БОЖЕСТВЕННАЯ СУПЕРПОЗИЦИЯ («Бешалах»)

В недельной главе «Бешалах» описывается великое чудо уничтожения египетской армии.
«Тогда воспел Моше и сыны Израилевы эту песнь Господу, и сказали так: Пою Господу, ибо высоко вознесся Он; коня и всадника его вверг Он в море. Моя сила и ликование – Господь. Он был спасением мне. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Господь имя Ему. Колесницы Паро и войско его вверг Он в море, и избранные военачальники его потонули в Ям Суфе». (15:1)
Ликование, вызванное гибелью врага, угрожавшего нашей жизни – естественное чувство, не вызывающее ни возражения, ни удивления. Однако в данном случае оно было усилено сверхъестественной составляющей: радость спасения дополнялась религиозным порывом, ощущением присутствия Создателя, дополнялась обретением высшего смысла, как раз и выраженного в песни Моше.
Между тем, когда песню эту подхватили Ангелы, Всевышний их неожиданно одернул: «Творения рук Моих гибнут, а вы хвалу передо мною поете?» (Мегила 10).
Спасая евреев, приобретая их Себе в народ, Всевышний одновременно не забывал и иных своих созданий, даже египтян, которые Его народ жестоко притесняли.
Всевышний ценит достижения египетской цивилизации и промышляет, что придет день, в который «Израиль будет третьим Египту и Ашшуру; благословением (будут они) среди земли, Ибо благословил его Господь Цваот, сказав: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ашшур, и наследие Мое – Израиль» (Иешайя 19:24).
Более того, в ближайшее же время Всевышний даст Своему народу Тору, одна из заповедей которой гласит: «Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Дварим 23:7).

В плане Творца каждому живому существу отведено свое назначение. Поэтому благосклонно принимая победную песнь сынов Израиля, Всевышний одновременно одернул небесный хор.
Итак, Всевышний находится в суперпозиции по отношению к Своим – даже враждующим между собой — творениям. При этом Он ожидает, что эту суперпозицию в полной мере могут разделить с Ним также и ангелы, а отчасти… даже и люди.
Людям Божественная суперпозиция доступна в воздержании от причинения своему противнику избыточного зла, в уважении его человеческого достоинства, и в проявлении милости к нему, когда он повержен. Признаки этой суперпозиции усматриваются в обычае убавлять из второго Пасхального бокала десять капель вина, соответствующих десяти казням, обрушившихся на Египтян.
«Полная» радость, радость нетто подразумевает сострадание к противнику, уже вычтенное из брутто общего победного ликования. Такова установка Торы, которая со временем проникла в сознание народов, а в явлении рыцарства достигла своего высшего проявления.
В книге «Ошибка Нострадамуса» Владимир Фромер делится следующим наблюдением: «Известно, что XIX век был если и не совсем рыцарским, то вполне вегетарианским. Две армии обычно сходились где-то во чистом поле и колошматили друг друга в свое удовольствие, в то время как мирные обыватели продолжали спокойно заниматься своими делами. Тогда никому и в кошмарном сне не могло привидеться, что следующее столетие окажется кровавой мясорубкой. Какое уж там рыцарство. Коммунисты и нацисты окрыли цепь невиданных в истории злодеяний…
7 сентября 1812 года на Бородинском поле состоялось одно из последних рыцарских сражений в истории. В канун битвы Милорадович, объезжая передовые позиции в сопровождении Федора Толстого и нескольких офицеров, увидел неаполитанского короля Мюрата, находившегося со своими адъютантами на французских аванпостах. Сближаясь понемногу, обе группы всадников съехались.
— Уступите мне вашу позицию, — сказал Мюрат.
— Ваше Величество, — начал Милорадович…
— Я здесь не король, — прервал Мюрат, — а простой генерал, такой же, как вы.
— Хорошо, генерал, — продолжил Милорадович, — буду рад за вас, если вы сумеете отнять ее у меня. У вас славная кавалерия, но думаю, что моя не хуже. Только советую вам не атаковать с левой стороны: там болота.
Милорадович проводил Марата на левое крыло и показал все топкие места. В более поздние времена Милорадовича за подобное рыцарство наверняка бы расстреляли, но тогда это было в порядке вещей».
В этом отношении характерны также и слова, вложенные Львом Толстым в уста Кутузова: «видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных: — хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди».
Таковы правила, таковы сложившиеся под влиянием Торы, отношения между противниками.
Однако, когда противник этих правил не признает, адекватными по отношению к нему являются другие чувства, как сказано: «Возрадуется праведник, ибо видел он месть, ноги свои омоет в крови нечестивого. И скажет человек: да, плод – праведному, да, есть Бог, судящий на земле». (58:11).
Когда враг Торы не признает, Тора позволяет использовать против него его собственные приемы. Поэтому в древности Израиль воевал согласно конвенциям, принятым у окружающих его народов.
«Совершенно невозможно, — пишет рав Кук, — чтобы Израиль не воевал в те времена, когда соседи его были самой настоящей волчьей стаей. Более того, крайне важно было посредством жестокого обращения вселить в дикарей страх, чтобы через это привести человечество к его должному состоянию» («Игрот арайя» 89).
И уж тем более беспощадность оправдана по отношению к Амалеку, отрицающему само право Израиля на жизнь.
Действительно, в главе «Бешалах» описывается не только потопление египетской конницы, но и разгром Амалека: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Йеошуа: выбери нам мужей и поди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Божиим в руке моей. И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком… И низложил Йеошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йеошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба».
Евреи радовались. Радовались и ангелы. Однако я не думаю, что затяни они победный гимн, Всевышний стал бы их на сей раз одергивать.
Божественная суперпозиция полностью сохраняется также и в этом случае, как сказано: «Я — Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я — Всевышний, делающий все это” (Йешайяу 45:6-7).
Однако подражать Богу людям в этой ситуации не дано. Фальшиво и жалко звучат слова «посла доброй воли» Анджелины Джоли: «То, что произошло в Израиле, является террористическим актом, но ничто не может оправдать бомбардировки мирных жителей Газы, которым некуда бежать, у которых нет доступа к пище или воде, нет средств эвакуации и даже нет элементарного человеческого права пересечь границу в поисках убежища».
Занятая актрисой суперпозиция была по заслугам осуждена ее родным отцом — лауреатом премии «Оскар» Джоном Войтом: «Я очень разочарован тем, что моя дочь, как и многие другие, не имеет представления о Божьей чести, Божьих истинах. Речь идет об уничтожении истории Божьей земли, Святой земли, Земли евреев. Израильская армия должна защищать свою землю, свой народ».
Впрочем, даже и в этом случае Божественная суперпозиция может быть разделена человеком. Однако не путем установления «симметрии», а путем сохранения веры в Него, веры в то, что «все создал Господь во имя Свое, даже и злодея для дня беды». (Мишлей 16:4).
Действительно, там, где многие люди теряют веру в Творца, другие продолжают свидетельствовать Его присутствие: «Поднимусь ли в небеса – там Ты, постелю ли (себе) в преисподней – вот Ты!» (139:8).
После освобождения Освенцима в пепле была обнаружена фляга с записками одного из членов зондеркоманды — Залмана Градовского: «Перед моими глазами возникает эта сцена: вчерашнее утро, один стоит на страже, следит, чтобы не вошел посторонний, пока верующие обманывают своих притеснителей и возносят молитву своему Богу, перед которым они честны. Как они боялись! Не раз им приходилось срывать тфилин, прерывать молитву на полуслове и хвататься за работу, как будто они были заняты только ею. Им казалось, что они слышат крик этого чудовища — жестокого и циничного обершарфюрера, начальника над крематориями, — внешне он негодовал, что они “устроили здесь „Bibelkommando“”, но внутренне был доволен, что даже посреди преисподней, у печи, в которой сгорают тела сотен тысяч евреев, находятся и те, что сидят, прислонясь к кирпичам, раскаленным огнем, поглотившим их собственных родителей, жен и детей, — и молятся. Ведь если они тем самым признают, что все происходит по воле Божьей, то надо позволить им свободно исповедовать свою религию, молиться, укрепляться в вере: так будет спокойнее. Поэтому надзиратели терпимо относились к нашим молитвам и только шутили по этому поводу».
Только верой во Всевышнего человеку дано разделить Его суперпозицию, когда это касается Амалека. Никакое собственное проявление жалости по отношению к нему неуместно.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора

3 комментариев к “БОЖЕСТВЕННАЯ СУПЕРПОЗИЦИЯ («Бешалах»)

  1. 1. «…суперпозиция доступна в воздержании от причинения своему противнику избыточного зла, в уважении его человеческого достоинства, и в проявлении милости к нему, когда он повержен».
    «Две армии обычно сходились где-то во чистом поле и колошматили друг друга в свое удовольствие, в то время как мирные обыватели продолжали спокойно заниматься своими делами. Тогда никому и в кошмарном сне не могло привидеться, что следующее столетие окажется кровавой мясорубкой. Какое уж там рыцарство. Коммунисты и нацисты окрыли цепь невиданных в истории злодеяний…7 сентября 1812 года на Бородинском поле состоялось одно из последних рыцарских сражений в истории». (Арье Барац).

    Арье, я живу в городе в Германии, который особенно вкусил, по Вашей теории, «старой доброй рыцарской чести», которая, инхолэм, продолжалась до XIX века. Около 60 % населения города было уничтожено, Тридцатилетняя Война (1618 -1648) оказала особенно разрушительное воздействие на население. Были разграблены города, деревни и фермы, украден скот, часто поджигались дома и уничтожался урожай. Помимо голода, население косили различные эпидемии и особенно чума. Погибло около 40% всего населения Пфальца. А как насчет еще более ранней, до 1812 г., «суперпозиции»? «И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом». Дело не в рыцарстве. Люди, к сожалению не меняются. Просто дело в процессе развития оружия. Дубиной или мечом многих не уничтожишь — необходимо приложить много усилий, чтобы выбить целые города. Сейчас одной атомной бомбой можно сделать все проще. Как в Хоросиме и Нагасаки.
    2. «Такова установка Торы, которая со временем проникла в сознание народов, а в явлении рыцарства достигла своего высшего проявления». (Арье Барац)
    Вы серьезно утверждаете, что установки Торы проникли в сознании народов? А как насчет Крестовых Походов, когда массово вырезали безоружных евреев? Даже хорошо известный Вам Мартин Лютер (XVI столетие) сказал, что «…для Библии нет места в мэрии города». А уж на поле боя и подавно.

  2. Статья — очередной рашистский вброс.

    С точки зрения рыцарства бой должен был идти лицом к лицу. Соответственно, практиковавшиеся армией Кутузова «партизанские» набеги на обозы считались обыкновенным разбоем, а ее тактика выжженной земли по собственной стране — признаком нечисти, напрашивающейся на осиновый кол. Лишь десятая часть французских пленных дожила до возвращения домой — такова российская «жалость».

    За чтение библейских текстов отправляли в концлагеря в большевистской России, а вовсе не в нацистской Германии, где, напротив, за большевизм отправляли в концлагерь.

    Одни из последних рыцарских боев проходили во времена Гражданской войны в США, тогда же зародилось гуманитарное право. Большевики его отвергали, но на остальных фронтах оно спасло множество жизней, в том числе и попавших в немецкий плен еврейских солдат.

    1. Суровая правда: Только тот, кто не нюхал пороха, может философствовать о романтике войны. А правилом на все времена, хорошо сформуливал еще Carl von Clausewitz в 1832: «Война — не что иное, как продолжение политики иными средствами».
      Когда же рыцарские орды обращали внимание на простой сброд? Во время осад, когда тысячи умирали от голода? Они, правда, несли на своих парусах и одеяниях красные кресты и рассматривали меч, как перевернутый крест, однако безжалостно истребляли и насиловали беззащитное население. Никто не заглядывает в Библию на поле боя. Единственно вспоминают Деву Марию, когда станет совсем жутко. Еще Эрих Мария Ремарк, описывал в одном из своих романов о мечтах фронтовых солдат, гниющих в окопах, о хорошем рыцарском способе решения «Casus belli»: Короли воюющих сторон должны были встретится один на один на ристалище, надев кожанные короткие штаны и вооруживших дубинами молотить друг друга, до тех пор, пока один из них не просил бы пощады. В этом случае одна из стран должна была объявлена победительницей, а другая — проигравшей. Народ, в таком случае, совсем бы не пострадал. Так называемые «рыцарские войны» — вымысел из романов Вальтера Скотта. Они — скорее исключение, чем правило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *