Элвин Брэгг. Фото: mediacratia.ru
В воскресенье я отмечал в «Русском самоваре» день рождения его гендиректора Влады фон Шац и вдруг заметил, что в конце моего стола сидит манхэттенский генпрокурор Элвин Брэгг, который за три дня до этого, наконец, выполнил данное избирателям обещание прижучить Дональда Трампа.
Брэгг не относится к числу завсегдатаев «Самовара», и мне требовалось его наверняка опознать с тем, чтобы остаток жизни хвастаться, что мы с ним кутили за одним столом (как я бахваляюсь, что однажды сидел на свадьбе в «Плазе» вместе со знаменитым адвокатом, почетным професссором Гарварда Аланом Дершовицем, который в пух и прах разносит в СМИ процесс Трампа).
Но я сидел далеко от человека, похожего на Брэгга, и не мог близко подобраться к нему для опознания. Я попросил свою соседку Зейнаб спросить у его спутницы, Брэгг ли это. С человеком, похожим на Брэгга, сидела большая чернокожая певица, которая, как мы потом узнали, раньше выступала в московских клубах. Когда Зейнаб спросила, не Брэгг ли ее кавалер, она громко расхохоталась, и мы поняли, что это не он, хотя — вылитый Брэгг.
Я не питал иллюзий насчет Брэгга с тех пор как узнал, что его предвыборную кампанию финансируег валютный спекулянт Джордж Сорос, на чьи деньги были избраны десятки прогрессивных генпрокуроров, которым мы отчасти обязаны нынешним разгулом преступности в больших городах Америки. Люди Брэгга также регулярно присылают мне его объемистые пресс-релизы, из которых видно, что я в нем не ошибся. Два слова о его достижениях.
В 2022 году (последнем, за который у нас есть полная статистика) в городе Нью-Йорке было произведено более 150 тысяч арестов. 72 тысячи из них, то есть чуть меньше половины, — за серьезные уголовные преступления категории felony, за которые грозит больше года тюрьмы. Почти 29 тысяч арестов были произведены за преступления с применением насилия. Привлечены к суду из этой армии арестантов всего 12 тысяч человек. К лишению свободы приговорены лишь 4375 из них. То есть менее 3% арестованных. Если вас избили в Нью-Йорке (я имею в виду город), но без серьезных телесных повреждений, то это не будет квалифицировано как преступление с применением насилия, и, вместо felony, вашего истязателя обвинят в misdemeanor, за которое дают не больше года. Генпрокурор Брэгг — большой любитель переквалификации felonies в misdemeanors. Исключение составил Трамп, которому Брэгг волшебным образом переделал misdemeanor в felony. Дурное дело нехитрое. В случае же уличных хулиганов, которых Брэгг, очевидно, считает социально близкими, misdemeanor часто не наказывается вообще, а дело просто закрывают. В прошлом году в Нью-Йорке было закрыто 66% дел. Десять лет назад закрыли «только» 45%. Прогресс налицо.
Как я уже говорил, дело, по которому привлек Дональда Трампа прокурор Брэгг, в манхэттенской прокуратуре прозвали «зомбическим». Все попытки вдохнуть в него жизнь долгое время были неудачны. Трампа было собирался привлечь предшественник Брэгга прокурор Сайрус Вэнс, но, в конце концов, посчитал дело бесперспективным и бросил эту затею. Дело пытались оживить и федералы, но и прокуратура Южного округа Нью-Йорка, и Центризбирком не увидели в нем судебной перспективы и махнули на него рукой.
То же самое сделал вначале и сам Брэгг, который врал левым манхэттенским избирателям, что он «сотни раз судил Трампа», и обещал им разделаться с супостатом, но при здравом размышлении тоже похерил эти планы.
Ненавистники Трампа сдаваться не собирались. Двое подчиненных Брэгга ушли в знак протеста из прокуратуры, а один из них издал книгу о деле Трампа с призывом его посадить. Хотя местные прокуроры Вашингтону не подчиняются, до Брэгга должно было дойти, что президент страны Джо Байден желает привлечь Трампа, поскольку, по словам нынешнего хозяина Белого дома, республиканец являет собой угрозу для демократии (как я уже отмечал, в устах Байдена и его соратников «демократия» означает не тип политического устройства, а Демократическую партию США).
Мысль разделаться с Трампом вынашивалась Байденом давно. Как сообщила «Нью-Йорк таймс» в апреле 2022 года, президент высказывал пожелание привлечь Трампа еще в конце 2021-го.
Трамп, на котором почти все поставили крест после того как он проиграл Байдену в 2020 году, вдруг дал понять, что будет снова баллотироваться в президенты. Нужно было принимать меры. Брэгг наконец собрался с духом и привлек Трампа в апреле прошлого года, приняв эстафету у байденовского минюста, у которого дело против Трампа долго не клеилось. Как писала «Таймс» в марте этого года, минюст поначалу пытался выявить связи Трампа и его окружения с правыми организациями, вроде «Гордых парней», которые участвовали в штурме Капитолия, но преуспел в этом не больше, чем в поисках доказательств смычки Трампа с Кремлем.
Республиканцы также видят руку байденовской администрации в том, что юрист Мэтью Коланджело, бывший третьим человеком в федеральном минюсте, вдруг перешел — со значительным понижением как в должности, так и в деньгах — в периферийную прокуратуру к Брэггу и занимался там делом Трампа.
Министр юстиции США Меррик Гарланд на днях давал показания в Конгрессе и с негодованием отрицал, что он командировал Коланджело в помощь Брэггу и его команде. «Вашингтон пост», которая давно отказалась от всех претензий на беспристрастность, посвятила целую статью поддержке заявления Гарланда и цитировала в ней известного ньюйоркского адвоката Джо Такопино, тоже категорически отрицавшего причастность минюста к нью-йоркскому делу Трампа. Автор статьи подчеркнул, что Такопино, которого я шапочно знаю, до недавнего времени работал у Трампа. Но у Трампа работал и Майкл Коэн, сделавшийся потом главным свидетелем Брэгга. Адвокаты — особый народец.
Неожиданным результатом привлечения Трампа к суду был резкий скачок его рейтинга. Главный когда-то оппонент Трампа среди республиканцев, губернатор Флориды Рон Десантис, убежден, что этот шаг генпрокурора разом вывел из игры всех конкурентов бывшего президента в рядах его партии. Но в прошлый четверг труды Брэгга увенчались осуждением Трампа, хотя я до сих пор не знаю, за что именно.
Я не юрист, но я освещал в США десятки уголовных процессов и ни разу не видел ничего подобного. Американская Конституция требует, чтобы подсудимого доходчиво и своевременно поставили в известность о том, в чем его обвиняют, чтобы он мог грамотно построить защиту. Но в трамповском обвинительном заключении главное обвинение прописано не было, и присяжным сформулировали его в самом конце процесса, когда защита уже не могла ничего толком оспорить.
Эли Хониг работает юридическим комментатором антитрампистского Си-эн-эн, но он только что напечатал в антитрампистском журнале «Нью-Йорк» разгромный отзыв о процессе Трампа, назвав обвинения против него «плохо продуманным, неоправданным мессивом». Автор винит не присяжных, которые исходили из представленных им аргументов, но прокуратуру и судью. Прокуратуру — в том, что она притянула обвинения за уши, а судью — в том, что он позволил ей это сделать.
Судья Хуан Мерчан, не входящий в число 24 кадровых судей Верховного суда Нью-Йорка, а носящий титул ВРИО, известен тем, что председательствовал до этого на процессах «Организации Трампа», ее главбуха Аллена Вайселберга и бывшего трамповского советника Стива Бэннона, то есть специализируется на посадке трампистов, которых он не любит.
Если бы любил, то Мерчан не пожертвовал бы в 2020 году деньги штабу Байдена и организации под названием «Остановить республиканцев!» и не написал бы в сопроводиловке, что его подаяние предназначено для «противостояния Республиканской партии и радикальному правому наследию Дональда Трампа». Судьям такие вещи возбраняются, но нью-йоркская юрколлегия простила Мерчану это пожертвование, поскольку он отслюнявил демократам всего 35 долларов.
Мерчан отказался самоустраниться от дела Трампа. Защита жаловалась, что судья безбожно подыгрывал обвинению и, например, наложил такие ограничения на свидетеля защиты, который в прошлом возглавлял Центризбирком США и готов был дать показания в пользу Трампа, что адвокаты раздумали того выставлять.
Дочь судьи заведует компанией, которая собирает десятки миллионов долларов для Демпартии, то есть материально заинтересована в исходе суда над Трампом. Судья запретил Трампу критиковать ее и сотрудников суда. Трамп нарушил запрет и был оштрафован на 9 тысяч долларов.
Предсказывают, что защита Трампа выиграет апелляцию. Если да, то это произойдет после выборов, когда уже ничего не изменит. Но пока рейтинг Трампа в порядке, он по-прежнему впереди и привлек на свою сторону знаменитого рэпера «50 центов», покоренного его судимостью. Правда, у Трампа собираются изъять табельный пистолет «Глок».
Вынесение приговора назначено на 11 июля.