«Наш человек» в Нью-Йорке 

Каталано открывает выставку скульптур. Фото: galeries-bartoux.com

Выставка скульптур Бруно Каталано 

18 мая 2024 г. в самом сердце Нью-Йорка, на Парк Авеню, между 34 и 38 улицами, были установлены девять бронзовых скульптурных композиций замечательного французского скульптора Bruno Catalano. Необычная и завораживающая пластика его бронзовых работ уже давно получила международное признание. Работы Каталано выставляются по всему миру, от Китая до Бельгии, Испании и Швейцарии. И вот теперь, впервые, их могут увидеть нью-йоркские любители современного искусства. По согласованию с обществом покровителей Парк-авеню («POPA»), эти выразительные композиции будут представлены здесь до мая 2025 года. После чего их можно будет приобрести, и любоваться ими уже на своём приусадебном участке. Но пока они ещё здесь – на Парк Авеню, у вас есть возможность увидеть коллекцию целиком, а у нас — подробнее рассказать о ней и её авторе.

На этой фотографии мы видим, как Каталано открывает выставку скульптур во время своего визита в Нью-Йорк. А родился он в Марокко в 1960 году, в семье, которая к тому времени уже имела опыт бесконечных переездов и скитаний, накопленный на протяжении столетий. Принято считать, что его еврейские предки были изгнаны из Испании ещё в XV столетии, а затем на протяжении нескольких поколений обитали в Италии и Сицилии, переехав в итоге в Северную Африку. Детство его было счастливым и беззаботным. Родители всячески развивали вкус Бруно. Научили его разбираться в красивых вещах, произведениях искусства, музыке и опере. Его отец, владея искусством лепки, любил изготавливать различные фигурки, что высоко ценилось в его окружении. Бруно, как и большинство мальчишек его возраста, всё свободное время проводил за играми во дворе, но оставался дома, когда отец принимался за лепку, с восхищением наблюдая за его работой. Это во многом и определило его будущий выбор профессии. Были ещё и семейные поездки в Андалузию и Италию, открытия сокровищ флорентийских и венецианских музеев, погружение в мир прекрасного. Именно тогда Бруно понял, что жизнь не ограничена повседневными проблемами и заботами, а существует нечто выше этого, способное покорить и подчинить себе. Это было искусство. Когда ему исполнилось десять лет, семья вновь покинула страну проживания и перебралась во Францию, в Марсель. Отец был профессиональным электриком и, естественно, передал сыну (третьему ребёнку в семье) все тонкости мастерства. Оттого Бруно уже со знанием дела начал работать в порту на кораблях местной судоходной компании. А вскоре, набравшись опыта, в возрасте двадцати лет перешёл в Société Nationale Maritime Corse Méditerranée (SNCM) – французскую компанию, расквартированную в Марселе и владеющую грузовым флотом и паромным сообщением, совершающую рейсы в Корсику, Сардинию, Алжир, Тунис и многие другие страны. 

https://vente.brunocatalano.com/wp-content/uploads/2022/09/bruno-catalano-bio1-200x300.jpg

Бруно Каталано. Фото: brunocatalano.com/sculpture 

Так бы он и задержался на кораблях, если бы не случай. Его приятелей увлекло ремесло изготовления кожаных масок, которые пользовались большим спросом во многих портах Европы. И он также занялся их производством. Но с 1991 года, по примеру отца, посвятил себя глине. Решив освоить этот материал, он записался на курсы в мастерскую моделирования и рисования Франсуазы Амель в Мадриде, научившись там точно отображать анатомическое строение человеческих тел и животных. Пристрастившись к чтению и активно занявшись самообразованием, он открыл для себя мир древних мифов и сказаний. В течение двух лет Бруно усердно занимался и для завершения художественного образования прошел дополнительно курс у итальянского скульптора Бруно Луккези – мастера «фигуративной» живописи и скульптуры, главным направлением творчества которого являлось изображение фигур людей или животных. В 1995 году Бруно снимает небольшую студию с рабочим столом, пуансонами и керамической печью. Здесь он начинает изготавливать фигуры людей и животных, которые группирует по различным направлениям: путешествия, танцы, страдания, а также фигуры, изображающие известных художников. Изготавливает и успешно продает свои изделия. В 2000 году переезжает в новую студию и, дополнительно обучившись литью, начинает отливать бронзовые изделия. Его работы первоначально были компактными и традиционными, но с течением времени становятся всё более объёмными и выразительными. В 2001 году, по заказу муниципалитета, к десятой годовщине со дня смерти известного певца и актёра Ива Монтана, Бруно изготавливает его бюст, как завершающий штрих оформления общественного сада. Эта работа получает официальное признание и позволяет ему стать членом Итальянской Ассоциации художников. 

