Мир красоты Герба Риттса (1952 — 2002)

Герб Риттс. Фото: charlierose.com

 

Всю свою карьеру фотографа Герб Риттс посвятил прославлению красоты человека. Мир красоты был сутью его жизни, начиная от быта и кончая окружением блестящих супермоделей высокой моды и самых знаменитых звёзд Голливуда и шоу развлечений. 

 

Он каждого воспринимал возвышенно, независимо от внешности, характера, занимаемого положения. Это очарование Риттса человеком, как отмечает Ричард Гир, «проистекало от утончённости его души и ума. Он каждого делал красивым, потому что это то, что он видел». 

Герб Риттс родился в Брентвуде (район Лос-Анджелеса, где проживают люди с достатком выше среднего) в еврейской семье Герба Риттса-старшего, владельца мебельного бизнеса, и Ширли Риттс, дизайнера интерьеров. Он успешно окончил University High School, а затем Bard College в Нью-Йорке, где изучал экономику и историю искусств. По возвращении домой Герб начинает работать в компании отца торговым агентом по продаже мебели. Однако вскоре, разочаровавшись в торговой деятельности, он занялся поисками занятия по душе. Его призванием стала фотография.

Технику съёмки Риттс освоил на вечерних курсах. Поначалу он фотографировал родных, друзей. Первый профессиональный успех пришёл к Риттсу, когда его приятель, работавший в кино, привёл его на съёмку фильма «The Champ». Вскоре одна из фотографий актёров, снятых Гербом, была опубликована на обложке журнала Newsweek. Это был лишь предвестник блестящего признания творчества Герба Риттса.

Синди Кроуфорд. Фото: kulturologia.ruМир красоты Герба Риттса1

В 1978 году Риттс знакомится на автозаправке с начинающим актёром Ричардом Гиром. Герб забавы ради, убивая время, фотографирует будущую кинозвезду в гараже в расслабленной позе в майке и джинсах около Buick Lesabre. В 1980 году с выходом на экраны фильма «Американский жиголо» Ричард Гир внезапно обрёл популярность. Тогда Риттс отправляет свои фотографии Гира его агенту, и через некоторое время они были опубликованы в журналах Vogue, Esquire и Elle.

Об этом эпизоде Риттс вспоминал: «Конечно, я был доволен. Но, хотя мне это нравилось, я не думал о случившемся как о начале карьеры. По крайней мере, не думал об этом всерьёз. Однако, одно событие естественным образом следовало за другим, пока в конце концов я не оставил работу торгового агента и не осознал, что теперь я фотограф». Риттс продолжит сотрудничать с Гиром и в последующие годы. Больше того, он познакомит Гира с его будущей женой, моделью и актрисой Синди Кроуфорд. 

Мир красоты Герба Риттса2Аль Пачино и Мила Йовович в начале своей карьеры на снимках Herb Ritts. Фото:kulturologia.ru

Так, хобби Риттса обернулось для него в блестящее профессиональное занятие, принёсшее мировое признание. Профессиональная фотографическая карьера Риттса началась довольно поздно — в 26 лет. Но он добился успеха, о котором может лишь мечтать фотограф моды и рекламы, портретирующий знаменитостей.

Риттс ещё до того как он определился со своей профессией, был увлечён коллекционированием фотографий. Он покупал заинтересовавшие его работы избирательно как старых мастеров, таких как Франтишек Дртикол, Эдвард Уэстон, Береника Эббот, Август Зандер, Ансел Адамс, так и работы современных фотографов: Роберта Мэпплеторпа, Гельмута Ньютона, Ирвина Пенна. Все они неотъемлемо входили в его духовность, поддерживали его творческий огонь. «Мне нравится видеть, что было так много фотографов, делавших разнообразные работы, — говорил Риттс. — Это даёт мне чувство свободы». Фотографии его коллекции находились в каждом из трёх домов: в Голливуде, Малибу и Санта-Фе. «Прекрасно, — говорил Герб, — когда я иногда останавливаюсь и смотрю на фотографию. Это те моменты, когда я действительно их вижу».

Мир красоты Герба Риттса3Ричард Гир. Фото: artifex.ru

Герб Риттс создал свой легко узнаваемый стиль, выраженный в ясных абстрактно напряжённых формах с чётко очерченными контурами, светотенью. Его чёрно-белые изображения элегантны и чувственны. Они объединяют классические традиции фотографии с современными средствами выражения. Они вызывают ассоциации с древнегреческими скульптурами, отражавшими красоту и гармоничность тела.

Фотографии Риттса с обнажёнными моделями, классически чёткие по форме, лишённые вульгарности, эстетически безупречны, естественны и красивы. Утончённость восприятия фотографа вызывала доверительность у таких моделей, как Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Стефани Сеймур и Кристи Тарлингтон, позировавших перед камерой Риттса обнажёнными. 

Риттс никогда при съёмке не использовал штатив. Его модели перед камерой бегали, прыгали, ныряли в воду, валялись в песке. Он, находясь на некотором расстоянии, двигался за ними, постоянно снимая. Мастерство Риттса выражалось не только в великолепном владении процессом съёмки, но и в умении подобрать наиболее привлекательный образ для каждого человека, представить его в благоприятном ракурсе.

Герб Риттс с детства общался со знаменитостями и чувствовал себя в их среде непринуждённо. В одном из интервью он рассказывал: «Я рос по соседству со Стивом МакКуином, который был популярнейшей кинозвездой того времени, но, как ребёнок, я не придавал этому значения. Мне нравилось проводить с ним время, а по воскресеньям он катал меня на своём мотоцикле. Он был для меня как второй отец».

Мир красоты Герба Риттса4Наоми Кэмпбелл. Фото: lux.fm

Добродушный, весёлый характер Риттса располагал людей к доверию, устранял их обычную настороженность при съёмке. К тому же, как говорили, в мире моды и голливудских знаменитостей Риттс был исключением: он ни о ком не обронил ни одного дурного слова.

Герб Риттс предпочитал работать при естественном солнечном свете на открытых пространствах. Его излюбленным местом съёмок был пляж при ярком солнечном освещении, создающем блики в глазах модели, усиливающие их выразительность. При этом форма модели чётко подчёркивается светотенью. Порой для усиления фактуры волос модели Риттс разбрызгивал на них морскую воду, смешанную с песком, и снимал после подсушивания.

Английская модель Наоми Кэмпбелл так описывала типичный съёмочный день Риттса: «Он хотел, чтобы мы приходили к нему к одиннадцати. Мы завтракали, нам делали макияж и причёски, потом мы обедали. И только тогда он брал в руки камеру — его свет был с трёх до шести, это был «золотой свет»». 

С 1984 года Риттс начинает портретировать для Vanity Fair звёзд кино и шоу-развлечений. Его способность возвысить свой объект до мифа принесла ему признание величайшего иконографа конца ХХ столетия. С конца 1980-х годов Риттс становится одним из немногих фотографов в мире моды, снимавших самых признанных супермоделей.

Риттс фотографировал Элизабет Тейлор и Лоурен Бонэлл, Барбару Стрейзанд и Мерил Стрип, Джулию Робертс и Джессику Лонги и ещё многих-многих в этом неимоверно длинном перечне блестящих имён. Риттс был не чужд эпатировать публику, показывая знаменитостей в духе американской журнальной и газетной фотографии. Только очарованная его обаянием Элизабет Тейлор могла согласиься позировать с бритой головой после операции мозга или Джулия Робертс предстать в мужском нижнем белье.

Однако, это лишь дань широкой публике. Не этими проделками славен Риттс, хотя они придавали ему известное паблисити. Он достиг портретного совершенства, фотографируя Мерил Стрип, Диззи Гиллеспи, Мерса Каннингхема, Мела Гибсона, Джона Хьюстона. Его портреты украшали обложки журналов: Vogue, Vanity Fair, Rolling Stone, Interview.

В 1986 году Риттс делает портрет Мадонны для обложки её альбома «True Blue», а спустя три года она попросила его по-дружески стать режиссёром её видеоклипа «Cherish». На что Риттс сказал: «Но я ведь фотограф, я ничего не знаю о съёмке видео». Ответ Мадонны был краток: «Что ж, у тебя есть пара недель, чтобы узнать». Вскоре Риттс снимет этот клип на пляже в Лос-Анджелесе.

Так началась его успешная работа режиссёра видеоклипов и рекламных роликов. Среди многих режиссёрских работ Риттса видеоклипы на песни Криса Айзека «Wicked Game» и Джанет Джексон «Love Will Never Do» были удостоены наград от MTV Video Music Award (1990, 1991).

Отражением высокого признания творчества Герба Риттса стало представление его фотографий в календаре Pirelli в 1994 году. Ему позировали Хелена Кристенсен, Синди Кроуфорд и Кейт Мосс. В 1999 году он во второй раз снимал для календаря. Дважды такой чести удостаивались лишь Ричард Аведон (США), Патрик Демаршелье (Франция) и трижды Питер Линдберг (Германия).

Ещё при жизни Риттс опубликовал восемь альбомов фотографий и среди них «Африка» (Bulfinch Press, 1994), дань его увлечению этим красочным, привлекающим многих художников континентом.

Начиная с 1985 года, работы Риттса с большим успехом показывались во многих странах мира. В Музее изящных искусств Бостона (1996) ретроспективу из 236 фотографий Риттса посмотрели более 250 тысяч человек. Будучи признанным фотографом, Риттс создал рекламные кампании для Armani, Calvin Klein, Chanel, Donna Karan, Versace, Honda, Levis. Его рекламные изображения красовались на Times Square, на стенах музеев. За элегантные портреты, сделанные для GAP, Международный центр фотографии в 1991 году удостоил Герба Риттса премии по разделу прикладной фотографии.

Когда Риттс фотографировал, его нельзя было остановить. «Он ликовал за камерой — рассказывала стилист Сараян Хоур, с которой Риттс работал 17 лет, — Его наиболее известное выражение: «Ещё одну плёнку!»».

Каждая фотография Герба Риттса заряжена его одержимостью, его восхищением человеком. Он внёс в фотографию моды новый стиль, новый взгляд на представление модели, отдавая дань классическим традициям, и остаётся в ряду выдающихся мастеров визуального искусства.

 Лев ДОДИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,25 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *