Фото: rapsinews.ru
На днях я наткнулся в старом «Живом журнале» на вопрос «Россия оскудела на красивых еврейских девушек?». Вопрос вынесен в заголовок заметки десятилетней давности о том, что в Москве тогда проходил конкурс на звание Мисс «Еврейская звезда-2014», и победа досталась не отечественной еврейке, а привозной.
Жюри выбрало гражданку США и Израиля Линор Шефер. «И кто выбрал! — восклицает автор заметки. — Тонкие ценители еврейской красоты, члены жюри Иосиф Кобзон, Михаил Дворкович, Александр Добровинский, Тимати…».
В этот понедельник 39-летняя Шефер присутствовала в зале лос-анджелесского судьи Отиса Райта, который распорядился оставить ее двоюродного брата, бывшего заслуженного агента ФБР Александра Смирнова, под стражей.
В пятницу Шефер направила судье письмо, в котором отметила, что ее кузен провел в США почти половину жизни и не собирается скрываться от правосудия. По ее словам, он родился в Украине, где говорил по-русски, и рос в Израиле, но прожил в США больше, чем в любой другой стране, и, что бы ни говорили прокуроры, имеет здесь устойчивые связи, наличие которых, как принято считать в американских судах, не располагает к побегу. Шефер добавила, что ее кузен «очень больной человек», страдающий глаукомой и плохо видящий. Смирнова привели в суд в очках с черной оправой, сером тюремном комбинезоне и оранжевой рубашке. Судебный художник изобразил седеющего мужчину с густой бородкой и залысинами на лбу. С просьбой выпустить Смирнова из КПЗ обратился к судье и 39-летний Николай Лавринюк, сын смирновской подруги, 58-летней Дианы Лавринюк. Как писал Николай судье, он бывший морпех и работает сейчас экономистом в министсрстве труда США.
Смирнов сидел за столом рядом с четырьмя своими защитниками во главе с именитым лас-вегасовским адвокатом Дэвидом Чесноффым, который заявил, что если судья выпустит подзащитного, то тот готов оплачивать кругосуточную охрану.
Дело было в лос-анджелесском федеральном суде, где проходило слушание по поводу меры пресечения Смирнову, выпущенному в Лас-Вегасе под честное слово, но снова арестованному два дня спустя по ордеру судьи Райта.
Защита Смирнова высказала претензии по поводу того, что, вопреки традиции, его арестовали не дома, а в конторе у адвокатов. Прокуратура объяснила это тем, что дома у Смирнова имеются 9 стволов, в том числе «автоматических», поэтому власти решили не рисковать.
Автоматическое оружие запрещено в США еще с 1934 года, поэтому у Смирнова могло быть лишь полуавтоматическое, то есть не стреляющее очередями. Но первое страшнее звучит, поэтому власти предпочитают называть свою добычу «автоматическим» оружием. Если бы у Смирнова было настоящее автматическое, то его бы привлекли и за это.
Но ему вменяют лишь ложь ФБР, которому врать запрещено. Как показывает опыт, самому ФБР врать не запрещено, поэтому мне надо было написать: «врать которому запрещено».
Обвинение, которое представляли местные прокуроры Лео Вайз и Дерек Хайнс, занимающиеся также лос-анджелесским делом Хантера Байдена об уклонении от налогов, на прошлой неделе убедило судью в том, что 43-летний Смирнов вполне может уйти в бега, поэтому его нужно держать до суда под стражей.
Адвокаты Смирнова спешно обратились в апелляционный суд 9-го округа. Этот суд считается самым либеральным в стране, но со Смирновым он не либеральничал и сходу отказался его освободить. Не помогло и судебное слушание, после которого Смирнова увели в местную тюрьму, где его содержат отдельно от других заключенных.
Вторичный арест Смирнова вдохновил комментатора «Уолл-стрит джорнэл» Кимберли Страссел на колонку, озаглавленную «Копаясь в фэбээровском мусоре». Подзаголовок гласит «Дело Александра Смирнова не говорит нам о Бюро ничего хорошего». Автор отмечает, что произошедшее со Смирновым является уроком для политиков и осведомителей: «Если вы собираетесь врать Федеральному бюро расследования, то постарайтесь, чтобы ваша ложь устраивала ФБР». Смирнов, который работал осведомителем с 2010 года, был, по словам ФБР, на хорошем счету и получил от него в районе 200 тысяч долларов, нарушил в 2020 году это правило. Он доложил своему фэбээровскому куратору, что Хантера Байдена, непутевого сына тогдашнего вице-президента США, взяли членом Совета директоров украинской компании «Бурисма» и положили ему жалованье в 80 тысяч долларов с гаком в месяц лишь с тем, чтобы его батюшка «улаживал всевозможные проблемы». Хуже того, Смирнов сообщил ФБР, что хозяин «Бурисмы» Микола Злочевский якобы втихую отстегнул обоим Байденам по 5 млн. долларов. Перед этим осведомитель начал засыпать своего куратора смс с нападками на Байдена, которые привели мне на память переписку Питера Строка и Лизы Пейдж, фэбээровских ненавистников Дональда Трампа, в ходе избирательной кампании 2016 года. Но тогда начальство ФБР пропустило эти смирновские выпады против демократа мимо ушей, хотя болело за Байдена.
Отец и сын Байдены. Фото: antifashist.com
Как говорится в обвинительном заключении по делу Смирнова, в 2020 году его сильно возбудили записи приватных разговоров между «Госслужащим №1» и «украинским прзидентом», обнародованные в конце 2019 года неким «украинским законодателем». Хотя указанные лица в судебных документах закодированы, я быстро расшифровал их с помощью Гугла. Речь идет о выдержках из прослушек разговоров между Петром Порошенко и Байденом-старшим, а сливший их законодатель — это тогдашний депутат Рады Андрей Деркач, находящийся сейчас в Москве, где он когда-то окончил высшую школу КГБ им. Дзержинского. Его отец Леонид Деркач работал в КГБ несколько десятилетий, а в конце 1990-х возглавил украинскую спецслужбу СБУ. Бывший вице-президент сильно криминализированного украинского холдинга «Киев-Донбасс» Леонид Ройтман говорил мне, что контора компании Деркачей находилась напротив их штаб-квартиры, и Ройтман регулярно заносил туда «кульки с деньгами», предназначенными для обоих Деркачей, бывших партнерами холдинга, и для президента Украины Леонида Кучмы.
В одном разговоре с Байденом Порошенко докладывает американцу, что, наконец, заставил генпрокурора Украины Виктора Шокина уйти в отставку. Республиканцы заявили, что Байден принудил украинцев избавиться от Шокина, поскольку тот слишком близко подобрался к «Бурисме», в которой работал байденовский отпрыск.
Лагерь Байдена парировал, что он был недоволен тем, как слабо Шокин борется с коррупций, и настоял на его смещении именно поэтому. Пресса США истолковала антибайденовскую версию как очередную попытку России вмешаться в американские выборы, и продолжала поддерживать Байдена.
Осведомитель ФБР Смирнов, по словам прокуратуры, был настроен против демократа и завалил свого фэбээровского куратора гневными смс. Весть о прослушках разговоров Байдена с Порошенко, в которых украинский президент рапортовал американскому вице-президенту о смещении генпрокурора, просочилась в прессу 19 мая 2020 года, и первая смс Смирнова своему фэбээровцу гласила в тот день: «Это уже (гремит) по всем новостям в России и в Украине, равно как и записи разговоров между (Байденом) и (Порошенко)!».
«(Байден) сядет в тюрьму!!!» — торжествовала другая смс в 5.56 вечера. «Демы пытались импичнуть (Трампа) за то же самое», гласила следующая смс минуту спустя. «Даже за меньшее!» — добавил Смирнов через несколько секунд. «Все эти политики одно и то же дерьмо, — добавил явно возбужденный осведомитель. — Всех их в тюрьму!». Но создавалось впечатление, что он явно желал отправить туда лишь Байдена.
«Плюс скоро в новостях будет взятка Байдену», — написал в 5.57 Смирнов, который раньше эту тему с ФБР не поднимал.
Куратор отнесся к его словам скептически. «Я постараюсь тебе это доказать, братан», — заверил его в 5.59 Смирнов, который часто обращался к фэбээровцу как к bro.
По словам прокуроров, куратор Смирнова служил в отделении ФБР в Сиэтле и со временем с ним подружился. Их дружеские отношения, возможно, объясняют то, что вышеуказанные нападки Смирнова на Байдена, которого руководство ФБР явно предпочитало Трампу, сразу не повлекли за собою расследования или каких-то репрессалий. Как можно понять из судебных документов, начальство спохватилось и начало разрабатывать своего ценного осведомителя лишь в прошлом году, а до этого продолжало пользоваться его услугами и платило ему много денег.
Здесь я хочу извиниться, поскольку сейчас мне начинает казаться, что меня провели на мякине. А именно: на днях я повторил распространенную в СМИ версию о том, что Смирнов якобы оклеветал Байдена с подачи российской разведки, с которой он, кстати, якшался с ведома ФБР. Но из его смс куратору складывается впечатление, что он искренне не выносил Байдена и был готов оклеветать его и без понуканий Службы внешней разведки РФ.
Через месяц после приведенного выше града электронных нападок на Байдена осведомитель донес ФБР, что Джо с Хантером получили от «Бурисмы» взятки в 5 млн долларов на рыло. Его показания были запротоколированы в знаменитой форме FD-1023, которая будет главным вещдоком на процессе Смирнова, если он отважится судиться с минюстом США, а не признает себя виновным.
В обвинительном заключении по его делу не утверждалось, что Смирнов якобы оклеветал Байденов с подачи российской разведки. Эта версия появилась (и заворожила прессу, в том числе вашего покорного слугу — и на старуху бывает проруха) лишь в позднейшем ходатайстве прокуроров по поводу меры пресечения, в котором они просили судью не выпускать Смирнова из КПЗ.
Уже не связанный сейчас дедлайном, я внимательно перечитал это ходатайство и не увидел на этот раз прямых утверждений прокуратуры, что Смирнова соблазнила оболгать Байденов именно российская разведка. Я нашел лишь два косвенных намека на соответствующие происки россиян.
Первый попался мне на пятой и шестой страницах ходатайства о мере пресечения, где говорится: «В ходе допроса, имевшего место после ареста Смирнова 14 февраля, он признал, что госслужащие, связанные с русской разведкой, участвовали в распространении версии (passing a story) о Бизнесмене № 1″(то есть Хантере Байдене).
Вторая цитата, на которой основано представление о том, что наветы на Байденов подсказали Смирнову российские спецслужбы, покоится на стр. 24, где говорится, что «после ноябрьской встречи с сотрудниками русской разведки Смирнов активно распространяет новые измышления, которые могут оказать влияние на американские выборы».
То есть прокуроры нигде прямо не утверждают, что клевету на Байденов подбросила Смирнову российская разведка. Но при быстром прочтении ходатайства такое впечатление может создаться, особенно когда пресса одержима хрустальной мечтой об очередном Рашагейте. Лично мне он на хрен не нужен, но и я попался на этот трюк, в чем раскаиваюсь.
Поначалу я не заподозрил подвоха в том, что прокуратура вставила в ходатайство о мере пресечения несколько страниц выжимок из донесений Смирнова ФБР, в которых он отчитывался в своих взаимодействиях с иностраными разведками, хотя я обратил внимание на то, что прокуроры назвали по имени лишь одну из них — российскую. Я, было, принял на веру их объяснение, что эти связи приводятся в доказательство способности Смирнова скрыться от правосудия с помощью иностранных спецслужб.
При здравом размышлении я уже подозреваю, что прокуратура педалировала русскую тему с намерением накликать новый Рашагейт, поскольку первый помог скомкать половину трамповского правления. Как сказал бы Путин, почему бы не повторить?
Когда у ФБР наконец дошли в конце прошлого года руки до информации Смирнова по Байденам, оно быстро пришло к выводу, что осведомитель на них наговаривал, и против него возбудили дело. Как пишет выше упомянутая Кимберли Страссел в «Уолл-стоит джорнэл», совсем по-другому отнеслось ФБР к составителю пресловутого «Досье Стила», которое вылило ушат лжи на Дональда Трампа и было краеугольным камнем Рашагейта-1.
ФБР знало, что его составитель, бывший британский разведчик Кристофер Стил, работал в 2016 году на предвыборный штаб Хиллари Клинтон, и что он сливает информацию прессе, но ни разу не проверило его на детекторе лжи и не удостоверилось в правдивости утверждений «Досье», однако поручилось за Стила суду, назвав его безупречным источником. ФБР было приятно слышать небылицы о Трампе, которыми снабдил его Стил, но неприятно слышать нападки Смирнова на Байденов.