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3703431/pub_61e81fa6dd88fb3f36dace15_61e81fd16a396e03febabbc5/scale_1200

Бруно Каталано за работой. Фото: dzen.ru  

В декабре 2004 года Бруно отливает скульптуру Сирано де Бержерака и обнаруживает в доставленной из литейного цеха скульптуре изъян – большое сквозное отверстие в районе живота. Он расстроен, поскольку эта работа ему удалась: выражение лица и эмоции Сирано были переданы неимоверно точно. При внимательном обследовании отверстия ему пришла в голову мысль о возможности художественно его облагородить. Дело в том, что эта скульптура уже была включена в список его работ на выставке в салоне Берси, которая открывалась через несколько дней, и отлить новую он уже не успевал. К его удивлению, этот хрупкий персонаж был куплен на выставке одним из первых. Вернувшись в Марсель, Бруно начинает размышлять об этом «несчастном случае» и его счастливом завершении. Возможно, тем самым, размышляет он, Сирано раскрыл зрителям свои внутренние раны? И тогда Бруно начинает методично разрезать своих непроданных «путешественников». И эти скульптуры пользуются огромным успехом на следующих выставках, что позволяет ему увеличить производство такого типа бронзовых фигур. В сентябре 2013 года в Марселе прошла выставка скульптур Каталано под названием «Les Voyageurs», посвященная присвоению городу статуса культурной столицы Европы. Тогда его десять скульптур в натуральную величину были выставлены в порту Марселя. Это событие стало началом триумфального шествия работ Бруно Каталано по выставкам мира.

К тому времени им была уже создана точная концепция создания и осмысления такого типа скульптур. Здесь следует заметить, что, когда мы говорим о «нашем человеке» в Нью-Йорке, мы имеем в виду не только его древние иудейские корни, но и близость ментальности героев Каталано – обитателям «Большого яблока». Начнём с традиционного анекдота: «Как показало исследование, японцы чаще всего сидят на циновках, американцы – на диванах, русские – на нарах, а евреи… на чемоданах». Это я к тому, что все герои скульптур Бруно Каталано изображены с чемоданами в руках. В крайнем случае – с дорожными сумками. Потому что они все являются людьми, покинувшими родину, и отправившимися в другие страны, в поисках лучшей судьбы. Их нельзя назвать беженцами, потому что они, чаще всего, проанализировав ситуацию, покидают страну по собственному желанию. Но и назвать их, как это принято в сообщениях прессы, «путешественниками» тоже не корректно. Скорее всего, они – «странники». Но взгляните на их лица. Вы не найдёте среди них  ни одного растерянного или подавленного, с потухшими глазами. Они все уверены в себе и стоят с высоко поднятой головой, устремлённой вверх или вперёд. Они знают, что счастье и удача непременно найдут их. Оттого они не останавливаются на достигнутом и изображены неустанно шагающими вперёд. Но у них отсутствует часть тела в верхней части туловища. Ведь когда отправляешься в путь, не всё можно захватить с собой в чемодан: их воспоминания, душа и сердечные привязанности остаются ещё там, на бывшей родине. И ещё одно: среди них нет ни одной фигуры в костюме или плаще,  все они изображены в повседневной одежде — футболках, рубашках, свитерах или куртках. В простых или джинсовых брюках и прочной рабочей обуви. Они прибыли в Нью-Йорк и разместились здесь, на Парк-Авеню, у пешеходных переходов, и жители города, проходящие мимо за 20 секунд (пока горит зелёный свет), конечно, не успевают их внимательно рассмотреть. Для этого следует «остановиться – осмотреться». Сделаем же это. 

  Скульптуры Бруно Каталано  

Ван Гог. 430 х 120 х 120 см. Оригинальная бронза на мраморном основании

Удивительные совпадения иногда происходят в жизни. 27 июля 2024 мы решили сфотографировать эти работы Каталано. И в этот же самый день, 134 года назад, в далёком французском Овер-сюр-Уазе, знаменитый художник Ван Гог был убит злополучным выстрелом. Но так достоверно выполнена его скульптура, что кажется, будто ничего этого не произошло, и вот так, переодевшись в течение столетий в джинсовые брюки и дорожные ботинки, перебросив холст через плечо и, захватив современный чемоданчик с застёжкой и надёжными замками, он шагает вдоль Нью-Йоркской авеню, высматривая место для лучшего пейзажа. Достаточно схож со своими портретами. При той же, столь знакомой нам  бороде и давно зажившим ухом. Мы рады встретиться с ним здесь, столь далеко от любимых им Франции и Нидерландов. А развороченное тело деликатно стараемся не замечать. Должен же был остаться след от того злополучного выстрела.

