На долю нашего поколения выпало особое испытание — эмиграция. Это не только переселение из одной страны в другую, а перемещение из одного общества в другое, сопряженное с неизбежной ломкой системы ценностей.
Мы присматривались к новой стране и сравнивали жизнь при социализме с жизнью при капитализме, отмечая достоинства и недостатки. Конечно, каждый из нас по-своему переживал травму отъезда с насиженных мест, ностальгию о друзьях детства или потерю возможности работать по специальности. Каждый по-своему акклиматизировался к языку и обычаям Нового Света. Но далеко не каждый иммигрант осознает, что и ему, подобно многим поколениям странствующих в изгнании евреев, приходится как бы вновь пережить судьбу первого еврея Авраама. Ведь Тора — это не учебник истории. Каждый рассказ Книги Вечности — это пророческий символ явления, повторяющегося в разных формах в будущем.
«И сказал Всевышний Аврааму: «Иди из своей страны, в которой ты родился, из дома отца своего, в страну, которую я укажу тебе. И сделаю тебя и потомство твое великим народом и прославлю имя твое, и будешь ты благословен». Это первое испытание Авраама, которому довелось пережить десять великих испытаний. Но прочитайте внимательно текст Торы. Сколько отдельных препятствий найдете вы в этом испытании иммиграцией?
Непросто уйти из своей страны, к которой ты привык, знаешь язык и обычаи этих мест, где имеешь дом — крышу над головой и пр.
Еще труднее оставить страну, в которой ты родился, привязан душой к родным местам и друзьям детства…
Но труднее всего уйти из дома отца своего, где ты вырос и научился мыслить, даже если твой отец идолопоклонник…
Аврааму необходимо было уйти, и не только физически — из свой страны, но и духовно— эмоционально, и из дома отца твоего — интеллектуально, и начать новую жизнь — в поиске истины в стране, которую ему должен был указать Всевышний…
Анализируя общественное устройство поколений, мы обратили внимание на удивительные параллели. Поколение Потопа — это поколение эгоизма. Каждый думал только о себе, о своем обогащении и о своих удовольствиях. Это общество жестокой конкуренции отличалось грабежом и развратом, являясь пророческим символом крайних проявлений капитализма. В то время как общество строителей Вавилонской башни, объединившихся во имя «коллективного блага» и полагавшихся не на Всевышнего и благородство сердца, а на силу рук и хитрость ума, напоминает нам общество строителей коммунизма. И если Ной должен был суметь устоять перед соблазнами своего времени и не поддаться “тлетворному влиянию Запада”, поколению развратников и грабителей, то Аврааму предстояло иное испытание — уйти от строителей Вавилонской башни. Он действительно покинул Вавилон и направился в Израиль. Именно Авраама Тора впервые называет иври — евреем, что означает на иврите «перешедший». Впрочем, Талмуд объясняет значение этого слова и по-другому. Авраам перешел по другую сторону мира, ушел от жестокости и идолопоклонства своего поколения, открыл новую историческую плоскость, дав начало новому народу. В потомках Авраама, заложено качество первого еврея, сумевшего уйти от зла своего поколения, остаться самим собой. И евреи умеют не идти за толпой, сохранять себя как меньшинство среди враждебного большинства, несмотря на все изгнания и испытания тысячелетий…
Тора повествует о двух праведниках Ное и Аврааме. Каждому из них удалось выдержать испытание своего поколения. Но кто же был большим праведником: Ной или Авраам?
«Ной был праведником в своем поколении». Что значит в “своем поколении»? Мудрецы Талмуда спорят. Рав считает, что Тора прославляет Ноя, ведь он был праведником даже в своем поколении, грабителей и развратников Потопа. (Жил бы Авраам в то время, он, кто знает, мог бы попасть под влияние этих людей.) Шмуэль же выражает противоположное мнение. Ноя можно считать праведником лишь в своем поколении, лишь по сравнению с грабителями и развратниками его и можно назвать праведником. Жил бы Ной во времена Авраама, творившего Добро, праведность Ноя казалась бы ничтожной. Ведь о Ное сказано, что он лишь не творил Зла.
Кто же прав Рав или Шмуэль ? ОБА! Тора учит нас умению рассмотреть, анализировать проблему с разных сторон. Лишь рассмотрев две противоречившие друг другу стороны, мы проникаем в суть явления! Не случайно у нас два глаза, каждый из которых видит под разным углом зрения. Спор Рава и Шмуэля учит нас, что каждого праведника, да и каждого человека вообще, нужно рассматривать в ракурсе своего поколения, испытаний и задач своего времени. Каждый преподносит нам свой урок. Может ли человек не поддаться дурному влиянию окружения? Пример Ноя вдохновляет и обязывает: если Ной устоял, значит, если ты действительно захочешь, то и ты сможешь устоять! Может ли человек стать по настоящему благородным, добрым и гостеприимным? И пример Авраама вдохновляет и обязывает! Если Авраам смог достичь, то сможешь и ты! Ной и Авраам разные праведники. Они разные еще и потому, что жили в разных поколениях. Задача праведника не только противостоять злу, но и уметь подчинить и направить к добру духовные силы своего поколения, частью которого он является…
Перед нашим же поколением стоит двойная задача. Русскоязычным евреям пришлось пережить духовный геноцид тоталитарного социализма и оказаться в обществе капитализма. Мы жили среди строителей Вавилонской башни, а сегодня живем во времена Потопа — в мира рухнувших моральных устоев. Нам предстоит преодолеть псевдонаучный атеизм советского материализма и не менее опасный материализм общества потребления, уйти от влияний пропаганды духовной ассимиляции и, ощутив себя частью великого и древнего народа, сохранить свои духовные ценности даже в поколении Потопа. «Иди!» — обращается Тора к каждому из нас.
Художник Алекс ЛЕВИН
Субботние свечи
Пятница, 6 декабря, 4:10
Окончание субботы 7 декабря в 5:14
Отличная статья, спасибо.
«Нам предстоит преодолеть псевдонаучный атеизм советского материализма и не менее опасный материализм общества потребления, уйти от влияний пропаганды духовной ассимиляции и, ощутив себя частью великого и древнего народа, сохранить свои духовные ценности даже в поколении Потопа. «Иди!» — обращается Тора к каждому из нас».
Довольно просто уйти из страны-тюрмы и выучить новый язык свободной страны. Как говорил мой отец: «Голубь, родившийся в конюшне, никогда не назовет себя лошадью». Найти и сохранить себя — это непростая задача, ведь можно выставить еврея из Одессы, но не вытравишь Одессу из еврея. В Германии второе поколение русских немцев «сохраняет» русскую речь, причем связкой в предложении, каждым вторым словом, служит мат. Тяжело приехав из страны, где атеизм в семье не подвергался сомнению двумя поколениями, начать новую жизнь. Англичане говорят, чтобы воспитать джентельмена необходимо три поколения, т.е. ребенок должен видить пример двух предидущих поколений. Самостоятело на это способны лишь избранные — Авраам.
Геноцид против евреев в годы Красного террора и сталинского террора был не неким придуманным «духовным», а самым настоящим физическим массовым истреблением, в результате которого и удалось еще до прихода Гитлера на месте крупнейшей еврейской общины создать самый натуральный юденфрай без иудеев, без сионистов, без умеющих читать на иврите.
Попытки отрицать людоедскую сущность большевистского режима, а зачастую еще и представить его «спасителем» еврейского народа, способствует разве что прославлению этого режима и его антисемитских и прочих аморальных «ценностей».