Джо Байден сообщил, что Израиль смог сбить почти все запущенные беспилотники и ракеты. Фото: U.S. Department of Defense
Воскресное нападение Ирана на Израиль можно считать и называть чем угодно, только не вероломством или неожиданностью.
Своей святой веры в уничтожение еврейского государства иранские аятоллы не скрывают 45 лет, когда они свергли шахиншаха Пехлеви и заменили монархию республикой, а просвещенный исламизм — его средневековым вариантом нетерпимости к неверным. Такой же неожиданностью и вероломством, кстати, нельзя считать нападение России на Украину два с лишним года назад, после того как она на глазах всего мира наращивала силы на границе, а вторжение прогнозировалось западными разведками с точностью до суток, если не часов. Почти полвека Иран не скрывал отрицания еврейского государства и, как мог, подпитывал нападения на Израиль своих террористов -«прокси», что было не просто известно, а стало принятой, хотя и не одобренной ООН очевидностью. Израиль там невзлюбили за то, что он мал да удал, а Ирана боялись за возможность дестабилизировать Ближний Восток, если не весь мир, ценами на нефть.
7 октября прошлого года одна из иранских «прокси», террористская банда ХАМАСа, атаковала Израиль из палестинкой полосы Газы и умертвила 1200 евреев самыми варварскими способами. В ответ Израиль объявил ХАМАСу войну и с тех пор обычным для современной войны способом умертвил больше 30 тысяч палестинцев, среди которых оказались не только хамасовцы. Проиранские группировки исламистов — хизбаллисты в Ливане и хуситы в Йемене докучали Израилю ракетами по его территории и пиратством в Красном море, а ООН негодовала по поводу излишней жестокости израильской армии в полосе Газы. К этой критике присоединилась наша страна, самый верный союзник Израиля, и 25 марта впервые воздержалась от своего права вето в Совете Безопасности ООН при голосовании по антиизраильским резолюциям. Мир рукоплескал миротворцам, Вашингтон умиротворял Иерусалим, а Тегеран продолжал свое неправое правоверное дело. В ответ 1 апреля израильские истребители F-35 американского производства нанесли прицельный и точный ракетный удар по зданию генконсульства Ирана в сирийской столице Дамаск. При атаке прилегающее к посольству здание консульства было полностью уничтожено, на что израильские военные большие мастера, и были убиты находившиеся там шесть сирийцев и семь иранских военных советников — пять офицеров и два генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР), одним из которых был командующий КСИР генерал Мохаммад Реза Захеди. Представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил, что «мы очень обеспокоены этими сообщениями», но «ожидаем получения большей информации». Глава иранского МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян назвал это «нарушением всех возможных международных конвенций», а представитель МИДа заявил, что Тегеран «оставляет за собой право предпринять ответные действия на нападение”.
Эти действия широко пропагандировались, а у военных получили кодовое название «Операция ‘Честное обещание’», которая и началась ночью с субботы на воскресенье. Впервые Иран напал на Израиль открыто и со своей территории. Поддерживаемая Ираном группировка «Хизбалла» заявила, что выпустила два залпа ракет по израильской военной базе на Голанских высотах По данным израильской армии, а позже газеты The New York Times, по территории Израиля из Ирана, Ирака, Сирии и Йемена были запущены больше 185 беспилотников, 36 крылатых и 110 баллистических ракет, которые были сбиты системами ПВО и самолетами Израиля, США, Франции, Великобритании и Иордании. По данным телеканала CNN с ссылкой на источник в Пентагоне, силами ПВО США в регионе было уничтожено больше 70 ударных беспилотников и минимум три баллистические ракеты. Ракеты были поражены нашими эсминцами, патрулирующими восточное Средиземноморье. Над Ираком и Сирией, но не над Израилем, были задействованы британские истребители Typhoon, и позже премьер-министр Великобритании Риши Сунак подтвердил, что британские самолеты сбили несколько иранских ударных беспилотников и что «Королевские ВВС направили в регион дополнительные самолеты». В патрулировании приняли участие французские истребители Mirage. Иордания также перехватила несколько объектов в своем воздушном пространстве
По словам представителя Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) контр-адмирала Даниэля Хагари, около 99% иранских ракет и дронов были перехвачены либо за пределами воздушного пространства Израиля, либо над самой страной. Несколько баллистических ракет все же прорвались и поразили израильскую территорию. Одна из них, по словам Хагари, «слегка задела» базу ВВС Неватим в пустыне Негев на юге Израиля, но база «продолжает функционировать». Уточняется, что там обломками противоракеты была ранена девочка-бедуинка, а клиника в городе Беэр-Шева сообщила, что к ним поступили еще 11 человек, в том числе восемь с легкими осколочными ранениями. Даниэль Хагари подтвердил, что от ночной атаки Ирана в Израиле пострадали 12 человек. Президент Израиля Ицхак Герцог выступил со словами благословения в адрес армии и подчеркнул, что объединившиеся «силы добра» одолеют «силы зла».
Иран атаковал Израиль. Фото: rbc.ua
Утром в воскресенье начальник штаба иранских вооруженных сил Мохаммад Багери в интервью государственному телевидению заявил, что «Операция ‘Честное обещание‘» длилась 5 часов, была успешно завершена, и Иран «достиг своей цели и не намерен продолжать операцию». Но ответ на возможный контрудар будет «намного масштабнее». Президент Ирана Эбрахим Раиси, имея в виду налет на иранское консульство в Дамаске, предупредил, что любые новые атаки вызовут значительно более жесткий ответ со стороны Ирана. Глава иранского МИДа Хоссейн Амир Абдоллахиан сообщил, что «примерно за 72 часа до начала операции мы проинформировали наших друзей и соседей в регионе о том, что ответные меры Ирана против Израиля являются решенными, законными и бесповоротными», и что на встрече с послами иностранных государств он просил передать США, что удары Ирана по Израилю будут ограниченными и нанесенными в целях самообороны. Президент Украины Владимир Зеленский отметил, что действия Ирана так же, как и действия России в Украине представляют угрозу региону и всему миру и призвал ответить на «очевидное сотрудничество двух режимов в распространении террора».
Наш министр обороны Ллойд Остин на сайте Пентагона заявил, что «мы призываем Иран немедленно прекратить любые дальнейшие нападения. Мы не стремимся к конфликту с Ираном, но будем действовать без колебаний, чтобы защитить наши силы и поддержать оборону Израиля». Остин добавил, что американские силы готовы защищать свои войска и партнеров в регионе, а также оказывать дальнейшую поддержку Израилю и укреплять региональную стабильность.
Сообщение о начале «Операция ‘Честное обещание‘» застало президента Байдена в его самолете по пути на пляж в Делавэре, где у него дача. И наш президент собирался провести уикенд на пляже. Байдену пришлось вернуться в Белый дом, и вскоре он провел 25-минутную телефонную беседу с израильским премьером Биньямином Нетаниягу, которого последнее время учит жить в мире с исламистами вообще, а с палестинцами в частности, при этом заверяя Израиль в надежности США как союзника. Беседа состоялась после того как Нетаниягу провел заседание своего военного кабинета, а затем, тоже по телефону, пообщались министры обороны Ллойд Остин и Йоав Галант. Израильтянин сообщил американцу про оборонные действия своей страны, подчеркнул, что Израиль «готов к любым дальнейшим атакам», а Остин якобы попросил Галанта заранее уведомить США об ответных действиях Израиля. Затем Байден провел совещание своего Совета по национальной безопасности, где, судя по фото, приметно отсутствовала вице-президент Камала Харрис. А уже потом состоялся почти получасовой разговор нашего президента с израильским премьером, позже изложенный на сайте Белого дома, а до этого в программе канала CNN с обычной ссылкой на авторитетный источник в администрации.
Байден сообщил Нетаниягу, что субботнее нападения Ирана можно считать не победой, а поражением, так как практически все иранские дроны и ракеты были уничтожены, и ничего «ценного» в Израиле не пострадало, зато противовоздушная оборона оказалась на высоте. При этом Байден попросил учесть, что Соединённые Штаты не собираются участвовать в любых военных действиях Израиля против Исламской Республики Иран и не нападать в ответ. Байден утешил Нетаниягу тем, что в воскресенье он примет участие в видеоконференции лидеров стран «Большой семерки», которую срочно созвала Италия, председатель G7 этого года, чтобы обсудить обостряющуюся ситуацию между Ираном и Израилем. «Хотя сегодня мы не видели нападений на наших военных или наши объекты, — сказал Джо Байден, — мы не ослабим бдительность по отношению ко всем угрозам и без колебаний примем все необходимые меры защиты нашего народа». От этих слов старшего брата в борьбе за торжество демократии и мира во всем мире премьер Израиля, страны, которая борется за каждый день своего существования, не мог не вздохнуть с облегчением.
В субботу вечером на канале CNN в программе голубя Вулфа Блитцера появился седоусый ястреб Джон Болтон, замминистра юстиции при Рейгане, посол в ООН при Буше-младшем и советник по национальной безопасности при Трампе. Пассивность Израиля после нападения Ирана он назвал большой ошибкой, так как сейчас «не время заумных игр, посланий и сигналов, а вопрос силы, и если они ударят из другого места, да еще с ядерными боеголовками, Израилю может не повезти, как сейчас». В прошлом Болтон выступал за предупредительный удар по Северной Корее и за войну с Ираном, а в 2022 году иранец Шахрам Пурсахи, член КСИР (Корпуса стражей исламской революции) был арестован за подготовку убийства Болтона в отместку за ликвидацию обертеррориста, генерала Касема Сулеймани, в 2020 году. Тогда Болтону дали охрану Секретной службы по приказу президента. «Думаю, что на сегодня у нас достаточно опыта ошибок разведки, — сказал он в субботу Джону Блитцеру, — чтобы не быть такими уверенными, не знать, какая часть иранской программы обогащения урана проводится под горой Северной Кореи. Если Тегеран даст знать Пхеньяну, у северных корейцев будет время погрузить в самолет и отправить в Тегеран пару боеголовок. Но если лишить их такой ядерной возможности, это было бы сильным ударом по режиму, возможно, достаточным, чтобы свергнуть его». Жаль, что русские слова «Иран» и «уран» по-английски не рифмуются, а то славный вышел бы каламбур.