В помощь антисемиту

Согласитесь, тем, кто к тебе не безразличен, правильно помогать. Небезразличные граждане настаивают, что евреи — не народ, а «кучка циничных финансовых воротил, правящих миром и наживающихся на страданиях народов». Есть и иные конгруэнтные версии. На подробности материала у меня не хватит, а вот что мы в их понимании «не народ», стоит пособить. Хотя голоса «друзей» разделились. Насчёт «безродных космополитов», у которых нет «выхода к морю», пожалте к учёным сталинским соколам. Зато нацизм уважил нас, как и их предок Аман, определив в «расу», правда «низшую» и «враждебную».

Согласно энциклопедии, народ: «историческая социальная общность людей, определяемая совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству». Израильтяне тут кое-как подходят, особенно «во втором поколении», но евреи в целом?!

С нацией ли нас соотнести? Здесь определение более размытое и потому ближе: «совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего». Любопытно, много ли общих «верований, обычаев и интересов» и особенно «сознания единства» у раввина из Кирьят Сефера и левых друзей Хамаса с тель-авивский улицы Каплан? Разве в том, что фамилия «Каплан» означает «священник» и нередко указует на коэнское происхождение?

Может быть, ограничимся «национальностью», как обозначали в Союзе? Тут полный разнобой, российская Конституция установила, что «каждый вправе определять свою национальную принадлежность». Будь хоть «негром преклонных годов» и объяви себя японцем-калабрийцем — в своём праве. Как чёрные ребята из Канарси, с «шаломом» представляющиеся евреями. На Руси нынче именуют себя в документах «хоббитами», «эльфами», «орками», «бульбашами», «интернационалистами», «фараонами»… Другие страны увязывают национальность с принадлежностью к нации, государству или этносу. Прибавьте «народность», «этническая группа» и прочие лингвистические выверты — и ставится ясно, что к еврею оно неприменимо.

Что Танах скажет о племени своих авторов? Злой пророк Билъам узнал в Откровении, что «этот народ живёт отдельно и среди народов не значится». Хамасовец Аман в Книге Эстер подробней: «живёт один народ меж народами… их обычаи отличаются от всех других и законы царя они не исполняют (слушаются какого-то непонятного Б-га)».

Оба миляги терпеть нас не могли, но не на площадном, а на концептуальном уровне. К ним стоит прислушаться. В более позитивном ключе поёт псалмопевец -обращаясь к Создателю, упоминает о евреях как о «Твоём единственном народе на Земле». Нередка у пророков и формулировка: «Твои все народы». Антиномия? О чём речь?

Кстати, давно ли была у нас «общая территория», сколь устойчив в веках «общий язык» (за пределами молитвы и учёбы)? «Общая история» у фалаша, йеменца и выходца из Польши?! Короче, народ ли мы, евреи?

Если да, то иное, чем перечисленные номиналии, делает нас народом. Можно, едва ли сильно оплошав, посчитать нас разросшейся за века семьёй, зря ли мы дети Якова-Исраэля? Что геры, прозелиты становятся её частью — не синхронно ли это невесткам, входящим на равных правах в прежде неведомое семейство? Скандалы наши выпуклы и горячи, как семейные, и столь же вредоносны и бессмысленны. Но свежая классика: «общее в российской и израильской мобилизации — трудно достать билеты на Тель-Авив». Это о рискующих жизнью солдатах; в помощь им мчатся волонтёрами «хоть чем пособить» хлопцы со всего мира… Происходящее похоже на семейную беду, когда даже ссорившиеся родственники забывают о распрях.

Обратите внимание на странность в пророчестве Билъама: «народ… (который) среди народов не значится». То есть всё-таки народ, но какой-то неправильный. Хотя версий нашего не-существования как народа не счесть, особенно в деле сем отличились евреи. Есть анекдотические, как московской эпатажной писательницы Фаины Гримберг, что нынешние «евреи» — это прозелиты, «выделившиеся» из разных народов, связь их чисто конфессиональная и никакого «блуждающего народа» нет и не было. Правда, в «общей конфессиональности» говорится противоположное, в частности, что «рождённый матерью еврейкой есть еврей». И именуем мы себя «ам Исраэль», то есть народом. Не «иудеями». Уже потому, что «еврей» — от общего «иври», «перешедший» (реку), как Авраам, а «йеуди», иудей — производное от имени одного из колен.

Лично меня это убеждает в еврействе литературной дамы, ибо закрутить такое мог только соплеменник. Я предполагаю, что Тора подарена нам как средство хотя бы слегка скруглить привычные выверты в мозгах.

И всё-таки: «евреи», но «народ Израиля». От разных корней и с непохожим смыслом и ассоциациями. Может быть, здесь разгадка? Лично ты евреем оказываешься, родившись у мамы Сони или приняв иудаизм, но частью народа Израиля — только идя по пути праотца Якова.

Вернёмся к словам Псалмопевца: «Твой единственный народ на Земле». Означают они, полагаю, следующее: да, все народы под крылом Создателя, все, в той или иной форме, знают о «боге богов», «высшем абсолюте» и т.д. Но только один — еврейский народ — определяется как «народ» — то есть физическая, социальная, психологическая и духовная целостность — через его отношения со Всевышним.

«Народ евреев» и «народ Израиля» (речь не о государстве) тождественны только в идеале. Когда мы все, какими бы языками свободно ни владели и какую бы историю ни хранили семейные записи — в настоящем живём как наследники Якова-Израиля. Если мы Его свидетели, Его посланники к человечеству, образец достойной жизни по Б-жественному закону.

В помощь антисемиту1Предложу формулу: сила антисемитизма пропорциональна разнице между «народом Израиля» и «народом евреев». Разумеется, этого не понимают подонки типа теоретика нацизма еврея Артура Требича или дуболомов Хамаса и Хисбаллы. Но небесные суды прекрасно о том осведомлены.

Хотя в момент поворота еврейского народа к роли народа Израиля сопротивление усиливается, как при любом качественном преобразовании — см. законы инерции в физике — здесь и победа над антисемитизмом. Даже шире — над любой ксенофобией и межлюдской злобой. Ибо духовный корень их — как и, согласно мидрашу, причина превращения животных в хищников в результате человеческих грехов — в этой, самой устойчивой в истории человечества враждебности. Ибо «Эсав ненавидит Якова», но вынужден смириться перед Исраэлем. Поскольку лишь «когда ослабеет брат твой — сбросишь ты, Эсав, иго его морали с себя». Прощальный стих.

6 Сивана

Раскололось небо навсегда,

Тьма слепит, прозрачна, как слюда,

В душах ужас преступить Завет,

Ни обмана, ни препятствий нет…

В этот миг родился мой народ.

Пусть блуждает он из рода в род,

Забывает, для чего возник —

Но опорой в душах этот миг.

Мир безумен, ветер стар и зол,

И накрыт для нас в пустыне стол.

Лишь под небом смейся, жди и плачь —

В час беды или же в час удач.

Каждый день, а может, каждый час

На горе стоит любой из нас.

Те же мы, смиренен вождь и строг,

И с тобою рядом только Б-г.

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 4,29 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *