Герой, подпортивший свой некролог

Ариэль Шарон и его супруга Лили в Нью-Йорке в 1974 году. Фото: Wikipedia / Gotfryd, Bernard, photographer

 

Десять лет назад умер Ариэль Шарон

 

«У лидера должны быть разум, рассудительность и железные нервы» — Ариэль Шарон 

И всё это у него было. И разум, и рассудительность, и железные нервы. Осознав свою миссию как миссию защиты еврейского народа, он ее исполнил. И если для этого понадобилось делать грязную работу, он ее делал, в то же время он был готов пойти на многие компромиссы, за исключением вопроса безопасности еврейского народа.

Своего 11-го премьера, сменившего на этом посту Эхуда Барака, израильтяне прозвали Бульдозером, весьма точно уловив главное в его характере. Да и внешностью — тяжелый, квадратный, с волевым подбородком — он напоминал эту тяговую самоходную машину на гусеницах, которую используют в ходе работ по расчистке местности, разработке карьеров, на строительных площадках, при прокладке дорог, а также как толкач. По одной из бытующих в Израиле версий, прозвище он получил в 1970 г., когда при подавлении первого палестинского восстания в секторе Газы жестко и бескомпромиссно отдал приказ войскам для разрушения домов использовать бронированные бульдозеры.

За свою жизнь в армии — от лейтенанта батальона пехоты до службы в разведке Генштаба, от командира им же созданного «специального подразделения 101» (первого израильского военизированного формирования для проведения операций на территории арабских стран) до службы на руководящих должностях в войнах с арабами (командовал 202-й парашютно-десантной бригадой в 1956 г. во время Суэцкого кризиса; был командующим 38-й бронетанковой дивизией в Шестидневной войне в июне 1967 г. и 143-й бронетанковой дивизией на Синайском фронте во время арабо-израильской войны Судного дня в октябре 1973 г., когда его дивизия перешла Суэцкий канал и, окружив египетские войска, решила исход войны) — он и действовал как бульдозер, всей мощью своей защищая Израиль. Точно так же и в политике, занимая множество ответственных постов: за пять лет Шарон прошел путь от советника премьер-министра Ицхака Рабина по вопросам безопасности в 1975–1976 гг. до министра обороны в правительстве Менахема Бегина в 1981 г.; в 1983–1984 гг. был министром без портфеля в кабинете Ицхака Шамира; в 1984–1990 гг. — министром торговли и промышленности в правительстве Шимона Переса, а в 1990–1992 гг. опять работал с Ицхаком Рабинoм, возглавляя Министерство жилищного строительства; в 1989–1993 гг. был во главе партии «Ликуд», пока 6 февраля 2001 г. не достиг пика своей карьеры, став премьер-министром Израиля. Израиль выбирал между Ариэлем Шароном и Эхудом Бараком. И выбрал Шарона. За идею достичь безопасности Израиля любыми методами и средствами. Идею, которой он посвятил всю свою жизнь — и военную, и политическую. За бескомпромиссность и одержимость, с которой он шел к этой цели. За личное мужество, проявленное не только в израильско-арабских войнах, но и в политических схватках. Его не волновала ни любовь сторонников, ни ненависть врагов — будь то израильтяне или арабы. Борьбу за безопасность государства он называл своей миссией и верил, что для ее достижения хороши любые средства. 

Корни

Будущий воин, политик, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон появился на свет 27 февраля 1928 г. в мошаве Кфар Малаль в долине Шарон, где осели Шмуэль и Вера Шейнерман (в 1953 г. Ариэль сменит фамилию на Шарон), которые всеми правдами и неправдами, преодолев не одну тысячу верст в поисках счастья, добрались из российского Брест-Литовска до Эрец-Исраэль.

Его прадед 25 лет прослужил в российской армии, за долгую службу получил участок земли. Дед был убежденным сионистом, одним из основателей сионистской организации в Брест-Литовске, и — бывают же такие сближения — дружил с отцом будущего премьера Менахема Бегина, а после революции в России эмигрировал в Палестину, как и многие убежденные сионисты. Ариэль сделал свой первый осознанный выбор в 14 лет: вступил в молодежную организацию «Гадна» (Гдудей Ноар — ивр., молодежные батальоны), в которой подростков готовили к военной службе, проводили занятия по истории сионизма, объясняли, что такое быть патриотом Израиля. Программа обучения была создана в начале 1940-х военизированной сионистской организацией «Хагана», которая позже стала ядром ЦАХАЛа. О том, что делать дальше, вопросов не было: вступил в «Хагану», принял присягу, первое звание — ефрейтор в 1943-м, первый бой с арабскими террористами — в 1944-м, командир взвода в 1947-м, первое ранение — в сражении за Латрун в 1948-м. Так рождается настоящий солдат, офицер, воин.

От лейтенанта до министра

В пятницу, 14 мая 1948 г., накануне шаббата, в здании на бульваре Ротшильда, в котором располагался Тель-Авивский музей изобразительных искусств (бывший дом первого тель-авивского мэра Меира Дизенгофа), Давид Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости Израиля, тем самым объявив «городу и миру» о возникновении на территории Палестины нового государства, которое 15 мая признало правительство США, 16-го — Советский Союз, за которыми последовали Иран, Исландия, Румыния и другие страны.

На следующий день палестинцы объявили День независимости Израиля «днем Накбы» (араб. — день катастрофы). За этим последовало вторжение на территорию Государства Израиль армий пяти арабских государств — Египта, Трансиордании, Ливана, Сирии и Ирака, которые стремились не допустить раздела Палестины и существования независимого еврейского государства. Арабские армии насчитывали около 54 тыс. человек. Им противостояли вооруженные силы Израиля, численность которых составляла около 45 тыс. бойцов. В эту первую свою войну, которая получила название Войны за независимость, 20-летний лейтенант Шарон командовал взводом в бригаде «Александрони». В бою при Латруне, на подступах к Иерусалиму, был ранен, лежал в госпитале и вновь вернулся на фронт. В конце войны молодого перспективного офицера взяли в разведку Генштаба, где он прослужил три года, а затем загорелся идеей создать специальный отряд для борьбы с террористами — будущее «специальное подразделение 101».

В 1956 г., когда разразился Суэцкий кризис (Насер решил национализировать Суэцкий канал, Великобритания, Франция и Израиль вторглись в Египет, чтобы восстановить контроль над каналом), Шарон командовал 202-й парашютно-десантной бригадой, которая в сражении на перевале Митла (ожесточенный бой продолжался девять часов) одержала победу. Это была его вторая арабо-израильская война, израильтяне называют ее операцией «Кадеш».

Во время Шестидневной войны прошедший выучку в Штабном колледже сухопутных войск в Камберли в Великобритании Ариэль Шарон командовал 38-й бронетанковой дивизией, которая нанесла крупные поражения египтянам в битвах на Синайском полуострове при Абу-Агейле и Ум-Катефе. Не дав исполниться мечтам безумного египетского президента Гамаля Абделя Насера, в середине мая — начале июня 1967 г. вновь призвавшего арабские страны «сбросить евреев в море» и уничтожить их как нацию. Мысль египетского президента развил председатель ООП «гуманист» Ахмад аш-Шукейри — он заявил, что в случае победы «уцелевшим евреям помогут возвратиться в страны их рождения». И сразу же добавил: «Но мне кажется, что никто не уцелеет».

Герой, подпортивший1Менахем Бегин и Ариэль Шарон. Фото: Wikipedia / Government Press Office (Israel)

Чем закончилась эта война для арабов — известно. Насер ушел в мир иной в 1970 г., Шукейри последовал за ним через десять лет. В Судный день 6 октября 1973 г. Египет и Сирия, захотевшие вернуть территории, утраченные ими во время Шестидневной войны, пересекли линию прекращения огня, попытавшись захватить Синайский полуостров и Голанские высоты. Для полной и окончательной победы на этот раз израильтянам понадобилось чуть более двух недель — Война Судного дня закончилась 24 октября. Находившийся в то время в резерве Шарон был мобилизован и принял командование 143-й бронетанковой дивизией на Синайском фронте. Его дивизия перешла Суэцкий канал и окружила египетские войска, по сути, решив исход войны. Его последней войной стала война ливанская или, как ее называют в Израиле, операция «Мир Галилее», которой Шарон руководил уже будучи министром обороны. После резни, устроенной ливанскими христианами в Сабре и Шатиле (фалангисты мстили мусульманам за убийство президента Ливана Башира Жмаэля) Шарон был вынужден подать в отставку, поскольку следственная комиссия под руководством председателя Верховного суда Израиля Ицхака Кахана признала его косвенно ответственным за произошедшее.

На пути к премьерству

Военная служба и политика в Израиле почти всегда стоят рядом. Многие военные, выйдя в отставку, идут в политику. Шарон был не первым, кто сделал этот шаг, но всегда хотел, где бы он ни находился, играть первую скрипку. Осенью 1973-го, после Войны Судного дня, Шарон вступил в «Гахал» — политический блок правой партии «Херут» и части Либеральной партии. В том же году по его инициативе блок во главе с Менахемом Бегином и Симхой Эрлихом был преобразован в «Ликуд» (ивр. — «консолидация»), от которого бывший генерал и был впервые избран в Кнессет, войдя во влиятельный комитет по иностранным делам и обороне. Но вскоре он сложил с себя депутатские полномочия, предпочтя им должность советника по обороне, которую предложил ему занять премьер Ицхак Рабин, высоко ценивший военные знания Арика. Не желая участвовать во внутренних распрях в «Ликуде», Шарон в 1976 г. основал собственную партию «Шломцион». Партия не получила широкой известности, на выборах 1977 г. смогла добиться всего двух мест в парламенте, и набиравшийся политического опыта Шарон вернулся в «Ликуд». Он убеждал Бегина создать министерство разведки, видя себя его руководителем. Но Бегин не прислушался к предложению — назначил своего соратника по партии министром сельского хозяйства. И Шарон с присущей ему энергией всего за четыре года — с 1977-го по 1981-й — удвоил количество поселений в Газе, Иудее и Самарии, бросив вызов всему миру, считавшему неизбежным возврат арабам захваченных территорий. После второй победы «Ликуда» на выборах в 1981 г. Бегин назначил Шарона на пост министра обороны, чего тот и желал больше всего, не оставляя надежды влиять на разведку, тем более что ему уже удалось убедить премьера назначить на пост советника премьера по борьбе с терроризмом своего старого приятеля, опытного разведчика Рафи Эйтана, который в 1960 г. был руководителем оперативной группы «Моссада», поймавшей в Аргентине Эйхмана. Однако министром обороны он пробыл недолго: в 1983-м ушел с этого поста и стал министром без портфеля. В 1984-м подал в отставку лидер «Ликуда» и премьер Бегин, и надо было выбирать нового лидера партии. Шарон проиграл на выборах председателя своему давнему противнику Ицхаку Шамиру, а сама партия на выборах уступила партии «Авода», и в новом кабинете ее председателя Шимона Переса Шарон стал министром индустрии и торговли, сохранив этот пост в правительстве Шамира в 1986-м (Перес был вынужден создать правительство национального единства по принципу ротации: два года премьером был он и два — Шамир).

В тех же министерских должностях Шарон пребывал после победы «Ликуда» на выборах в 1988 г., а через два года, проявив характер, ушел в отставку в знак протеста против мирных переговоров с арабами, заявив, что в этом нет ничего личного — это вопрос национального принципа. Газеты цитировали его бескомпромиссное заявление: «Политика правительства привела к тому, что жизнь евреев ничего не стоит. Я не могу оставаться в нынешней ситуации, когда я убежден, что другими способами можно ликвидировать этот терроризм за короткое время».

Решение Шарона привело к кризису, Шамир был вынужден сформировать новое правительство, в котором отставному генералу был предложен пост министра строительства. Герой израильских войн предложение принял, это давало возможность осуществлять его идею — развивать поселения на территориях. Тем более что в это время началась новая волна репатриации из СССР — евреи в 90-е бежали из Советского Союза, как из чумного барака, новых репатриантов необходимо было где-то размещать, и это стало его главной заботой.

 Герой, подпортивший2Офицеры 890 батальона в октябре 1955 года. Стоят слева направо: Меир Хар-Цион, Ариэль Шарон, Моше Даян, Дани Мат, Моше Эфрон, Асаф Симхони. Сидят слева направо: Аарон Давиди, Яаков Яаков, Рафаэль Эйтан. Фото: Wikipedia / אברהם ורד / IDF Spokesperson’s Unit

 Звездный час

Каждый солдат мечтает стать генералом. Каждый политик — премьер-министром. Особенно в Израиле. В первом кабинете Биньямина Нетаниягу Шарон занимал пост министра иностранных дел чуть более шести месяцев — с 13 октября 1998 г. по 17 мая 1999 г., а когда Нетаниягу ушел с поста председателя «Ликуда», занял его место и после отставки Барака в декабре 2000-го стал кандидатом на пост премьер-министра. В феврале 2001 г. на выборах главы правительства был избран премьер-министром. В марте сформировал правительство национального единства. Заняв пост премьера, в одном из интервью сказал: «Мне 73 года. Я видел всё. Я встречался с королями, королевами, президентами, я был по всему миру. У меня есть одна вещь, которую я хотел бы сделать: попытаться достичь мира».

Окончание следует

Юрий КРАМЕР

«Еврейская панорама», Берлин

«Исрагео»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *