Фото: queenbvintagestudios.wordpress.com
Из всех признанных американских фотографов, пожалуй, только Слиму Ааронсу удалось так всеобъемлюще и с такой непосредственностью запечатлеть жизнь аристократической американской элиты 1950— 80-х годов.
Удивительна судьба бедного еврейского юноши, прошедшего через все тяготы Второй мировой войны и посвятившего своё творчество показу светской жизни высшего общества. Он предпочёл уйти от всего пережитого: «Я был по горло сыт фотографированием человеческих страданий, отчаяния и решил идти дальше по солнечной стороне жизни». Оставаясь сторонним наблюдателем происходящего, Ааронс был всегда требовательны режиссёром каждой снимаемой сцены.
Джордж Аллен Ааронс, известный как «Слим» (утонченный, стройный), родился в еврейской иммигрантской семье, жившей в многоквартирном доме в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена. Он никогда не упоминал своё настоящее имя, его знали лишь по прозвищу, полученному в юности из-за высокого роста (1,95 м). Слим плохо знал своих родителей. Его мать, Стелла Карвецкая, болевшая психическим расстройством, находилась в психитрическом госпитале, а отец, Чарли Ааронс (урождённый Зусман Аронович), отправил сына на воспитание к родственникам в Нью-Хэмпшир и не поддерживал с ним отношения.
Фото: queenbvintagestudios.files.wordpress.com
В 18 лет, спасаясь от нищеты и безрадостной жизни, Ааронс добровольно вступает в армию США. В военной академии Вест-Пойнт он попадает в фотолабораторию. Сначала Слим занимается составлением растворов, обработкой фотоматериалов, а вскоре начинает фотографировать.
В 1942 году Ааронс знакомится с голливудским режиссёром Фрэнком Капрой, снимавшим военную хронику. Капра в это время подбирал фотографов для еженедельного журнала Yank (военный журнал, издававшийся в годы Второй мировой войны). По рекомендации Капры Ааронс становится штатным фотографом журнала. Это стало для него судьбоносным событием.
Ааронс делал репортажи о сражениях в Северной Африке, на Ближнем Востоке, снимал длительную осаду Тобрука (Ливия), а также в Европе, запечатлел освобождение Рима. В бою за Анцио (примерно 50 км южнее Рима) во время взрыва немцами причала на пляже Ааронс был ранен в голову и награждён медалью «Пурпурное сердце». Освобождение Парижа (1944) он отпраздновал вместе с фотографом Робертом Капой, писателем Уильямом Сарояном и корреспондентом журнала «Time and Life» Мэри Уэлш (будущая жена Хемингуэя).
Фото: queenbvintagestudios.files.wordpress.com
С завершением войны Слим Ааронс возвращается в Америку и сразу же отправляется в Голливуд, надеясь на встречу и протекцию Кларка Гейбла и других знакомых актёров военных лет. Всё увиденное и пережитое в годы войны настолько потрясло Ааронса, что он решил впредь снимать только проявления примечательности, красоты жизни.
Память о военном времени не покидала Ааронса всю жизнь. Когда в 1950 году ему предложили сделать фоторепортаж о высадке американского десанта в Корее, он категорически отказался, заявив: «Война научила меня, что единственный пляж, на который стоит высадиться, это тот, что украшен красивыми девушками, загорающими под солнцем».
В 1951 году редактор журнала «Holiday Magazine» Фрэнк Закари разработал новый стиль представления иллюстративного материала в журнале, назвав его «Экологическая фотография». Согласно этой концепции, на фотографии не должно быть крупных планов, персонажи кадра показываются в своей повседневной обстановке (комнаты, сад, бассейн, домашние животные…). Закари образовал штат фотографов в составе Анри Картье-Брессона, Арнольда Ньюмена, Тома Холлимена и Слима Ааронса.
Ааронс изначально отказывается от чёрно-белой фотографии. Он начинает снимать в цвете, который ассоциировался у него с радостью жизни, благополучием, культом роскоши. Его кредо было: «снимать привлекательных людей, делающих привлекательные вещи в привлекательных местах».
Фото: assets.photar.ru
Когда в 1950-е годы Слим Ааронс начал фотографировать в цвете, тогда его использовали лишь в рекламе. Цвет придавал изображению яркость, броскость. Порой многие особенно ранние фотографии Ааронса выглядят рекламно. Только название фотографии определяет, что на снимке показан не анонимный натурщик, рекламирующий, например, надувные матрасы, а киоактёр Питерс Селлерс нежится в Палм-Бич.
Слим Ааронс на протяжении 1950-х — 80-х годов документировал яркую жизнь «избранных» — известных актёров, богатейших людей мира, аристократов. У него было идеализированное желание показать в каждой сцене праздник жизни в естественной среде.
Его многолетний ассистент Лора Хоук в своей книге о Слиме Ааронсе отмечает его главное правило: «никаких украшательств, нарочитых нарядов и макияжа». «Я не занимаюсь модой. Я фотографирую людей в их собственной одежде, и это становится модой», — раз за разом твердил фотограф. Было три предмета одежды, которые он категорически отказывался видеть в кадре: джинсы, футболки и кроссовки. Если что-то из этого стоп-листа, он сразу же просил переодеться.
Фото: assets.photar.ru
В своих работах Ааронс был невероятно дотошен. Переставлял мебель, менял цветы, антураж, целые комнаты бывали перевёрнуты вверх дном, пока перед его взглядом не возникала та самая «ideality». Многие после его авторского урагана, внимательнее осмотревшись вокруг, восклицали: «Слим, мне нравится как это выглядит, думаю оставить всё так!» Безупречность дизайнерского таланта Ааронса признавал Альфред Хичкок, снявший в своём фильме «Окно во двор» (1954) главного героя — фотографа в интерьере квартиры подобной обстановке квартиры Ааронса.
О том, как фотографировал Ааронс, о его стиле съёмки стало известно из рассказа Лоры Хоук. «Его достаточно простой метод работы заключался в том, что он носил металлический чемодан с одной камерой, сначала Leica, позже Nikon, парой объективов и измерителем освещённости. Он прибывал в новый отель, отдыхал несколько часов и отправлялся «обозревать окрестности». Слим никогда не вынимал фотоаппарат из футляра раньше третьего дня работы. Первым делом определялся с обстановкой: изысканная гостиная, залитый солнцем сад, бассейн. Следующим этапом были одежда и внешний вид героев съёмки. Чаще всего он снимал позируемых в той одежде, которую они обычно носили. Следует подчеркнуть — все его съёмки он стилизовал сам!».
На фотографиях Ааронс не стремился делать акцент на роскошь, ему хотелось показать людей, наслаждающихся жизнью, получающих от жизни удовольствие. Такой стала самая известная и часто публикуемая фотография Ааронса «Короли Голливуда» (1951), на которой представлены элегантно одетые актёры Кларк Гейбл, Ван Хефлин, Гэри Купер и Джимми Стюарт, отмечающие Новый Год в ресторане «Романов» в Беверли Хиллс.
На протяжении нескольких десятилетий Ааронс фотографировал жизнь самых модных и влиятельных отдыхающих на курортах Европы и Америки: от Капри, где в разное время бывали Брижит Бардо, Ли Радзивилл, Жаклин Кеннеди Онассис, Рита Хейворт, до Палм-Бич и Ямайки. Он фотографировал вечеринки и дневные посиделки у бассейнов Голливуда и средиземноморских берегов.
Фото: assets.photar.ru
За это время у Ааронса установились непринуждённые, дружеские отношения с элитой мира. Высший свет по достоинству оценил его доброжелательность, расположенность. Он не пытался показать внутренний мир своих героев, и это устраивало всех. Ааронса охотно приглашали на эксклюзивные светские встречи. В одном из интервью он сказал: «Они всегда приглашали меня на свои вечеринки, потому что знали, мои фотографии не принесут им неприятностей».
Общаясь со светским обществом, Ааронс вместе с тем не стремился стать его частью, всегда сохраняя отстранённость. «Меня восхищало, как он мог очаровывать этих людей, не будучи ими загипнотизированным, — вспоминала Лора Хоук. — У него не было никакого желания отдыхать со своими героями в конце дня, он не ожидал приглашений на яхту или в эксклюзивный клуб. Он снимал в сжатые сроки и хотел как можно быстрее вернуться на свою ферму».
Большую часть своей жизни Слим Ааронс прожил в фермерском доме, построенном в 1782 году в Монтроузе (Нью-Йорк). В 1997 году Марк Гетти, сооснователь фотоагенства Getty Images посетил Ааронса в его доме и приобрёл весь архив фотографа.
Ааронс относил себя к фотожурналистам. Он говорил: «Я не фотограф, я — журналист с фотоаппаратом», имея в виду, что никогда не работал в студии, не использовал искусственное освещение, не прибегал к услугам гримёров и стилистов, редко при съёмке ему позировали.
Фотографии Слима Ааронса публиковались в журналах: Life, Town & Country, Holiday, Vogue. При жизни он издал три альбома: «Чудесное время: Интимный портрет хорошей жизни» (1974), «Однажды в сказке» (2003), «Место под солнцем» (2005).
В высшем обществе знали высокого, худощавого и харизматичного Слима Ааронса как сироту, выросшего на ферме бабушки и дедушки в Нью-Хэмпшире. Подлинные факты его жизни открылись только после создания режиссёром Фрицем Митчеллом документального фильма «Slim Aarons: The High Life» (2017).
1950-е годы часто называют золотой эрой американской истории счастья и процветания. Для Слима Ааронса, выросшего в бедности, лишённого родительского внимания, испытавшего все тяготы войны, высшее американское общество стало выразителем этого благополучия. Оно отражало его представление о довольстве и красоте жизни. Ааронс не пытался приоткрыть внутренний мир своих героев, скорее его фотографии отражали совокупность богатства и процветания в красивом сценическом оформлении. Фотографии Слима Ааронса остаются визуальным фрагментом истории жизни избранного американского общества в первые десятилетия после Второй мировой войны.
Лев ДОДИН