«J4». 304 x 120 x 120 cm. Оригинальная бронза на мраморном основании

А это Джей 4 – первое планово изготовленное монументальное произведение Бруно Каталано. Оно названо в честь набережной района Жольетт в Марселе, обожаемой скульптором. Молодое целеустремлённое лицо, бежевый свитерок и туфли, голубая рубашка и джинсы. Старый чемодан, с металлическими уголками для крепости. Он покидает кварталы любимого Марселя и направляется в порт. Далёкий, ещё неизведанный мир вскоре откроется перед ним. Он уверенно сделает свои первые шаги по незнакомому городу. И хотя справа, на фотографии, мы видим предупреждение о правилах передвижения в этих местах, но для него не существует предостережений о красном цвете или красных линиях. Он уверенно делает свои первые шаги. «Я сам приехал из Марокко и нес эти чемоданы, полные воспоминаний, которые так часто встают передо мной. Они содержат не только образы, но и переживания, и желания: моя жизнь заключается в движении, в путешествии», – так вспоминал об истоках своей жизни сам Бруно. 

L’Ettofe Des Héros. 300 x 100 x 110 cm. Оригинальная бронза

Скульптура «Полотно Героев» имеет особый статус. Эта «безликая» работа представляет две контрастные грани: с одной стороны – тему лишений в борьбе и на войне, а с другой – самоотверженность и способность совершить героический поступок. Оттого, как у истинного героя, его лицо скрыто от нас. На голову накинут своеобразный капюшон. Одежда разорвана во многих местах. Серый комбинезон. На шее шарф, а в руках лёгкая сумка. И это понятно: разве может помочь в битве или на войне длинный шлейф воспоминаний и привязанностей.

«Bleu De Chine».  300 x 110 x110 cm. Original Bronze

А здесь опять перед нами совершенно обычный по внешнему виду молодой человек. В джинсовом костюме и светлой футболке, с небольшой дорожной сумкой. Его обыкновенную фигуру даже неловко устанавливать на мраморное основание. Пришлось подкладывать обыкновенную дорожную плиту. Фактически, это послание рабочим и докерам Марселя, одним из которых был и сам Бруно Каталано. Именно так он был одет во время своей работы на океанских судах в качестве электрика. И в таком виде начинал он свой путь скульптора. Напомним вам, что в те времена скульптура находилась в состоянии кризиса. В этой ситуации, в результате одного из тех «вдохновенных моментов случайности», которыми часто отмечается история искусств, Каталано удалось обрести свою личную и беспрецедентную эстетику, отразившуюся в новом способе понимания пластического искусства. Поэтому, на первый взгляд, его работы кажутся незавершенными, поскольку в них явно отсутствуют некоторые части тела. И это их положение заставляет зрителей задаваться вопросом: как вообще эти фигуры могут устоять в пространстве? Не говоря уже о том, что в этих опасных условиях для соблюдения общей устойчивости, они ещё и изображены в движении. При этом им удаётся держать в руках несимметричный груз – достаточно большие, по внешнему виду, чемоданы или сумки.

Pierre Davidдруг Каталано, работник литейного цеха в Марселе. 

300 х 105 х 105 см. Оригинальная бронза

Здесь мы видим тоже совершенно традиционную фигуру. Каждый день мы проходим мимо таких молодых людей, не обращая на них внимания. Серая футболка, серые брюки и серая сумка. Один из тех, на ком никогда не останавливается взгляд. На самом деле, здесь в качестве модели изображён Пьер Давид, его коллега по литейному цеху, с которым скульптор сотрудничал на протяжении многих лет. Обыкновенный парень из рабочей семьи. А разве не так выглядят тысячи эмигрантов, которые ежедневно окружают нас?

«Benoit». 330 х 110 х 110 см. Оригинальная бронза

А здесь перед нами позирует миланский друг Бруно Каталано – Бенуа, сотрудник литейного завода. Скульптура изображает человека, прожившего сложную и тяжёлую жизнь, полную жизненных испытаний. В его чемодане – частица скитаний всей его жизни, горе и лишения, которые он оставил позади. И мы видим мужественного человека, который сумел их преодолеть. Волевой и энергичный, он продолжает свой путь, высоко подняв голову, в своём любимом голубом пиджаке, и серой футболке. Свидетельством тому может служить деревянный поддон, на котором он стоит. Ведь только люди, знакомые с погрузочными работами, знают, что перед нами европейская паллета, состоящая из шести досок. У американских – их семь. Значит, он прошёл и через сложный путь грузчика. Но голова поднята, шаг вперёд сделан, и это позволяет нам надеяться, что всё у него будет хорошо.

«Voyage a New Yorк». K» 315 х 100 х 100 см.

Оригинальная и зеркальная полировка бронзы

«Вояж в Нью-Йорк» – одна из самых любопытных работ в коллекции. Поначалу, нам кажется, что она изменяет традиции. Но, внимательно осмотрев её со всех сторон, мы понимаем, что здесь изображён не конкретный период времени, а момент перехода в иную реальность. На первый взгляд, если взглянуть слева – всё нормально: простая рубашка и туфли, джинсы и даже вроде бы устремлённый в будущее взгляд. При этом, традиционная, надорванная утратами грудь, и дорожная сумка воспоминаний. Смущает её небольшая величина, но…  у каждого свой клубок. А если расположиться теперь прямо перед скульптурой, то здесь уже совсем иная картина. Не зря скульптура называется «Вояж в Нью-Йорк» Т. е. это поездка не в один конец, а с возможным возвращением: завершить образование, поставить пьесу, принять кафедру, или занять долгожданную вакансию. И вот уже в скором времени всё у него получается, и его фигура постепенно бронзовеет. Оттого, взглянув на скульптуру справа, мы обнаруживаем, что лица уже фактически не видно, там теперь – сплошная маска, а по всему телу бронза очень быстро заполняет полностью всё пространство. Его уже не мучают воспоминания и старые привязанности. Ещё чуть-чуть, и он переберётся в Трайбекский особняк и на ваши звонки уже не будет поднимать трубку. Поскольку Каталано решил показать нам полную палитру эмиграции в девяти картинах, то эта скульптура обозначает, что мы должны быть готовы взглянуть и на такую её возможную грань.

«Hubert III». 312 x 80 x 100 cm. Оригинальная бронза

А вот перед нами и полная противоположность этого исхода – Юберт III. Это ещё один отчаянный парень, который решился идти до конца. Дорожный знак предупреждает и его: впереди красный цвет. Но ему уже нечего терять. Продана последняя рубашка и туфли. Он застыл в нерешительности. Теперь нужно принять правильное решение. Его тело перерезает яркая кирпичная кладка только что построенного дома. Это означает, что вокруг вырастают новые дома и кипят стройки. Возможно, на одной из них примут и его. Но именно этим его сегодняшним неустроенным и безысходным положением и объясняется некое отступление от правил. Ведь, как и всем персонажам этой выставки, ему следует сделать первый шаг. Но сил уже нет. Однако, как видите, подбородок уже слегка вздёрнут вверх, и голова приподнята. Ещё мгновение, и он сделает этот шаг. Ведь надежда умирает последней.

Pierre David

Вот мы и добрались с вами до 38 улицы, и впереди просторная Парк Авеню перегораживается белоснежным монолитом MetLife Buildung. Пора и нам проститься с этой замечательной Авеню, пересекающей Манхэттен с севера на юг.

В завершение следует обратить ваше внимание на ещё одно обстоятельство, не оговоренное Бруно ранее, но сыгравшее большую роль в эстетике его произведений. Дело в том, что, создавая свои детища в студийном помещении, скульптор не мог предположить, что в обстановке живущего своей жизнью реального города, его работы получат уникальную возможность прямого взаимодействия с окружающей средой. Словно растворяясь в окружающем пейзаже, они в изменяющейся городской застройке, и сами выглядят по-иному, вбирая в себя окружающую обстановку городских улиц, архитектурных строений, музейных комплексов, колоритных парков или бескрайнего океана. Становясь, как и мы, составной частью этого города. Взгляните на фотографию. Здесь уже трудно понять: это дерево произрастает из Давида, или он поддерживает его крону. Так, в конечном итоге, уже невозможно представить и всех нас вне этого города, как и его без нашего в нём присутствия. Так эти скульптуры становится частицей самого города, а Бруно – «своим» в Нью-Йорке. Оттого, что менталитет его восприятия жизни совпадает с духом города: что бы ни случилось – подняться, встать и продолжать идти. Всё время вперёд, высоко подняв голову. Не стесняясь, и, не забывая о своих корнях. Ведь наше прошлое навсегда останется с нами. Как теперь и работы Бруно Каталано.

Леонид РАЕВСКИЙ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *