75 лет тому назад, 14 августа 1949 г., первым полетом новая авиакомпания «Эль-Аль» доставила из Австрии в Иерусалим останки Теодора Герцля.
Фото: youtube.com
Перед смертью Герцль просил похоронить его рядом с отцом в Вене, где его останки должны находиться до того времени, пока его народ не обретет свое государство.
В 1949 году, когда независимому Израилю исполнился всего один год, останки Герцля были перезахоронены в Иерусалиме на вершине холма его имени.
Владимир Жаботинский, восемь лет не доживший до создания Страны, чьи останки по его завещанию тоже были туда перенесены, пишет в 1904 году на смерть Герцля торжественный мадригал его памяти:
“Он не угас, как древле Моисей,
на берегу Земли Обетованной,
он не довел до Родины желанной
её вдали тоскующих детей.
Он сжег себя и отдал жизнь святыне
и не забыл тебя, Иерусалим. —
но не дошёл и пал ещё в пустыне,
и в лучший день родимой Палестине
мы только прах трибуна предадим.
Пусть мы сгниём под муками ярма,
и вихрь умчит клочки священной Торы,
пусть сыновья уйдут в ночные воры
и дочери — в позорные дома.
И в мерзости наставниками людям
да станем мы в тот чёрный день и час,
когда тебя и песнь твою забудем
и посрамим погибшего за нас.
Твой голос был, как манна с облаков,
и без него томит нас скорбь и голод.
Из рук твоих упал могучий молот,
но грянем мы в сто тысяч молотков.
И стихнет скорбь от их живого гула,
и голод наш умрёт среди разгула
и пиршества работы напролом.
Мы прогрызём утёсы на дороге,
мы проползём, где нам изменят ноги,
но, chaj ha Schem! — мы песню допоём.
Спи, наш орёл, наш царственный трибун.
Настанет день — услышишь гул похода,
и скрип телег, и гром шагов народа,
и шум знамён, и звон весёлых струн.
И в этот день от Дана до Бер-Шевы
благословит спасителя народ.
И запоют свободные напевы,
и поведут в Сионе наши девы
перед твоей гробницей хоровод”.
Гора Герцля. Фото: excursarium.com
Водить хороводы пред его гробницей, — нет, не водила. Но каждый раз, поднимаясь на Гору его имени и стоя у его могильного камня, вспоминала одно и то же.
Как приехав в Париж в качестве ассимилированного либерального еврея, аккредитованного журналиста влиятельной венской газеты, он, став свидетелем зоологического антисемитизма политической и военной элиты Франции, несколько поменял свои взгляды на собственное еврейство, и на судьбу евреев Европы.
Но истинно драматический поворот во взглядах Герцля произошёл в 1894 году под влиянием дела Дрейфуса. Толпы одичавших парижан, изрыгавших на парижских улицах «Смерть евреям!» безоговорочно убедили его в том, что «еврейский вопрос» может быть решен одним единственным образом: созданием собственного независимого еврейского государства! Среди всеобщего антисемитского разгула особенно ужасающими показались Герцлю крики «Смерть Золя!». Эта коллективная ненависть, вызванная статьей Эмиля Золя в защиту Дрейфуса, вынудила его, писателя, еще недавно столь боготворимого всей нацией, бежать в Англию. Что же ожидало тех, за кого он вступился… Если это возможно в республиканской Франции, культурной столице Европы, через сто лет после Великой Французской революции, начертавшей на своих знаменах: «Свобода. Равенство. Братство», значит, это возможно везде.
Как декабристы разбудили Герцена, так и «дело Дрейфуса» заставило окончательно прозреть Теодора Герцля. Его наивная вера, что с развитием прогресса антисемитизм будет постепенно исчезать в косматых сердцах народных масс, — вера эта испарилась, как и не было.
Именно преследование Золя его озверевшими компатриотами и сыграло последнюю и решающую роль в том, чтобы Герцль стал основоположником движения сионизма, а потом организатором и участником Первого Международного и последующих Сионистских Конгрессов.
Вечный Иерусалим. Фото: travelluxtour.ru
Ну а закончилось это созданием Израиля, и перенесением на Гору Герцля его священного для евреев всего мира праха.
Всего 50 лет прошло от первой пульсации этой идеи в голове Теодора Герцля, до воссоздания в Палестине еврейского государства.
Вот так причудливо тасуется колода…
Да нет, какая там к черту колода… Понятно, что без вмешательства Того, Кто привел когда-то евреев в Землю Обетованную, этот фантастический проект никогда не мог бы осуществиться.
Но тем, кто борется с сегодняшним Израилем, в Иране ли, в Европе, в Америке, этот столь очевидный концепт недоступен. Тем хуже для них.
Из всех представителей необъятного Gentile World именно Марк Твен разобрался с этим вопросом лучше других. Не задумываясь о чудодейственных причинах бессмертия евреев, он, по меньшей мере, с воодушевлением признает поразительный конечный результат. Поэтому закончим выводом, к которому когда-то пришел Марк Твен: «Они, евреи, во все времена — в схватке, в сражении с целым миром, и в этой схватке они могут надеяться только на себя, так как никто их не поддержит. И они сражаются не на жизнь, а на смерть, и их можно простить, какие бы средства в этой борьбе они ни использовали. Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и умирали; греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие; другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они сгорали. Евреи видели их всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума.
Все в мире смертно, но не евреи».
Соня Тучинская