Эзра Мор
Популярный израильский русскоязычный блогер Эзра Мор ведет свой канал на YouTube и в других соцсетях. Сегодня мы обсуждаем вечные и вечно актуальные темы: можно ли бороться с антисемитизмом? Что такое «ловушка джокера»? И почему националисты завидуют евреям.
— Эзра, расскажите, пожалуйста, что происходит сегодня на фронтах информационного пространства, о чем ваши последние видео?
— У меня все видеозаписи делятся на несколько категорий. Видео, посвященные истории Государства Израиль. Есть видео ситуативные, т. е. посвященные текущим новостям. И есть видео, посвященные каким-то определенным событиям, как правило, это «ответ антисемиту». Сейчас, к сожалению, у меня последние видео ситуативные, посвященные нынешним новостям, потому что у нас новостей, ну очень много. У нас была новость о том, что «Организация Озабоченных Нацистов» признала Палестину государством — полноправным членом ООН. Ничего страшного в этом нет, говорю как спойлер. Потом у нас было видео, посвященное Йом Ацмаут, Дню независимости Израиля, 76-му дню рождения страны. Такой напряженный для страны момент! И хочется подчеркнуть, что наша страна сейчас сильна так, как никогда прежде. И, конечно, последнее видео, самое веселое — это Евровидение. Люди смотрят Евровидение, и поэтому говорить нужно о нем. То, что наша девочка Эден Голан заняла по голосам всего мира первое место, в то время как антисемиты с пеной у рта орали, что весь мир против Израиля… Это такой щелчок по носу.
— Ненависть к Израилю возрастает, ненависть к евреям в Америке вообще беспрецедентна. Приближается праздник дарования Торы на горе Синай… Мудрецы трактуют слово «Синай» как намек на слово «Сина» — ненависть на иврите. И говорят, что из-за того, что евреи приняли Тору, из-за того, что они являются носителями света, силы ненависти и тьмы ненавидят евреев. Насколько уникальное это явление — антисемитизм? Представьте, какой-то антисемит сказал бы вам: евреи — избранный народ, вот в чем причина, почему мы их ненавидим. Они расисты, они ставят себя выше других. Что бы вы ответили?
— Я это слышал много раз и отвечал на это столько же. Когда мне говорят, что евреи считают себя богоизбранным народом и поэтому ставят себя выше других, мы обращаемся к святым текстам, в которых написано, что евреи избраны Б-гом. И там есть продолжение: «…для того, чтобы ему служить».
Есть фольклорные шутки на эту тему, мол, «Б-же, пожалуйста, избери других». Мне сейчас вспомнилась история, рассказанная моим замечательным товарищем, равом Леви Шпендиком.
Это были неспокойные времена в России. Раввин Шпендик вышел из синагоги. Из-за угла ему навстречу вырулил такой совершенно стереотипный — бритый, в берцах, в кожаной куртке, с татуировками свастики молодой человек. Подошел к нему и спрашивает: ты раввин? Ты еврей? Леви отвечает: еврей. — А что ты в России делаешь? Раввин: я делаю все возможное для того, чтобы все евреи уехали в Израиль. Было некоторое замешательство в глазах этого бритоголового… После чего он положил руку на плечо раввина, сказал: «Б-г тебе в помощь, раввин». И ушел.
Нас это учит тому, что антисемитизм, по крайней мере, та его форма, о которой вы говорите, зачастую вызван не абсолютной ненавистью. Зачастую антисемитизм, с которым мы сталкиваемся, — это результат невежества.
Безусловно, есть и другая форма антисемитизма — абсолютно животный, природный, на уровне инстинкта. Разговоры с этими людьми бесполезны. Я всегда подчеркиваю, что это не наша целевая аудитория. Мы не будем с ними говорить, мы не будем с ними спорить. Не потому, что мы боимся проиграть спор, нет, потому что это изначально бесполезно. Это люди, которые ненавидят саму концепцию еврейства, всего, что с нами связано. Да, такие тоже есть, но их меньшинство. Я буду на этом настаивать: таких людей меньшинство.
— Очень хорошо, что вы верите, что большинство человечества исправимо, что есть что-то хорошее в людях, и они могут измениться. Наверное, в этом и миссия, в конце концов, нашего народа, который должен нести свет. Сказано у пророков, что мы, евреи, должны быть светочем для народов; мы не замыкаемся в себе.
Лев Кацин и Эзра Мор
— Тут есть еще другой момент, что добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем просто добрым словом. Про это тоже не стоит забывать, и я абсолютно согласен с таким утверждением. В этом случае аргументы становятся намного весомее. А в нашем случае, в случае еврейского народа, как правильно сказали в начале войны, когда начался вал антисемитский риторики: самое главное преступление евреев заключается в том, что к ним пришли, а евреи, вместо того, чтобы построиться в шеренгу и дать себя убить, зачем-то начали давать сдачу. Вот это самое большое преступление нашего народа.
К сожалению, за те две тысячи лет, что мы были лишены нашей страны, народы мира привыкли к такому положению дел — что можно во всем обвинять евреев, безнаказанно устраивать гонения на них. Мы же стали тем самым «добром с кулаками»: у нас есть своя страна, мы можем защищаться, но к этому не все оказались готовы.
— Идея пресловутой «еврейской избранности» — это антисемитское невежество, да. Мы действительно избранные, но не чтобы «сверху вниз» с неуважением смотреть на другие народы, а избранные для служения Всевышнему. И это, прежде всего, ответственность и обязанность. А когда вам говорят «служить Всевышнему», что вы понимаете под этим?
— Это так называемая «ловушка Джокера». На термине богоизбранности активно спекулируют антисемиты. Сам термин берется из Святого писания, из Торы. Но когда ты начинаешь объяснять антисемиту, в чем заключается эта концепция богоизбранности, очень часто ты натыкаешься на стену непонимания, просто потому, что «а почему ты апеллируешь к каким-то там древним книгам, мы сейчас живем?»… Ты не можешь апеллировать к святым писаниям, потому что большинство из антисемитов агностики, атеисты, неверующие, для них Тора — не база для аргументации. И вот это — ловушка Джокера, из нее надо научиться выходить. Здесь задача — объяснить человеку, что тот термин, которым он оперирует, взят оттуда же. Если ты не признаешь Тору, что она является доказательной базой, то будь добр, не оперируй терминами из нее. А если ты оперируешь терминами из нее, то, будь добр, воспринимай ее целиком. А если целиком, то вот тебе доказательство в Торе, что еврейский народ избран, чтобы служить, и не более того.
— В чем служба заключается? Мы что, священники, смотрим сверху вниз?
— Ни в коем случае. Как говорил другой мой знакомый раввин, тоже в Москве, — дано нам 614 заповедей. Тут должен быть вопрос, какая 614-я, да? 614-я заповедь — «Не попадайся».
— Один ребе говорил, что есть нулевая заповедь. У нас их 613, но ребе Солантер говорил, есть еще одна, нулевая: не будь дураком.
— Тоже хороший вариант. Так вот, мы можем апеллировать к 613 заповедям, что выполнение этих заповедей и есть служение Всевышнему. Мы можем апеллировать к основам веры, — верить, что Машиах «задерживается», но обязательно придет, я дождусь его. Есть масса данных, к которым можно апеллировать, говоря о роли еврейского народа как богоизбранного с целью служить. В конце концов, все это можно свести к тиккун олам, исправлению мира. Это тоже служение Всевышнему! И это то служение, которое сейчас доступно нам в любом смысле. У нас нет храма, следовательно, у нас нет большей части заповедей. Евреи разбросаны по миру. Как говорил рав Давид Ешуваев: «Если ты сажаешь дерево в США, ты молодец. Если ты сажаешь дерево в пустыне, где нет жизни, ты очень большой молодец. Но только, если ты сажаешь дерево в Эрец-Исраэль, ты выполняешь заповедь». Это тоже служение Всевышнему. Не все евреи живут в Эрец-Исраэль, для них эти заповеди тоже недоступны. Но тиккун олам, исправление мира, это доступно любому еврею, где бы он ни находился, и это служение зависит только от него, от того, насколько он способен это осуществить в своей жизни.
Недавно я был в Хайфе и видел русскоязычных молодых евреев,
вызвавших мое личное восхищение: британские панки конца 90-х годов, — с ирокезами (характерными прическами), в кожаных куртках, с цепями, будто персонажи какого-то фильма 80-х — 90-х. Я уверен, что такие люди тоже способны исполнять заповедь тиккун олам, способны исправлять мир к лучшему.
— Когда я приехал в Израиль, в русскязычной иешиве мы обсуждали какое-то место в Талмуде. Я предложил свое объяснение. И мой учитель рав Бельский говорит: «Это интересно». Я удивился: выходит, каждый может предложить свое объяснение. Как же определить истинность интерпретации? Ведь многие места в Торе и Талмуде можно объяснять по-разному. Он говорит: «Я получил от своего учителя следующие соображения». Сказал рабби Акива: возлюби ближнего своего, как самого себя. Это великое правило Торы. Великое не в том смысле, что эта заповедь самая главная, а все остальные — второстепенные, нет. Сокровенной сутью всех заповедей, каждого обычая еврейского, каждого слова и каждой буквы Торы является любовь к людям. Если ты что-то учишь о шаббате, о кашруте, о Храме и пытаешься дойти до сути, спроси себя, прежде чем закрыть Книгу: эта мысль вызывает в тебе любовь к людям? Если нет — ты до сути не дошел. Потому что сутью всего является, как сказал рабби Акива, возлюби ближнего, как самого себя.
Хочу вспомнить Алтер ребе, основателя хасидизма, Хабада, который говорил: нам следует помнить, что Всевышний любит людей. Если вы отец, говорил он, что для вас важнее, чтобы любили вас или ваших детей? Конечно, детей. Точно так же Всевышнему важно, чтобы вы любили людей. Любовь к людям является сутью всей Торы, инструментом против ненависти, и поэтому свет любви, которым еврей должен делиться, это и есть исправление мира, о котором вы говорите.
Каждое ваше слово, Эзра, это свет, это любовь к нашему народу, которую вы ощущаете в своем сердце и которой вы делитесь. И она как раз искореняет то зло и ту ненависть, которая угрожает нам сегодня.
— И здесь напрашивается дополнение, что «подставить другую щеку» — это не наш метод.
— Конечно, это не наш метод абсолютно. Как ни парадоксально, но ведь от любви до ненависти всего один шаг…
— Уверен, что и обратное утверждение тоже верно, просто оно реже встречается.
— Я имею в виду: от любви до ненависти один шаг в том смысле, что, несмотря на боль и разочарование, которое мы испытываем, когда видим антисемитов, остается факт: все-таки они думают о нас, мы им небезразличны, мы вызываем в них раздражение. Они с нами борются, они выходят на демонстрации протеста. Ничто не бесит и не раздражает их так, как евреи и Израиль. О чем это говорит? Мудрецы считают, что источником антисемитизма, духовным примером является ненависть Исава к своему брату Иакову, его беспричинная ненависть. Мудрецы задаются вопросом: почему? В самом Исаве было много хорошего, просто каждый делает свой выбор: идти в сторону добра или зла. Чтобы идти в сторону зла, нужно подавить внутри себя добро. Исав видит праведника в себе и пытается подавить его, проецируя ненависть с праведника в себе на праведника Иакова. И это заставляет его все время быть в конфликте с самим собой.
Тот же рабби Акива, который пришел к еврейству, говорит: когда я был молодым, когда я видел мудреца Торы, он вызывал во мне ненависть. А потом он сам становится величайшим мудрецом Торы всех времен. Возможно, антисемитизм, который мы видим, настолько рационален, настолько безграничен по своей силе, что напоминает нам: придет время, и народы перекуют мечи на орала. Но для того, чтобы это произошло, ненависть нужно превратить в любовь…
— Что вы думаете о национализме?
— Национализм может быть чувством собственного достоинства и уважения к себе и к своей традиции, и это может быть очень важным и необходимым для человека инструментом — в хорошем смысле. Конечно, я не говорю о нацизме, когда «все остальные плохие, только я «белый»…
— За время моей деятельности мне писало очень много разных людей — разного возраста, разного социального положения, из разных стран, разных политических взглядов. В том числе со мной связывались множество националистов из стран бывшего СССР — Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, из Великобритании мне писали, из Канады, из Германии… Каких-то 80 лет назад национализм в этих странах был очень антисемитским, потому что во всех этих странах жили евреи и, как водится, были во всем виноваты. Но за последние 76 лет те самые ненавистные им евреи реализовали на Ближнем Востоке мечту этих националистов, построив полноценное национальное государство. И сейчас, спустя почти 80 лет националисты всего мира, здоровые националисты, которые борются за свою идею, за свою страну, смотрят на евреев уже не с ненавистью, а как на самый лучший, если не единственный пример для подражания. И говорят: смотрите, евреи смогли! Мы 100 лет назад их убивали в Польше, мы устраивали погромы, а евреи через 100 лет смогли сделать то, о чем мы мечтали все это время. Мне кажется, это то, о чем вы говорите.
— Это глубокая мысль, которая заставляет меня задать вопрос: а что значит Святой на иврите? На иврите мы скажем слово «кадош». Кадош, мы кудаш! Святость еврейского народа заключается в том, что у нас есть уникальная миссия — вдохновлять каждого человека на поиски своей национальной идеи, которая не противоречит идее другого народа. Наоборот! Это как оркестр: у каждого народа — свой музыкальный инструмент, у каждого народа своя Святая земля, каждый человек по-своему свят. В этом и заключается миссия еврейского народа, которую по-своему сформулировал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла», которую писал в Освенциме: чтобы спасти от самоубийства и помочь в ужасных условиях концлагеря преодолевать самые невероятные сложные ситуации, нужно найти для себя ответ, во имя чего я живу. С узниками, готовыми броситься на колючую проволоку и погибнуть, Франкл проводил психотерапию. В своей книге он пишет: «Я нашел для себя свою миссию — помогать другим людям открывать свою миссию в жизни».
— Помочь открывать свет внутри себя и им делиться — это половина дела. Тут нужна еще вторая половина: чтобы люди были готовы открывать этот свет в себе и им делиться. Как показывает мой опыт, не все готовы это делать. И тут вопрос не в том, что мы плохо стараемся. А вопрос в том, что не все готовы это делать. Может быть, не у всех внутри есть этот свет.
— Это тоже естественный философский вопрос, потому что, конечно же, есть зло, которое неистребимо в человеке. У нас есть примеры — Амалек, или Гитлер, или фашизм, с которым нужно было воевать с оружием в руках. Конечно же, есть вещи, которые мы должны искоренять внутри себя. Но, тем не менее, если мы вспомним, например, разрушение Храма, то мудрецы ведь не сказали, что Храм был разрушен из-за ненависти римлян к нам. А из-за чего был разрушен Храм?
— Из-за раздора между евреями.
— Из-за беспричинной ненависти между евреями. Мир вокруг нас — это зеркало, в котором мы видим самих себя. Если человек исправляет себя, он этим вдохновляет окружающих: исправляйте себя тоже.
Естественно, что все не только в наших руках. Но это наш путь исправления.
Был такой Ребе из Коцка, который говорил: «Когда я был молодым, я хотел исправить весь мир. Повзрослев, я уже говорил: дай Б-г мне исправить свою синагогу, свою общину. К старости я говорю себе: дай Б-г мне исправить самого себя». Но парадокс в том, что к старости Ребе понял, что, исправляя себя, ты исправляешь свою семью, свою общину, свой народ и весь мир.
Беседовал Лев Кацин