нам такой информации не давал». По словам Рафи Эйтана, кадровый сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс, оказавшийся агентом КГБ, «просто воспользовался делом Полларда, чтобы свалить на него свою вину и избежать подозрений».
В предварительном обвинении по делу Бен-ами Кадиша говорится, что уже после того как им заинтересовалось ФБР и его вызывали на дачу показаний большому жюри, 20 марта этого года ему позвонил бывший куратор-сообщник. Он якобы попросил Кадиша в показаниях не врать, а сказать, будто он ничего не помнит.
Бен-ами Кадиш отрицает это, но его разговор, очевидно, был записан, что дает основание обвинить его во лжи.
В шпионаже на Израиль он сознался, но пояснил, что делал это не из вражды к Америке, а из преданности еврейскому государству, верному другу и надежному союзнику Соединенных Штатов. За это, утверждает Бен-ами Кадиш, он не просил и не получил у израильтян ни гроша.
Джозеф Ди Дженова сказал, что в 1980-е годы он и другие федеральные следователи были убеждены, что шпионажем в пользу Израиля занимаются множество американских евреев, которых они прозвали «Мистер Икс». По словам Ди Дженовы, у руководителей израильской разведки был выбор, и они четко знали, какую информацию получать от каждого конкретного «мистера Икс», будь то Поллард, Кадиш или кто другой. Бывший федеральный прокурор, а затем адвокат Чарльз Липер, возглавлявший команду защитников на суде Полларда, считает дело Бен-ами Кадиша, мягко говоря, удивительным. В его практике это первое дело о шпионаже, возбужденное через 25 лет после упомянутых в нем эпизодов.
Липер не совсем прав, такие случаи были, но почти всегда к бывшим, давно отошедшим от дел агентам обращались снова, но уже не их бывшие кураторы, а контрразведчики ФБР, проводя очередную операцию «под чужим флагом». Так, в частности, было с полковником Джорджем Трофимофф, который в свои 74 года был приговорен к пожизненному заключению за шпионаж в пользу СССР. Советский Союз был врагом Америки, а Израиль — другом, но Липер и Ди Дженова сходятся во мнении, что в делах о шпионаже Соединенные Штаты не различают друзей и врагов. Судьбу Джонатана Полларда решило подозрение, что полученные от него секретные сведения из Израиля попали в ЮАР, а оттуда в Москву.
Официальная реакция на дело Кадиша была вполне предсказуемой. В израильском МИДе ограничились сообщением, что им ничего не известно о связи Кадиша с Поллардом. «События, о которых идет речь, относятся к началу 1980-х годов, — заявил представитель МИДа Арье Мекель. — Без всякого сомнения, после 1985 года было сделано очень многое, чтобы соблюдать директивы премьер-министров не заниматься подобной деятельностью в США. Отношения между США и Израилем всегда основывались на подлинной дружбе, на общих ценностях и интересах». Представитель Госдепартамента Том Кэйси сказал, что «подобные действия (Израиля) не то, чего мы ожидали бы от друга и союзника». Кэйси добавил, что «двадцать с лишним лет назад во время дела Полларда мы отметили, что друзья и союзники так себя не ведут, и сегодня говорим то же самое».
Профессор Шломо Слоним, специалист по американо-израильским отношениям в Еврейском университете в Иерусалиме, сказал, что документы, которые якобы передал Бен-ами Кадиш, не были совершенно секретными, поскольку их можно было взять в библиотеке. По словам Шломо Слонима, кто-то явно пытается раздуть из мухи слона. Депутат кнессета Юваль Штейниц, в прошлом возглавлявший подкомитет по разведке, уточнил, что в случае с Кадишем речь идет не о классическом шпионаже, а скорее, о промышленной разведке. По его мнению, «здесь нет большого скандала, поскольку сбором друг у друга технологической информации занимаются многие страны, даже дружественные».
Казалось бы, чего молоть воду в ступе и тащить под суд глубокого старика за события четвертьвековой давности. Существует и, конечно, должен соблюдаться тезис о неотвратимости наказания, но Алон Пинкас, бывший израильский консул в Нью-Йорке, считает, что возня с делом Кадиша поднята только для того, чтобы на исходе президентства Буша в очередной раз отказать в помиловании Джонатану Полларду.