.
Борис Гулько
Долгую историю евреев можно поделить на три периода:
1) жизнь в своей стране до начала рассеяния;
2) создание в рассеянии мировой цивилизации;
3) возвращение в Землю Израиля.
После 18 веков нашей истории в своей Земле, отсчитывая от прихода в неё патриарха Аврама, прерывавшейся египетским пленом и вавилонским изгнанием, случилось поражение восстания Бар Кохбы 132–136 годов и настала пора рассеяния.
На 18 веков мы ушли в изгнание. К тому времени среди греков и римлян, доминировавших в античном мире, сносились их языческие верования, и стала распространяться вера боковой ветви иудаизма – секты назаретян. Восточную, греческую часть античного мира она завоевала в форме православия; западную, римскую – как католичество.
Большая часть евреев после изгнания оказалась в странах, исповедовавших эту новую религию. Тяжёлые психологические комплексы христиан относительно их старших духовных кузенов стали фоном, на котором протекала история евреев в рассеянии.
Обычно народ, теряющий свою землю, растворяется среди других, и только смутные предания напоминают о его прошлом. Не такова судьба евреев. В изгнании мы были продуктивны, и наши достижения обогатили, если не создали мировую цивилизацию.
Общины евреев начали появляться в разных странах ещё во время нашей жизни в Стране Израиля, задолго до рассеяния.
Во времена царя Шломо возникли общины евреев на Аравийском полуострове. 16 веков спустя они сыграют решающую роль в возникновении ислама, но не перенесут его агрессии в период торжества в Аравии новой религии, откажутся принять её и будут уничтожены. Выживут лишь общины на юге полуострова – в Йемене.
Оторванные от менявшегося мира на 28 веков, йеменские евреи вернутся из древности в уже воссозданный Израиль.
Поселявшиеся в разных странах, евреи составляли квази-народности, со своими обычаями, традициями, историей, и даже порой создавали свой язык, как ладино и идиш. Объединяли евреев разных стран в единый народ иудаизм и святой язык богослужения.
Пять диаспор евреев были крупнейшими и оказали огромное влияние на жизнь в странах пребывания и всего мира. Сходной оказалась и динамика нашей жизни в этих странах: поначалу расцвет экономики, культуры, финансов, науки, коммерции, обязанных евреям, затем преследования и изгнание евреев, и как следствие упадок и крах этих государств.
Золотым веком жизни евреев в изгнании называют её испанский период. Евреи начали селиться на Иберийском полуострове задолго до возникновения народа «испанцы», в те же времена Шломо, что и в Аравии. Мы совершали в то время исследовательские (крупнейшее – вокруг Африки, снаряжённое царями Шломо и Хирамом) и коммерческие путешествия с нашими бизнес-партнёрами финикийцами, селились в создаваемых ими колониях, как Карфаген и южная Иберия. В ТАНАХе не раз поминаются путешествия евреев в Таршиш, древний коммерческий центр Иберийского полуострова – например неудавшийся побег пророка Ионы. Предполагают, что евреи основали в Испании её столицу Толедо, а также Гранаду. Евреи способствовали расцвету Испании, превращению её в супердержаву средневековья.
Гейне в стихе «Диспут» пишет об отношении испанского монарха Педро I с евреями:
В рыцарях без крайней плоти
Он обрел друзей бесценных –
Превосходных финансистов,
Выдающихся военных.(перевод И.Мандельштама)
После изгнания евреев в 1492 году, день в день многозначительно совпавшего с началом путешествия экспедиции Колумба, Испания, занимавшая в тот период положение в мире, аналогичное США сегодня, некоторое время продолжала преуспевать.
Потом началось падение. Почти мистическим стало поражение её «Непобедимой армады», состоявшей из около 130 кораблей, отправленной королём к берегам Англии в 1588 году.
Шторма и «дующий в неправильную сторону» ветер привели испанцев к тяжёлому разгрому. Лишь половина «армады» вернулась домой. Англия превратилась во «Владычицу морей». Испания, потеряв в добавок «жемчужину своей короны» – Нидерланды, начавшую в 1566 году свою 80-летнюю войну за свободу от Испании, ушла на века на задворки Европы.
Судьба Испании задаёт непростой вопрос генетике: к моменту изгнания евреев они составляли, полагают, около трети населения Испании. Примерно половина их приняла крещение, осталась в Испании и смешалась с прочими её гражданами. Но гениев, подобно мудрецам, врачам, поэтам как Рамбам, Рамбан, Йегуда Галеви, ибн Эзра, создавших некогда славу Испании, она производить перестала. Есть, правда, автор Дон Кихота, как и целая библиотека доказательств его еврейства.
Сходна с испанской судьба города-государства Венеции. С начала 9-го века до конца 18-го века Венеция играла в мире роль, аналогичную Нью-Йорку 20-го и начала 21-го веков. Обладая значительным еврейским населением, Венеция доминировала в международной торговле и в банковском деле.
Её остров Джетто стал первым еврейским «гетто» в Европе (произношением на немецкий лад «гетто» он обязан переселившимся в Венецию немецким евреям), банковским и деловым центром Венеции.
В начале 13-го века венецианские банкиры-евреи субсидировали 4-й крестовый поход, разгромивший враждебную евреям Византию и разграбивший Константинополь. Это изменило ход мировой истории.
Упадок Венеции определила жадность её знати. Повысив безмерно налоги на евреев, она их обанкротила, и Венеция увяла.
Финансовое процветание Европы было связано с банковским домом Ротшильдов. Основатель его жил во Франкфурте-на-Майне. Отделениями его банка руководили его отпрыски в Лондоне, Париже и в Вене. Наступало время эмансипации евреев во многих странах континента. Первым равные права своим гражданам-иудеям дал император Австро-Венгрии Иосиф II, обнародовав в начале 1782 г. «Эдикт о терпимости».
Наполеон эмансипировал евреев на территориях его империи.
Полными правами пользовались евреи Соединённых Штатов.
Почти по всему цивилизованному миру – кроме Российской империи – приходила пора, названная «La Belle Époque» – «прекрасная эпоха».
Наступал расцвет искусств и наук, литературы, поэзии. И во всех этих областях блистали евреи. К концу 19-го века евреи, можно сказать, создали цивилизацию. Подошла пора возвращаться в свою страну.
Началу сионистского проекта положило, как это бывает у евреев, издание книг. Польско-немецкий раввин Цви-Гирш Калишер и немецкий философ-социалист Мозес Гесс одновременно, в 1862 году, опубликовали практические планы создания еврейского государства в Палестине. В начале 80-х годов 19-го века возникла первая сионистская организация, планировавшая переселение в Палестину российских евреев, страдавших от погромов – Ховевей Цион.
Мощным толчком к развитию сионизма стало дело Дрейфуса, показавшего образованной части европейского еврейства, что её надежды на успешную интеграцию евреев в буржуазное европейское общество тщетно.
Дело Дрейфуса родило могучего еврейского лидера Теодора Герцля, своей энергией и харизмой повлиявшего на ход истории. Герцль создал политический сионизм. Трудами Герцля в Базеле в августе 1897 года был организован и состоялся Первый сионистский конгресс.
Основным материалом для создания израильского общества послужили евреи Российской империи, включавшей в себя до октября 1918 года Польшу. Царское правительство было радо избавиться от своих подданных иудеев.
Видный банкир и промышленник, друг Герцля И.С. Блиох получил от царя разрешение на распространение в России Палестинского бонда. Мой дед кузнец Гилык купил бонд, примеривался к переезду, но так и остался на Украине. Он выжил в погромы Гражданской войны, но был убит в начале ВОВ. Трое его сыновей погибли в той войне. Цена нерешительности с переездом в Палестину оказалась высока.
Россия и СССР стали третьей из 4-х великих диаспор. Евреи сыграли большую роль в разрушении империи. Пик их влияния на страну пришёл на 20–30–40-е годы 20-го века. Старую интеллигенцию большевики частью вытеснили в эмиграцию, частью уничтожили, и освободившееся место заняли стремительно получавшие образование евреи. Во всех областях духовной жизни СССР заблистали выдающиеся евреи. Они создали яркую музыкальную культуру, дали стране великих поэтов, школу выдающихся физиков. СССР первым создал водородную бомбу, искусственный спутник земли, отправил человека в космос.
Инстинкт антиеврейского саморазрушения был силён и в СССР, и с начала 70-х годов евреи устремились покидать его. Сейчас в России остаются в основном члены смешанных семей. Остаются успешные евреи – успех порой в чемодан не упакуешь. Остаются люди, для которых важнее всего привычка к месту. Сейчас российские евреи – тающее множество.
Германоязычных евреев было не так много, как польских и русских. Перед МВ2 в Германии их жило около полумиллиона. Но вклад их в мировую цивилизацию был огромен. От социальных мыслителей начиная с Маркса и Розы Люксембург на левом фланге до создателя профсоюзов Лассаля и социал-демократа Эдуарда Бернштейна на правом, философы Мендельсон, Гуссерль, Герман Коген, психологи начиная с Фрейда, экономисты как фон Мизес, великие физики во главе с Эйнштейном, химики как Габер. Национальным поэтом Германии был Гейне. Даже Гитлер, оскопивший Третий Рейх своей антиеврейской политикой почувствовал, что нечто в его империи не так и даровал своему любимому композитору Имре Кальману статус «почётного арийца». Кальман от почёта отказался и покинул Рейх.
После войны немцы осознали размеры случившейся с их страной катастрофой и сделали многое, чтобы у них вновь поселились евреи. Заметная часть бегущих из умиравшего СССР евреев осели там.
Но, как известно, не все процессы обратимы. Еврейская жизнь в Германии скудна. Активный блогер Лев Мадорский, многие годы живущий в Германии, сообщил, что по его наблюдению все известные ему браки, заключённые евреями-переселенцами в их новой стране – смешанные. Таким путём еврейская община там не вырастет, а наоборот, тает.
Пытается привлечь евреев-сефардов к возвращению в страну предков и Испания. Но по опросам, её население хранит к евреям наиболее негативные на континенте чувства, и проект не выглядит перспективным.
Истекает время и нашей исторически наиболее успешной диаспоры – в США. Мы щедро даровали ей от наших талантов во всех областях жизни сверхдержавы. Но одно наше подношение может оказаться для неё роковым. В 30-е годы, спасаясь от нацистов, в Америку перебралась целиком Франкфуртская школа социологов, состоявшая из евреев-неомарксистов. Более полувека ей понадобилось, чтобы обратить в свою веру мир университетской социальной науки США. Сейчас неомарксизм в нём торжествует.
Влиятельным в интеллектуальных кругах США стал лектор Гарвардского университета Ноэль Игнатьев с его лозунгом: «Измена „белизне“ — верность человечеству». Он утверждал: «Цель „отмены“ белой расы на первый взгляд настолько привлекательна, что некоторым может быть трудно поверить, что кто-то может быть против неё, кроме преданных сторонников превосходства белых».
Пока превосходные качества украшают цветного – это хорошо, но только как они обнаруживаются у белого – это превращается в «превосходство белых» – смертельный грех. Этот абсурд призван определять интеллектуальную жизнь американских университетов, по словам Игнатьева, «до тех пор, пока социальная конструкция, известная как „белая раса“, не будет уничтожена — не „разрушена“, а уничтожена».
Антибелая революция, к которой призывал Игнатьев, прошла в США по поводу кончины уголовника Джорджа Флойда, почти наверняка от передозировки наркотика, 25 мая 2020 года. Она изменила традиции страны, её правоохранительную систему, юриспруденцию, «отменила» историю США.
Запомнилась мне статья в «Нью-Йорк таймс», читанная лет 15 назад, еврея, жаловавшегося, что во времена торжества в США расизма евреи были приписаны к расовым меньшинствам. А сейчас, когда евреев ввели в круг белых, выяснилось, что это тоже сулит притеснения. Автор советовал евреям исхитриться и как-нибудь вновь стать «цветными».
Сейчас идеологическим центром правящей демпартии стал «боевой отряд» конгрессменш-феминисток: пуэрториканки, палестинской арабки, сомалийской мусульманки и пары молчаливых чернокожих. Важная часть их программы – анти-израилизм.
А обеспечил торжество в США неомарксизма объединивший в своём лице основные его идеи чёрный мусульманин, социалист и, по последним публикациям гей, прослуживший 8 лет президентом – Барак Обама.
Существует старое предсказание, что христиане и мусульмане не будут притеснять евреев одновременно. Всегда у нас останется убежище. Например, во время изгнания евреев из Испании султан Турции Баязид II послал эскадру к берегам Испании для эвакуации нас в свою империю.
В шоа у нас убежища не было. Это показывало, что спасаться мы должны только в своей Земле. Наступал третий период нашей истории – возвращение.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Иерусалим
Декабрь 2023
Борис, с Новым Годом!
Прочитал Ваше новое эссе, спасибо за интересные мысли. Некоторые исторические неточности: Вы утверждаете, что «…к моменту изгнания евреев они составляли, полагают, около трети населения Испании». К моменту изгнания евреев население Испании составляло около 8,2 млн. человек, а число иудеев, которые попали под вердикт Альхамбры составило около 100.000 человек. Т.е. приблизительно один из 80 человек был еврей, или 1,3 %. Более 90 % их были простые торговцы и ремесленники а малочисленная еврейская элита не была решающим фактором увядания Испании. Этим фактором была мания величия их королей и бесконечные войны, чтобы удержать под контролем огромную империю.
Вы также говорите, что «Упадок Венеции определила жадность её знати. Повысив безмерно налоги на евреев, она их обанкротила, и Венеция увяла». На самом деле расцвет и упадок Венеции был связан с торговлей пряностями, которые Серениссима покупала у мусульман, которые караванами доставляли их из Индии и перепродавали венецианцам, которые имели монополию на эту торговлю. Однако благодаря усилиям Генриха-Мореплавателя, спустя около 40 лет после его смерти, Васко да Гама достиг берегов Индии и Португалия стала без посредников морским путем заваливать Европу пряностями, которые стоили менее трети венецианских. Кроме того у Венеции испортились отношения с турками и их торговля вовсе увяла. Число евреев Венеции не превышало 3,5-4,5 тысяч (из 140 тысяч горожан), они не были ведущими в торговле пряностями. Это прерогатива пренадлежала около 30 знатным родам Венеции и богатые палаццо, которые мы видим еще сегодня — тому свидетели. Евреи — только один из многочисленных факторов, который движет историей.
Fritz,
Я полностью согласен с Вашими комментариями касательно Испании и Венеции. Но я бы не стал
рассматривать статьи Бориса Гулько как исторические.
По-моему, это всего лишь очередная его политическая статья, написанная, как обычно, в струе
сегодняшней внутриамериканской полемики и только ради нескольких последних абзацев про
«неправильных» евреев Франкфуртской школы, «неудушения» Флойда и «гея» Обамы.
Исторические же рассказы добавлены в основном для солидности и оживляжа. И состоят они из
общеизвестных фактов, смешанных в гремучую смесь с искажающими историю заявлениями и
байками типа:
* « А вы знаете кем был Мао?»
* «Не может быть!»
Fritz: информация, которой мы пользуемя, зависит от источника. Так я читал книгу американского историка Сесиль Рот «Евреи Венеции», где он поминает доминироваие евреев в банковском бизнесе Венеции и в международной торговле, в частности — с Турцией. У Вас — другой источник информации. Рот о пряностях вообще не поминал.
То же с Испанией.
Борис, я задумался о Вашем ответе и аргументации о различных источниках, которыe мы использываем при анализе одного и того же исторического факта. Для Вас, глубоко верующего еврея,
всё сказанное, всё происходящее и прошедшее, служит лишь доказательством тому, во что Вы верите. Иначе если всё, во что Вы верите, не абсолютно, то во что же тогда верить?
Вероятно мы оба по своему правы. Хорошего Вам дня. Будьте здоровы.